Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ основ бюджетного кодекса, правового режима государственного и местных муниципальных бюджетов. В связи с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи:
- охарактеризовать бюджетное устройство РФ;
- определить понятие и правовую форму государственного и местного бюджетов;
- проанализировать бюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации, муниципальных образований, а также изучение последних поправок к бюджетному кодексу и обоснование их необходимости.

Содержание

Введение 3
1 Бюджетное устройство России
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы 4
1.2 Бюджетные права в Российской Федерации 13
2 Значение бюджетного кодекса в регулировании
бюджетных правоотношений
2.1 Регулирование бюджетного права органов
государственной власти 14
2.2 Регулирование бюджетного права муниципальных
образований 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

   По юридическим формам доходы  различных элементов бюджетной  системы можно разделить на  налоговые и неналоговые. 

Виды  доходов млрд. руб % к  ВВП
Всего доходов 7 220,2 99,9
ДОХОДЫ  ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 810,6 38,9
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1 310,2 18,0
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 298,2 18,1
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 950,4 13,2
ДОХОДЫ  ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ 327,9 4,5
Прочее 523,0 7,2
 

   

     Рисунок 2 структура доходов федерального бюджета в 2011 году. Фактическое исполнение по состоянию на 01.09.2011 [данные Федерального казначейства].

    Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

   Кроме того, источники доходов  бюджета можно разделить на  внутренние и внешние. К внешним  источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами  и международными организациями.  Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

   Если распределение регулирующих  источников доходов не привело  к сбалансированности бюджета,  то применяются такие формы  бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.

  Дотация  - это денежная сумма, выделяемая  из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих  доходов недостаточно для формирования  минимального бюджета нижестоящего  уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

  Субвенция  - это денежная сумма, выделяемая  на определенный срок из бюджета  вышестоящего уровня на конкретные  цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

  Бюджетные  ссуды - это денежная сумма,  предоставляемая в тех же случаях,  что и дотации и субвенции,  однако на возвратной, а иногда  и на возмездной основе. Ссуда  может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

   Расходы бюджетов любого уровня  подразделяются на две части:  бюджет развития и бюджет текущих  расходов. Бюджетные расходы можно определить как “процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год”.   Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

  В  бюджет развития включаются ассигнования  на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.

   В бюджет текущих расходов  попадают все другие расходы:  на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, о чём свидетельствует рисунок 3.

Рисунок 3 структура расходов федерального бюджета в 2011 году. Фактическое исполнение по состоянию на 01.09.2011 [данные Федерального казначейства]

  

Наименование  статьи расходов млрд. руб % к  ВВП
По  всем разделам и подразделам 6 431,5 99,9
Социальная  политика 2 218,0 34,5
Национальная  оборона 855,2 13,3
Национальная  экономика 851,7 13,2
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 688,5 10,7
Общегосударственные вопросы 414,4 6,4
Прочие  расходы  1 403,7 21,8
 

   Практическое значение этой классификации  заключается в следующем: при  наличии бюджетного дефицита  первоочередному финансированию  подлежат расходы, включаемые  в бюджет текущих расходов.

   При составлении бюджета любого  уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

   Превышение расходной части над  доходной составляет дефицит  бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

      Покрытие дефицита бюджета осуществляется  за счет выпуска государственных  займов или использования кредитных  ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в

государственный долг и подлежат возврату, чаще всего  на возмездной основе. Поэтому использование  таких источников из года в год представляется достаточно бессмысленным.

   В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета.

   Распределение доходов и расходов  в бюджетной системе должно  быть подчинено решению:

    Во-первых, наделить РФ, каждого ее субъекта и орган местного самоуправления таким объемом бюджетных средств, который обеспечивает выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций.

   Во-вторых, определить такие бюджетные расходы РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.

   Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

    - централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

    -  максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

    - подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджета финансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, из республиканского бюджета в составе РФ - объекты республиканской собственности и т.д. 

1.2 БЮДЖЕТНЫЕ  ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   Бюджетное право - это совокупность  юридических норм, регулирующих  бюджетное устройство страны  и бюджетный процесс, то есть  порядок формирования и исполнения  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему государства, а также  компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

   Конституция страны - основополагающий  акт бюджетного права.

В Конституции  Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые  сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

    В соответствии со ст. 5 Конституции  РФ федеративное устройство Российской  Федерации основано на государственной  целостности и разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Предметы ведения в области  бюджета очерчены в ст. 71 Конституции  РФ, где зафиксировано, что в  ведении Российской Федерации  находятся федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

  В  ст. 72 Конституции РФ записано, что  установление общих принципов  налогообложения в Российской  Федерации находится в совместном  ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.  В ст. 1 «Протокола к договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации. 

2 ЗНАЧЕНИЕ  БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА В РЕГУЛИРОВАНИИ  БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 РЕГУЛИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТНОГО ПРАВО ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

    В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета.    Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.).

     Таким образом, в большинстве  случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным явлением.

    Следовательно, термин «бюджетные  права» можно толковать как  полномочия или компетенцию соответствующих  субъектов. Применение его в  определенной мере обусловлено  традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права - государственных и муниципальных образований, их органов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на активную деятельность.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ