Бюджетный дефицит, его причины и пути сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных путей сокращения бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита;
Рассмотреть государственную политику, направленную на сокращение бюджетного дефицита.

Содержание

Введение…….……………………………………………………………….……...3
1.Теоретические основы бюджетного дефицита……………...……...……....5
1.1. Понятие бюджетного дефицита и его виды………………………………….5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………....8
1.3.Государственный долг как следствие бюджетного дефицита....……………………………………………………………………....…9
2. Анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации…………...…...…..12
2.1. Состояние и особенности бюджетного дефицита в современной России…………………………………………………….………………………12
2.2. Финансирование бюджетного дефицита Р.Ф – причина возникновения
государственного долга РФ………….……………………….………….……….16
3. Пути сокращения бюджетного дефицита…………………..………………...21
3.1. Государственная политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита……...……………………………………...………….............................21
3.2. Финансирование бюджетного дефицита…………..……………………...24
Заключение ……………………………………………..…………………………30
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 102.37 Кб (Скачать)

     Нынешние  российские долги западным странам  включают в себя следующие категории:

  • долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах;
  • кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;
  • задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

     Для того чтобы лучше понять ситуацию, сложившуюся в России в настоящее  время, рассмотрим  динамику внешнего долга страны (Таблица 3).

Таблица 3. Внешний долг России за 2000-2010 гг. [18]

Дата Сумма, млрд долл. США
2000 на 1 января 158,7
2001 на 1 января 143,7
2002 на 1 января 133,5
2003 на 1 января 125,7
2004 на 1 января 121,7
2005 на 1 января 114,1
2006 на 1 января 76,5
2007 на 1 января 52,0
2008 на 1 января 44,9
2009 на 1 января 40,6
2010 на 1 января 37,6

 

     Пик российского государственного долга  пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долл., а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП.

     На  основе вышеприведенной таблицы  можно сделать вывод, что наблюдается  тенденция к снижению государственной  внешний задолженности, в 2010 году  по сравнению с 2000 годом она сократился на 121,1 млрд. долл. США. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долл., что является одним из самых низких показателей в Европе.

     Теперь  рассмотрим структуру государственного долга Российской Федерации в 2010 году.

Таблица 4. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2010 года [20]

Категория долга млн. долларов США
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 40 899,4
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
821,3
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 762,5
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 1 153,4
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 821,1
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 269,9
Задолженность по еврооблигационным займам 30 456,5
     внешний облигационный заем 2015 года 2 000,0
     внешний облигационный заем 2020 года 3 500,0
     внешний облигационный заем 2018 года 3 466,4
     внешний облигационный заем 2028 года 2 499,9
     внешний облигационный заем 2030 года 18 990,2
Задолженность по ОВГВЗ 1 775,0
     в том числе:  
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 839,7

 

     Структура российского внешнего долга за последние  годы претерпела существенное положительное  изменение. Доля государственного долга  резко сократилась — если на долю правительства и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего внешнего привлечения, то в 2004 году эта доля упала до 49%, а  в 2009 году до 7%.

     Таким образом, на основе данных таблиц можно сделать вывод, что в структуре государственного долга наибольший удельный вес принадлежит задолженности по еврооблигационным займам – 30 456,5 млрд. руб. и по сравнению с прошлым годом за тот же период задолженность в 2010 году увеличилась на 4216,9. Увеличение внешнего долга по сравнению с прошлым годом за тот же период наблюдается только в таких категориях как задолженность по еврооблигациям, как отмечалось выше, и задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте. Во всех остальных категориях наблюдается снижение долговых обязательств.

     Что же касается внутреннего долга, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, то он продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц 2008 года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 октября 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 676,167 млрд. рублей. А 1 августа текущего года сумма внешнего долга составила 2,04 триллиона рублей. Долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5 %. [3, с. 64]

     В условиях снижения платежеспособного  спроса и покупательной способности  граждан бездействие государства  может привести к значительному  упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют  избежать состояния экономической  депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

  1. Пути сокращения бюджетного дефицита
 
 

     3.1. Государственная политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита 
 

     Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления  системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой  практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что  способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами  нужно стремиться к сбалансированному  бюджету расходов и доходов.

     При выработке стратегии борьбы с  дефицитом необходимо учитывать, что для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой экономики, иначе невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

     Неоправданными  являются меры, в основе которых  лежит идея в короткий срок, во что бы то не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране.

     В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить  в жизнь такие меры, которые, с  одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов.

     Рассмотрим  основные методы, используемые государствами для сокращения бюджетного дефицита:

  • повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета;
  • дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений;
  • развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти;
  • оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс;
  • совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
  • корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики;
  • составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  • принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет и др.

     При разработке конкретной Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, но при этом учитывать особенности страны.

     Рассмотрим  основные задачи бюджетной политики Российской Федерации на 2011 год и на дальнейшую перспективу.

      Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

     Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

     В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными  целями бюджетной политики в 2011-2013 годах  являются:

     1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

     2) разработка и внедрение инструментов  поддержки инноваций;

     3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы;

     4) повышение качества человеческого  капитала;

     5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

     6) реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  на период до 2012 года.

     В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а  также перестройку предприятий  на работу в новых внешних и  внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

     Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить  их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность  бюджетной политики ближайших трех лет.

     При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса  по разработке и коммерциализации новых  технологий в Сколково.

Информация о работе Бюджетный дефицит, его причины и пути сокращения