Бюджетный дефицит, его причины и пути сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных путей сокращения бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита;
Рассмотреть государственную политику, направленную на сокращение бюджетного дефицита.

Содержание

Введение…….……………………………………………………………….……...3
1.Теоретические основы бюджетного дефицита……………...……...……....5
1.1. Понятие бюджетного дефицита и его виды………………………………….5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………....8
1.3.Государственный долг как следствие бюджетного дефицита....……………………………………………………………………....…9
2. Анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации…………...…...…..12
2.1. Состояние и особенности бюджетного дефицита в современной России…………………………………………………….………………………12
2.2. Финансирование бюджетного дефицита Р.Ф – причина возникновения
государственного долга РФ………….……………………….………….……….16
3. Пути сокращения бюджетного дефицита…………………..………………...21
3.1. Государственная политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита……...……………………………………...………….............................21
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………..……………………...24
Заключение ……………………………………………..…………………………30
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 102.37 Кб (Скачать)

     Кроме того, сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны  наиболее острые вопросы бюджетной  устойчивости. В среднесрочной перспективе  запланировано дальнейшее повышение  уровня расходов на пенсионное обеспечение  населения. Это решение обусловлено  низким уровнем доходов пенсионеров  и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает  дополнительные обязательства на федеральный  бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. [2] 
 

     3.2. Финансирование бюджетного дефицита.  
 

     Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  • Монетизация бюджетного дефицита;
  • Внешнее долговое финансирование;
  • Внутреннее долговое финансирование.

     Рассмотрим  более подробно каждый из способов финансирования

     Монетизация бюджетного дефицита. Этот способ финансирования состоит в том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет центральный банк. Таким образом, этот способ представляет собой займ у центрального банка, поскольку, как правило, правительство продает центральному банку государственные ценные бумаги, за которые центральный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение расходов правительства над доходами бюджета. Поскольку центральный банк является государственным учреждением и не имеет собственных доходов, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, центральный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.

     Достоинства такого способа финансирования:

     а) рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

     б) эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

     Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета  состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

     Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляется в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

     Отсроченные платежи – способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

     Внутреннее  долговое финансирование. Как уже указывалось ранее способ внутреннего долгового финансирования, заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

     Достоинства этого способа:

     а) он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;

     б) это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).

     Недостатки  этого способа:

     а) очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета;

     б) данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию;

     в) существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций, т.е.увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм.

     Внешнее долговое финансирование. Внешний займ основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций . Как правило, займ происходит путем продажи частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые займы.

     Достоинство этого метода состоит в возможности  получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

     Недостатки  этого способа:

     а) необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

     б) необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

     в) при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

     Теперь  более подробно рассмотрим источники  финансирования бюджетного дефицита.

     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

     1) внутренние источники в следующих  формах:

  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

     2) внешние источники в следующих  формах:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

     Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут быть только внутренние источники. Для субъектов РФ они выступают в следующих формах:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

     А для местного бюджета:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. [1]
 

Заключение 

     После относительно детального анализа выбранной  темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В процессе работы были выполнены  поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения. Выявлена роль дефицита бюджета в современной экономике, проанализированы способы финансирования бюджетного дефицита и источники финансирования в Российской Федерации.

     На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Рассмотрев  информацию по выбранной теме выявлена следующая закономерность –  бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны между собой. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно. Ежегодно сбалансированный бюджет является целью финансовой политики любого государства, но не всегда эта цель достижима. Бюджетный дефицит является важной  финансовой проблемой страны, поэтому она требует незамедлительного решения.

     В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить  в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов.

       Что касается России, то для сокращения бюджетного дефицита необходимо  внести изменения в налоговую политику, структуру и уровень налогообложения вести контроль за целевым использованием бюджетных средств и т.д.. Также можно отметить, что финансирование путем внутреннего и внешнего заимствования является одним из основных способов снижения бюджетного дефицита, но не следует забывать, что чрезмерное его использование может привести к негативным последствиям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
  3. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования/А.А. Чумаченко//Рынок ценных бумаг. – 2005. – №16. – С. 63-66.
  4. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки – 2005. – №26 – С.1-3.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
  6. Бюджетная система России.– Учебник для вузов/ под ред. Проф. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити, 2005. – 540с.
  7. Бюджет и бюджетная система: учебник/ под ред. Мст. П. Афанасьева; [предисловие А. Л. Кудрина]. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Юрайт, 2010. –777 с.
  8. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист. – 2006 – №1 – С.58-67.
  9. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ под ред. Проф. С. И. Лушина, проф. В. А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2006. – 763 с.
  10. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вэлби, Изд-во Проспект, 2006. –544 с.
  11. Макроэкономика: Курс лекций/ gод. Ред. Е. А. Киселёва – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 352 с.
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Для вузов / под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 479 с.
  13. Финансы: Учеб. Для вузов / С-Петерб. Гос. Ун-т экономики и финансов: Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Юрайт, 2005. – 504 с.
  14. Финанасы, денежное обращение и кредит.: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ под. Ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. – М.: ТК. Вэлби, Изд-во Проспект, 2004. – 720 с.
  15. Финансы: Учеб. – 2 изд., перераб.  и доп. / под ред. А.М. Ковалевой. – М.: ТК Вэлби, Изд-во Проспект, 2007. –640 с.
  16. Финансы предприятий: Учеб. Пособие/ под. ред. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. – М.: Инфра-М, 2005. – 343 с.
  17. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 592с.
  18. www.gks .ru
  19. www.minfin.ru
  20. www.cbr.ru

Информация о работе Бюджетный дефицит, его причины и пути сокращения