Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
Виды бюджетного дефицита………………………………………………..7
Факторы, влияющие на бюджетный дефицит………………………........14
Последствия бюджетного дефицита………………………………………15
Финансирование бюджетного дефицита
2.1. Сущность понятия управления бюджетного дефицита………………….18
2.2. Способы покрытия бюджетного дефицита……...………………………..19
3. Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 годы………………………..……..27
3.1. Прогнозы бюджетного дефицита………………………………………….30
Заключение …………………

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 72.86 Кб (Скачать)

Дефицит не должен быть сверхбольшим, потому что может  вызвать инфляцию, когда государство  тратит денег больше, чем получает налогов. На сумму дефицита увеличивается  количество денег в экономике.

3.1. Прогнозы бюджетного дефицита в РФ  

Необходимо решение  следующих задач - обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает  в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры  инфляции. В бюджетном послании 2009 ставилась задача ограничения и  последовательного снижения размеров дефицита. В 2013 году планируется сократить  дефицит федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению  с уровнем 2009 года.

Агрессивная бюджетная  политика правительства в 2009-2010гг. может  послужить топливом для инфляции и в 2011 г., а также, возможно, в 2012 г. Впрочем, в 2011 г. бюджетная политика начнет меняться: дефицит бюджета  будет финансироваться уже не из средств Резервного фонда (по сути, за счет эмиссии), а за счет заимствований, преимущественно внутренних. Вероятно, изменение бюджетной политики приведет к перелому инфляционных трендов  в 2012-2013гг. Правительство рассчитывает удерживать рост потребительских цен  на уровне 13-14%.

Резервный фонд РФ составил 775 млрд. руб. на начало 2011 года. В бюджет заложена цена $75 за баррель нефть, по оценкам Минэкономики, в 2011 году нефть будет дорожать. Планируется нефтяными допдоходами закрывать дефицит, а накопления Резервного фонда сохранить для ликвидации последствий возможного разгона инфляции, а также продолжающегося долгового кризиса в Европе. Задача на трехлетнюю перспективу – снизить инфляцию до 4-5 процентов в год.

Размер суверенного  долга минимален. Сегодняшний уровень  международных резервов России (а  это около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в конце 2008 года.

После беспрецедентных  по своим масштабам антикризисных  мер страна переходит к более  сбалансированной бюджетной политике. К сожалению, бюджетный дефицит  еще очень высок. Чтобы он не стал препятствием для развития, требуется  его снижение. Такие же обязательства  взяли на себя все ведущие страны мира.

Расходы на социальные обязательства уменьшаться не будут. Росту доходов для бюджета  способствуют увеличившиеся за три  последние года заказы атомной промышленности машиностроению по сравнению с 5-м годом – в 25 раз. Ресурсы будут использоваться не для латания дыр, а в целях модернизации экономики. Не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета будут направляться на поддержку повышения энергоэффективности экономики, развитие новых технологий. Произойдет избавление от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. Управление избыточной собственностью требует много сил, времени, немало средств, нередко становится источником коррупции. Правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний. Главная цель приватизации – повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции, а доходы от приватизации использовать, прежде всего, на модернизацию экономики.

Социально-оборонный  сдвиг в структуре расходов будет  заменен на оборонно-социальный, если ориентироваться на недавние заявления  президента и премьер-министра России о необходимости осуществления  за период 2011–2020 годов расходов в  сумме 20 трлн. руб. на перевооружение армии, реконструирование и перепрофилирование оборонной промышленности, повышение  денежного довольствия военнослужащих и обеспечение их жильем.

В связи с  исчерпанием в 2011 году Резервного фонда, финансирование этого «маневра»  предполагается осуществлять за счет сокращения расходов и за счет роста  налогообложения.

Какими же возможностями  располагает правительство? Возможности  по снижению расходов бюджета, даже с  применением структурных маневров, довольно ограничены. Нельзя до бесконечности  снижать расходы на экономику, человеческий капитал и трансферты регионам.

Налоговая нагрузка в 2011 году должна увеличиться на 3,4% ВВП. Судя по недавним заявлениям руководителей  Министерства финансов России, для  финансирования всех политических обещаний серьезный рост налоговой нагрузки необходимо будет продолжить. Однако рост налогов неминуемо приведет к снижению темпов экономического роста.

При этом бюджетные  проектировки на 2011–2013 годы содержат высокие риски неустойчивости и  в связи с возможным снижением  цен на углеводороды, и с риском более медленного, по сравнению с  намеченными в макроэкономическом прогнозе, экономического развития и  сокращением налоговой базы.

Ранее Всемирный  банк ожидал, что в 2011 г. бюджет будет  сбалансирован, но рост социальных расходов нивелирует высокие цены на нефть (в 2010-2011 гг. — $74-78/барр.).

В 2011 году дефицит  составит 1,814 триллиона рублей (3,6% ВВП), в 2012 - 1,735 триллиона рублей (3,1% ВВП) , в 2013 - 1,796 триллиона рублей (2,9% ВВП) .

Ненефтегазовый  дефицит также увеличится: в 2011 году - до 11,7% ВВП , в 2012 году - до 10,9% ВВП , в 2013 году - до 10,4% ВВП.

Увеличение дефицита будет покрываться за счет роста  заимствований РФ. Как сообщил  министр финансов РФ Кудрин, в 2011 году увеличение заимствований составит 46,7 миллиарда рублей, в 2012 году - 21,5 миллиарда  рублей, в 2013 - 30,5 миллиарда рублей. Увеличение преимущественно будет происходить  за счет внутренних заимствований. В  настоящее время дефицит бюджета  формально является небольшим (3,9%) и  может легко финансироваться  за счет Резервного фонда и заимствований, проблема заключается в большой  зависимости бюджета от цен на нефть, поскольку ненефтегазовый дефицит  бюджета в настоящее время  достигает 13% ВВП.

В 2007 году было законодательно введено ограничение размера  ненефтегазового дефицита в 4,7% ВВП, в 2008 году оно было отменено в связи  с кризисом. Не стоит наращивать ненефтегазовый дефицит, даже если нет  законодательного норматива максимального  уровня.

Сокращение бюджетного дефицита практически на 10 процентных пунктов потребует как увеличения доходной части, так и сокращения расходов. В таких случаях рекомендуется  сокращать дефицит бюджета на 1/5 за счет повышения налогов и  на 4/5 - за счет снижения расходов. 

 

     Заключение 

     После относительно детального анализа выбранной  темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в  части введения. Выявлена роль дефицита бюджета в современной экономике, проанализированы способы финансирования бюджетного дефицита и источники  финансирования в развивающихся  странах на примере РФ.

     В заключение хочется сказать, что  нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться  и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся  дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

     Многое  зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем  продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству  США сделать свой огромный трехтриллионный  долг безопасным для национальной экономики  и для благосостояния граждан. В  России долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия  внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису  и к резкому падению доходов  населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных  государств и различных международных  фондов привело к тому, что перспективы  развития экономики страны сегодня  во многом находятся не в руках  российского правительства, а в  руках их кредиторов. 

     Иными словами, природа и последствия  бюджетного дефицита полностью зависят  от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.

Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия