Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть особенности формирования государственного бюджета в экономике;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Дефицит бюджета……………………………………………...
Глава 2.Пребывание дефицита федерального бюджета в РФ………...
Глава 3. Финансирование бюджетного дефицита…………………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

финансы2003Бюджетный дефицит и методы его финансирования.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал  государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования.

«Санкт-Петербургский  промышленно-экономический колледж»

В г. Сургуте. 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит.

На тему:  Бюджетный дефицит и методы его  финансирования. 
 

Выполнила студентка гр. 97506Ш. Овсянникова.Н.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г.Сургут.

2011г

   
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Дефицит бюджета……………………………………………... 5
Глава 2.Пребывание дефицита федерального бюджета в РФ………...               16
Глава 3. Финансирование бюджетного дефицита…………………….                                  18
Заключение………………………………………………………………                                                                                                 20
Список  литературы……………………………………………………... 22
   

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Тема, выбранная  мной очень важна, потому что она  заключается в том, что современные  тенденции развития финансовой системы  напрямую связаны с периодом, когда происходило ее реформирование для адаптации к новым условиям, финансовая система, которую создали в России, не давала видимых перспектив развития экономики. 

     Несмотря  на высокие налоговые ставки, федеральный  бюджет Российской Федерации уже  много лет принимался с дефицитом.  В основном большинство экономических стран имеют дефицитные бюджеты, но в относительно устойчивых  экономических системах это не является катастрофически отрицательным финансовым показателем. Бюджетный дефицит очень актуальная тема потому что, современные тенденции развития финансовой системы напрямую связаны с тем переходным периодом, когда и происходило реформирования финансовой системы для адаптации к новым условиям. Внешний и внутренний долг России, накопленный за период послевоенного становления экономики, а также переходного периода не позволяли экономистам и специалистам данной отрасли выбрать правильную стратегию развития государства, его экономический и финансовый механизм. Современные концепции экономического развития России имеют множество теоретически обоснованных идей по становлению и развитию экономики страны в ближайшее время, но не имеют возможности реализации данных проектов на практике.

     С 2005 года финансовая система в России начинает развиваться самостоятельно и демократично. Однако, понятие бюджетного дефицита для российской экономики не ново и оно часто встречается.

     Финансовая  политика России в настоящее время  направлена на оздоровление отечественной  экономики путем привлечения  экономических вливаний со стороны экономически-стабильных государств; установление твердого валютного курса и бюджетных ассигнований на развитие национальной экономики и т.д.

Цель  курсовой работы - изучить особенности  бюджетного дефицита.

Задачи  курсовой работы:

  1. Рассмотреть особенности формирования государственного бюджета в экономике;
  2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.

    Курсовая  работа содержит 3 главы. Первая рассказывает о дефиците бюджета, вторая о пребывании дефицита федерального бюджета Российской Федерации, третья глава рассказывает о финансировании бюджетного дефицита.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Дефицит бюджета.

     Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном финансовом году  расходы бюджета превосходят его доходы. При этом бюджетный дефицит выражает определенные изменения в национальной экономике и фиксирует результаты этих изменений.

     Специалисты по экономической теории совокупность причин возникновения бюджетного дефицита сводят к следующим факторам:

    • Спад общественного производства;
    • Рост издержек общественного производства;
    • Массовый выпуск (эмиссия) необеспеченных денег;
    • Неоправданно «раздутые» социальные программы;
    • Возросшие затраты на финансирование оборонных отраслей промышленности;
    • Крупномасштабный оборот дельцов «теневого» бизнеса.

     Бюджетный профицит – сумма, на которую в данном финансовом году доходы бюджета превосходят его расходы.

РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит).

РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (профицит).

Лучший  вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет)

Бюджетный дефицит имеет пассивную и активную форму.

     Пассивная – предполагает покрытие дефицита за счет различных традиционных источников формирования бюджета и направления  этих средств на социальные нужды.

     Активная  – предполагает распределение средств  из источников покрытия дефицита на расширение воспроизводства, инвестиционные и инновационные программы.

1.1.Источники финансирования дефицита Государственного бюджета.

Выделяются 2 источника:

Внешний – к ним относятся:

  • Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг.
  • Кредиты правительств иностранных Государств ,банков ,компаний ,международных финансовых организаций предоставленные в иностранной валюте.

Внутренние  – к ним относится:

  • Кредиты от кредитных организаций в валюте РФ.
  • Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг
  • Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы.

Пути  финансирования бюджетного дефицита:

  • Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально — экономические последствия.
  • Государственные займы -  в этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т. п., у которых имеются свободные «лишние» денежные средства.
  • Иностранные займы. Их предоставляет МВФ – международный валютный фонд.
  • Использование национального богатства.

1.2.Федеральный бюджет. Его доходы и расходы.

     Федеральный бюджет так же относится к бюджетному дефициту т.к он имеет расходы, что  и есть одна из проблем бюджетного дефицита.

   Федеральный бюджет - центральное, стратегическое звено бюджетной системы Российской Федерации. Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса развития государства , рыночной экономики. Определяющие значение для реализации задач бюджетной политики имеют параметры федерального бюджета – объем доходов и расходов ,их структура ,доля доходов государства ,централизуемая в федеральном бюджете , его сбалансированность и другие показатели.

Виды  доходов федерального бюджета.

Рассмотрим  состав ,структуру и динамику доходов  федерального бюджета в 1991 – 2001гг. Прежде всего, обращая на себя внимание, высокий удельный вес налоговых доходов.  Налоговые доходы составляли 6,97% в 1991г. и 5,38% общих доходов федерального бюджета в 2001г.  Доли основных налогов: акцизы – 18,40 и 15,76%; таможенные пошлины – 19,26 и 15,97%; налог на прибыль предприятий и организаций – 7,61 и 14,47% и т.д. Преимущественный удельный вес в налоговых доходах приходится на доходах от внешнеэкономической деятельности.

     Доходы  целевых бюджетных фондов составляли 8,77% в 1999г. и 1,77% общего объема доходов федерального бюджета в 2001 г.

     Важной  характеристикой доходов является из распределение между бюджетами. Объективной основой распределения  доходов по уровням бюджетной  системы является структура государственной  и муниципальной собственности, а так же разграничение собственности и предметов ведения – полномочий и ответственности – между федеральными  и субъектов Российской Федерации органами государственной власти и органами местного  самоуправления .

     Поскольку федеральный бюджет имеет определяющее значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ в целом и бюджетной системы в частности, меры по его устойчивости ежегодно регламентируются законом  о федеральном бюджете. ст. 53 Федерального закона от 31 декабря 1999г. №227 – ФЗ «О Федеральном бюджете на 2000 год» предусматривала, что в целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов Правительство РФ в случаях нарушения отдельными субъектами РФ и закрытыми административно – территориальными образованиями установленного законодательством РФ порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет было в праве применять к ним следующие санкции:

  • приостанавливать финансирование из федерального бюджета федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов РФ, перечисление средств, предусмотренных разделом «Финансовая помощь бюджетам других уровней» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, и иных средств федерального бюджета, установленных федеральным законом к перечислению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты административно территориальных – образований, а так же предоставление бюджетных ссуд и кредитов;
  • прекращать выдачу лицензий и квот на экспорт;
  • приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.

     Определяющая  характеристика параметров любого бюджета – структура его расходов. Предоставление бюджетных средств может осуществляться в нескольких формах:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнование на компенсацию дополнительных расходов, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, платежей и других обязательств);
  • субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредитов и заимствований в нутрии страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание долговых обязательств;
  • средств на обслуживание государственных или муниципальных гарантий.
 

   Расходы бюджетов определяются направлениями и переделами,              установленными федеральным законом, законами и иными нормативно правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджетов классифицируются по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций – экономической, социальной, оборотной и др. Состав расходов финансируемых исключительно из федерального бюджета, регламентировано статьей 84 БК.

   Наиболее  удельный вес приходится на расходы  по обслуживанию государственного долга, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, финансовую помощь бюджетам других уровней.

   Первоотчетными задачами бюджетной политики на среднесрочную перспективу в области расходов должно стоять следующее.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его финансирования