Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ основ бюджетного кодекса, правового режима государственного и местных муниципальных бюджетов. В связи с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи:
- охарактеризовать бюджетное устройство РФ;
- определить понятие и правовую форму государственного и местного бюджетов;
- проанализировать бюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации, муниципальных образований, а также изучение последних поправок к бюджетному кодексу и обоснование их необходимости.

Содержание

Введение 3
1 Бюджетное устройство России
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы 4
1.2 Бюджетные права в Российской Федерации 13
2 Значение бюджетного кодекса в регулировании
бюджетных правоотношений
2.1 Регулирование бюджетного права органов
государственной власти 14
2.2 Регулирование бюджетного права муниципальных
образований 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

    Следует заметить, что бюджетный  кодекс РФ 1998 г. применительно  к данной области использует  термин «компетенция» в отношении  органов государственной власти  РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

    Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России.       

  Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

   Основное содержание бюджетных  прав Российской Федерации, ее  субъектов, муниципальных образований  составляет следующие права на:

- собственный  бюджет;

- получение  закрепленных и регулирующих  бюджетных доходов и включение  их в данный бюджет;

- использование  средств собственного бюджета  для финансирования потребностей  государства или его территориальных  подразделений соответственно их  задачам и функциям;

- самостоятельное  определение направлений расходов  собственных бюджетов;

- распределение  собственных бюджетных доходов  между бюджетами данной территории;

- формирование  и использование в рамках собственного  бюджета целевых и резервных  фондов;

- объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;

- привлечение  в бюджеты заемных средств  (выпуск облигаций федеральных  займов, займов субъектов Федерации  и муниципальных займов, использование  банковского кредита и др.);

- оказание  финансовой поддержки нижестоящим  бюджетам;

- компенсацию  за счет средств вышестоящего  бюджета в случае уменьшения  доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения  бюджета вследствие решений вышестоящих  органов государственной власти;

- самостоятельное  распоряжение дополнительно выявленными  или сэкономленными средствами (свободными  остатками средств);

- правовое  регулирование отношений, касающихся  собственного бюджета (издание  законов, положений и др. нормативных  актов);

- судебную защиту бюджетных прав.

    Как видим, эти права отражают  взаимодействие выше- и нижестоящих  субъектов в области бюджетных  отношений, что обусловлено их  экономическими и политическими  взаимосвязями.

   Естественно, что на каждом  уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня.     Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.

   Анализ бюджетных прав государства  и его территориальных подразделений  как в общем аспекте, так и в направлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

    Посредством бюджетных прав РФ  проводится единая бюджетно-финансовая  политика на территории всей  страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.

   Кроме того, эти права создают  финансовые возможности для координации  и объединенных действий России  в рамках СНГ, а также для  выполнения международных обязательств  иного масштаба.

   Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, в частности Бюджетном кодексе РФ.

   Бюджетные права РФ - совокупность  прав и обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием,    Президентом и Правительством РФ. Бюджетные права РФ, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы:

1) Бюджетные  права РФ как суверенного единого  и неделимого федеративного государства;

2) Бюджетные  права РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов. Первая группа Бюджетного права основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование.

    Вторая группа бюджетных прав  включает в себя права по  формированию, распределению и использованию  федерального бюджета и права  по отношению к бюджетам нижестоящего  территориального уровня.

    Бюджетные права РФ по отношению  к бюджетам ее субъектов включает  в себя:

1) утверждение  дифференцированных или единых  нормативов отчислений от регулирующих  доходов для зачисления их  в государственные бюджеты субъектов  РФ;

2) определение  размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ;

3) определение  размеров субвенций для передачи  в бюджеты субъектов РФ, а также  целевых направлений использования  и иных условий их предоставления;

4) принятие  специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из федерального бюджета и их использования;

5) закрепление  за бюджетами субъектов РФ  на срок не менее чем пять  лет любых регулирующих доходов  и передача в эти же бюджеты  своих закрепленных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящего территориального уровня;

6) определение  расходной части минимального  бюджета субъектов РФ, гарантируемой  своими финансовыми возможностями; 

7) осуществление  контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства;

8) возмещение  выпавших доходов и ущерба, причиненного  бюджетам субъектов РФ в результате  своих правомерных и неправомерных  действий. 

2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТНОГО ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

       Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления обладают бюджетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения.   Указанные права обеспечивают также органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

  Основы  бюджетных прав муниципальных  образований в лице органов  местного самоуправления закреплены  в Конституции РФ (гл. 8), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс РФ обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов в области регулирования бюджетных отношений.

    Положения федерального законодательства  конкретизируются в законодательстве  субъектов РФ и нормативных  актах самих органов местного  самоуправления.

  Вместе  с тем определение основ бюджетно-правового статуса

муниципальных образований в федеральном законодательстве усиливает гарантированность этих прав.

   Важное значение в этом аспекте  имеет Федеральный закон «О  финансовых основах местного  самоуправления в Российской  Федерации», специально нацеленный на закрепление гарантий финансовых, в том числе бюджетных, прав органов местного самоуправления. Закон предписывает органам государственной власти России и органам государственной власти субъектов   Федерации содействовать развитию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. Вместе с тем названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.

    Бюджетно-правовой статус муниципальных  образовании определяет совокупность следующих прав:

  1) Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

    В законодательстве особо указывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию, местные органы самоуправления при этом выполняют процессуальные функции формирования и исполнения бюджета.    Такая правовая взаимосвязь подчеркивает направленность местного бюджета на интересы населения соответствующего муниципального образования, ее общее экономическое и социальное развитие. Поэтому встречающийся в юридической литературе и иногда в нормативных актах термин типа «бюджет органов местного самоуправления» можно воспринимать лишь как условный, не обладающий необходимой четкостью.

     Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправления.

   Средства местных бюджетов используются  для расходов, связанных:

а) с  решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

б) с  осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления;

в) с  обслуживанием и погашением долга  по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.

   2) Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями.

  3) Право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями.

  4) Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов.

    Так, за местными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ.

   К другим собственным доходам  местных бюджетов отнесены:

- доходы  от приватизации и реализации  муниципального имущества;

- доходы  от сдачи в аренду муниципального  имущества, включая аренду нежилых  помещений и муниципальных земель;

- платежи  за пользование недрами и природными  ресурсами, установленными в соответствии с законодательством РФ;

- не  менее 50% налога на имущество  предприятий;

- доходы  от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей;

- штрафы, подлежащие перечислению в местные  бюджеты;

- государственная  пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ