Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственный бюджет……………………………………………………...4
1.1. Государственный бюджет и бюджетный дефицит………………….4
1.2. Государственный долг РФ и его последствия……………………...10
2. Стратегия управления государственной задолженностью…………………13
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего долга………………...….13
2.2. Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ……………21
3. Перспективы погашения Государственного Долга РФ……………..……...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………...............................36

Работа содержит 1 файл

Курсовик - Бюджетный дефицит.doc

— 394.00 Кб (Скачать)
 

      «Бюджетный дефицит и государственный долг» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Государственный  бюджет……………………………………………………...4

      1.1. Государственный бюджет и бюджетный  дефицит………………….4

      1.2. Государственный долг РФ и его последствия……………………...10

2. Стратегия  управления государственной задолженностью…………………13

     2.1. Анализ динамики и структуры  внешнего долга………………...….13

      2.2. Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ……………21

3. Перспективы  погашения Государственного Долга РФ……………..……...30

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  литературы…………………………………………...............................36

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

    Актуальность  рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

    Цель  данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.  

1. Государственный  бюджет 

    1. Государственный бюджет и бюджетный  дефицит
 

     Государственное регулирование экономики может осуществляться посредством как денежно-кредитной политики, так  и  бюджетно-налоговой, или фискальной политики.

     Бюджетно-налоговая  политика основывается на формировании государственного бюджета через  систему налогообложения, а также на манипулировании государственными расходами для достижения основных макроэкономических целей, таких как рост занятости, производства, снижение темпов инфляции.

     Центральным понятием бюджетно-налоговой политики является государственный бюджет, являющийся важным звеном в финансовой системе. Он объединяет такие понятие, как налогообложение, государственные расходы и государственный кредит. Но это не просто финансовый документ, утвержденный в качестве закона. Именно вокруг бюджета государства организована вся финансовая система в целом, а также финансовое планирование и прогнозирование, осуществляемое на основе проводимой государством финансовой политики. Посредством государственного бюджета происходит мобилизация денежных средств и их распределение.

     Бюджет  государства состоит из расходной  и доходной частей, которые в разных странах имеют свои особенности. Доходная часть государственного бюджета  в основном базируется на поступлении  налогов, являющихся обязательными  платежами юридических и физических лиц в пользу государства. К таким налогам относятся:

    1) Подоходный налог с населения;

    2) Налог на прибыль корпораций;

    3) Налог на добавленную стоимость;

    4) Акцизы, таможенные пошлины.

  Кроме налоговых поступлений формирование доходной части бюджета обеспечивают неналоговые платежи, под которыми подразумевают доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или от деятельности, а также от внешнеэкономической деятельности. К неналоговым поступлениям государственного бюджета также относятся безвозмездные платежи и   остаток средств на конец предыдущего года, который зачисляется в доходы бюджета текущего года.

  Помимо того, что через бюджет аккумулируются денежные средства, с его помощью также осуществляется распределение этих средств на удовлетворение нужд государства. Расходы государства направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов направляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы.  Однако, прежде всего, главной задачей государственного бюджета является обеспечение устойчивого экономического развития страны.

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в  первую очередь тем, что с помощью  государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта.

     Он  распределяет денежные средства между  различными отраслями национального  хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны (рис. 1).

     

     Рис. 1. Качественные характеристики государственного бюджета 

     Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего национального  хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет, в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста1. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

     Несомненно, что важной характеристикой государственного бюджета является соотношение его  доходной и расходной частей. Выделяют три типа соотношения доходных и  расходных статей бюджета. В первом случае для государственного бюджета характерно полное соответствие его доходной и расходной статей. Государственный бюджет, отвечающий данным условиям, в экономической литературе называется сбалансированным.   Если же наблюдается несоответствие между доходной и расходной статьями государственного бюджета, то это говорит о наличии профицита, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, либо дефицита государственного  бюджета, который выражается в недостатке доходной части.  Естественно, наиболее предпочтительной будет ситуация, когда государственные доходы полностью соответствуют потребностям государства в денежных средствах. Однако, на практике сбалансированный бюджет имеет место крайне редко. Чаще всего государство сталкивается с ситуацией, когда расходная часть государственного бюджета превышает его доходную часть. В этом случае принято говорить о дефиците государственного бюджета.

     Таким образом, под дефицитом государственного бюджета в современной экономической литературе понимается величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

     Дефицит государственного бюджета классифицируется на общий и первичный дефицит. Под общим дефицитом подразумевают  разницу между текущими доходами и расходами государственного бюджета, в то время как первичный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

     Бюджетный дефицит связан с объемами производства, что позволяет различать фактический, циклический и структурный дефицит государственного бюджета. Фактический дефицит отражает отрицательную разницу между фактическими доходами и расходами правительства. Циклический дефицит связан с автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. От величины данного вида дефицита во многом зависит степень встроенной стабильности экономики.

     В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически сокращаются, а трансферты населению растут. В результате действия встроенных стабилизаторов увеличивается дефицит государственного бюджета на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада (Рис.2).

     

       

     Величина циклического дефицита определяется степенью наклона графиков налоговой и бюджетной функции. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона государственных расходов G – величиной г, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта  и изменением величины дохода.

     Однако  встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Они лишь ограничивают размах таких колебаний.

     Основываясь только на данных о циклическом дефиците государственного бюджета, невозможно оценить эффективность бюджетно-налоговой  политики. Это связано с тем, что  наличие циклически не сбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости ресурсов. Поэтому возникает необходимость использовать встроенные стабилизаторы экономики в совокупности с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики.

     В результате совместного использования  мер недискреционной и дискреционной  бюджетно-налоговой политики возникает структурный дефицит, представляющий собой разность между расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующем уровне налогообложения. Только с помощью структурного дефицита возможно рассматривать эффект воздействия на государственный бюджет изменений собственно бюджетно-налоговой политики и отделить его от всех прочих воздействий, например, со стороны изменения доходов.

Однако  бюджетно-налоговая политика не всегда бывает эффективной в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что действия, предпринимаемые Правительством, воздействуют на экономику не сразу, а через определенный промежуток времени. Поэтому в краткосрочном периоде необходимо наличие встроенных стабилизаторов в экономике, которые ″включаются″ без непосредственного вмешательства парламента. В качестве таких стабилизаторов в экономике, как правило, выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

     На  основании всего вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что через государственный бюджет осуществляется мобилизация денежных средств и  их распределение в  соответствии с нуждами государства.  

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг