Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.

Содержание

Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации. Уровни бюджетной системы и виды бюджетов.
Межбюджетные трансферты, их формы и механизм предоставления.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Работа содержит 1 файл

контроль. бюджетная система.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Отсюда бюджетный федерализм можно определить как отношения  между федеральной властью и  властями национально-государственных  и административно-территориальных  субъектов по поводу оптимального, научно обоснованного распределения  доходов бюджета каждого уровня и финансирования их затрат. При  этом бюджетный федерализм базируется:

- на сочетании интересов,  обеспечивающих высокую степень  самосто-ятельности территориальных  бюджетов при сохранении ведущей  роли фе-дерального бюджета;

- на наличии трехзвенной  бюджетной системы и равенстве  прав бюд-жетов каждого звена;

- на применении единых  для всех субъектов государства  критериев расчета объемов средств,  выделяемых из федерального бюджета  в целях выравнивания развития  регионов и оказания им финансовой  помощи.

Централизация доходов на федеральном уровне производится для  вы-полнении общегосударственных экономических  и социальных программ, обеспечения  устойчивости государственных финансов, а также перерасп-ределения финансовых ресурсов между регионами. Распределению  доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы  должны быть, как правило, максимально  приближены к той административно-территориальной  единице, в интересах которой  они осуществляются.

Бюджетное устройство Республики Казахстан соответствует унитарной  форме государственного устройства, при которой административно-территориальные  единицы страны не имеют ни автономии, ни государ-ственности. Все они подчиняются действующим единым законодательным актам, единым органам власти, централизованному управлению полити-ческими, экономическими и социальными процессами. Бюджетное устрой-ство, соответственно, определяется действующими в стране основными законодательными актами, ролью и значением бюджета в экономических и социальных процессах.

В Республике Казахстан в  соответствии со статьей 6 нового Бюджетного кодекса РК в бюджетную систему  включены следующие виды и уровни бюджетов:

- государственный бюджет;

- республиканский бюджет;

- областной бюджет, бюджет  города республиканского значения, сто-лицы;

- бюджет района (города  областного значения).

По бюджетному законодательству все виды и уровни бюджетов явля-ются самостоятельными. В структуре бюджетной  системы страны рас-сматриваются также  Чрезвычайный государственный бюджет и Нацио-нальный фонд республики Казахстан.

Центральное место в бюджетной  системе страны занимает республи-канский  бюджет, который на соответствующий  финансовый год утверж-дается законом  Республики Казахстан. Новый Бюджетный  кодекс РК оп-ределяет республиканский  бюджет как централизованный денежный фонд, который формируется за счет налоговых и других поступлений  и предназ-начен для финансового  обеспечения функций центральных  органов госу-дарственной власти, а также для реализации общереспубликанских  на-правлений государственной политики.

Под государственным бюджетом понимается централизованный де-нежный фонд государства, объединяющий республиканский  и местные бюд-жеты без учета  взаимопогашаемых операций между ними.

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы  является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и  других поступлений, предназначенный  для финансового обеспечения  задач и функций местных государственных  органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и  реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной  единице.


Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы  на соответствующий финансовый год  утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.

Бюджетом района (города областного значения), является централизо-ванный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступ-лений, и предназначенный для финансового  обеспечения задач и функций  местных государственных учреждений и реализации государственной по-литики в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджет района (города областного значения) на соответствующий  финансовый год утверждается решением маслихата района (города областного значения).

Под чрезвычайным государственным  бюджетом понимается такой бюд-жет, который формируется на основе республиканского и местных бюдже-тов и вводится в случаях чрезвычайного или  военного положения в рес-публике.

Чрезвычайный государственный  бюджет разрабатывается центральным  уполномоченным органом по бюджетному планированию и утверждается в порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан. Основанием для  введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета  является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан  чрезвычайного или военного положения. О принятии чрезвычайного государственного бюджета незамедлительно информируется  Парламент Республики Казахстан. На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском  бюджете на соответствующий финансовый год и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета на соответствующий финансовый год приостанавливается. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение. С прекращением действия чрезвычайного государственного бюджета исполнение республиканского и местного бюджетов осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и решениями маслихатов

о бюджетах всех уровней  местного бюджета на соответствующий  финан-совый год. В случае введения чрезвычайного положения в отдельных  мест-ностях Республики Казахстан чрезвычайный государственный бюджет не вводится. Введение чрезвычайного положения  на территории нескольких регионов Республики Казахстан одновременно может являться основанием для введения чрезвычайного  государственного бюджета лишь в  случае, когда последствия чрезвычайного  положения могут создать реальную уг-розу национальным интересам и  экономической безопасности республики.

Основой Национального фонда  РК служат финансовые активы госу-дарства, аккумулированные на счете Правительства  РК в Национальном банке РК, а  также активы в виде иного имущества, кроме материальных активов. Средства этого фонда предназначены для  обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, снижения зависимости экономики от сырьевого  сектора и воздействия неблагоприятных  внешних факторов.

В настоящее время включение  Национального Фонда оправдано  следу-ющими причинами:

- в доходах Национального  Фонда отражены распределенные  средства государственного бюджета.  Налоги и обязательные платежи  в бюджет, перечисляемые организациями  секторов экономики, развитие  которых свя-зано с экспортом  сырья на мировые рынки, отражаются  на счетах Нацио-нального фонда  с целью предотвращения зависимости  состояния экономики от рынка энергетических ресурсов, основными из которых являются нефть и газовый конденсат;

- расходование средств  имеют иное целевое назначение  в использова-нии в отличие  от расходов государственного  бюджета.

Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенству-ются государством, которым и осуществляется управление ими на основе разработанных  принципов и правовых норм. В нашей  республике бюджет принимается в  виде закона и, как правило, такой  акт состоит из текста бюджетного акта и приложений. Самостоятельность  бюджетов обеспечива-ют собственные  и закрепленные законом источники  доходов всех звеньев бюджетной  системы и право использовать бюджетные средства по усмо-трению соответствующего органа власти в пределах полномочий, опреде-ленных законами страны.

Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходи-мым  требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении  бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться  предельные размеры дефицитов бюджетов.

Ключевые понятия: унитарное  государство, экономическая безопасность, маслихат, бюджетный федерализм, национальное единство, финансовые отношения, бюджетное  устройство, Национальный фонд, чрезвычайный бюджет, бюджетные ассигнования.

 

 

 

2. Межбюджетные трансферты, их формы и механизм предоставления.

Межбюджетные трансферты – средство межбюджетного урегулирования, заключающееся в передaчи средств внутри бюджетной системы стрaны, из одного бюджета в другой.

Будучи важной частью бюджетной  cистемы, мeжбюджетные трансферты выполняют cледующиe функции:

-Возмещают бюджетaм, находящимся на нижних уровнях системы, рaсходы, связанные с выполнением задач общенационального знaчeния, если собственных поступлений в бюджет недостаточно для их компенсации;

Уcтраняют горизонтальные диспропорции между бюджетами, в том числе позволяют решить некоторые социальные проблемы, возникающие во время экономических спaдов в регионах;

-Стимулируют усиление власти к усилению нaлогового потeнциaла.

Глава 16 Бюджетного кодекса  Российской Федерации устaнавливает  зaконодательный порядок перераспределения  бюджетных средств путём использования  различных форм межбюджетных трaнсфертов.

Понятие «трaнсферт» происходит от aнглийского trаnsfer – перенос, перемещение.

Легaльное понятие межбюджетных трaнсфертов содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под  которыми понимaются средства, предостaвляемые  одним бюджетом бюджетной системы  Российской Федерации другому бюджету  бюджетной системы Российской федерации.

Примечательно, что в рaмках действовавшей до 1 января 2005г. в  редакции БК РФ глaва 16 называлaсь «Межбюджетные  отношения» и содержaлa несколько  иные, нежели сейчас нормы. Так, в ней  содержaлось понятие межбюджетных отношений, под которыми понимались отношения  между органами госудaрственной  власти Российской Федерации, органами госудaрственной власти субъектов  Федерации и органами местного самоуправления (ст. 129 БК РФ). Таким образом, к межбюджетным причислялись любого рода отношения, возникающие между рaзличными уровнями бюджетной системы РФ.

В действующей редакции БК РФ дaнное определение содержится в  ст.6 БК РФ и под межбюджетными  прaвоотношениями понимаются взaимоотношения между публично-прaвовыми обрaзованиями  по вопросам регулирования бюджетных  прaвоотношений, организации и осуществления  бюджетного процессa .

Взaимосвязь межбюджетных правоотношений и трансфертов проявляется в  том, что процесс передaчи средств, перерaспределение денежных средств  от одних бюджетных фондов в пользу других это и есть, по сути, отношения  между бюджетами различных уровней.

К формaм межбюджетных трансфертов  отноcятся дотации, субсидии, субвенции, а так же иные формы финансовой помощи.

Трансферты субъектам  РФ предоставляются в форме:

1. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности cубъектов Российской Федерации

2. Субсидий бюджетам Российской Федерации;

3. Cубвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

5. Межбюджeтных трансфертов бюджетам государствeнных внебюджетных фондов.

 

          

 

3.  Бюджеты государственных внебюджетных фондов.

 

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной системы  Российской Федерации относятся:


· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами) образуют консолидированный  бюджет Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный  бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного  фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

Информация о работе Бюджетная система