Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение федеральных целевых программ как государственной инвестиционной политики в РФ на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы формирования и финансирования ФЦП в РФ……..4
1.1. Сущность и содержание государственной инвестиционной политики
в РФ………………………………………………………………………………...4
1.2. Цели, задачи и условия формирования и финансирования
целевых программ в РФ………………………………………………………….7
1.3. Основные направления ФЦП……………………………………………11
2. Анализ бюджетного финансирования ФЦП и перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ………………………………….16
2.1. Анализ финансирования ФЦП на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….16
2.2. Проблемы развития как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………….………………………………………………………20
2.3. Перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………………....24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.07 Кб (Скачать)

    Принято решение отдать предпочтение комплексному варианту реализации Программы, что  позволит обеспечить преемственность  развития науки и инноваций, поставить  новые задачи и использовать механизмы  реализации, более соответствующие  современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики, обеспечить отработку основных механизмов государственной поддержки сферы  исследований и разработок и координацию  проводимых исследований и разработок, осуществить рациональный выбор  направлений исследований, развить  научно-технологический потенциал  на долгосрочный период, расширить  круг инновационно-активных компаний и повысить привлекательность научной  деятельности для молодых специалистов.

    Финансирование  этой ФЦП снизилось в 2008 году вдвое, в 2009 же году еще на 0,1%. Действия Правительства  РФ по резкому снижению финансирования этой программы в 2008 году объясняются наступившим кризисом. Ведь в условиях нестабильности экономики нецелесообразно финансировать исследования в области нанотехнологий. Безусловно, инновационная составляющая важна. Но приоритетной задачей в условиях кризиса является стабилизация экономики.

    Программа «Уничтожение запасов химического  оружия в РФ» была  урезана в 2008 году примерно на 40%, в 2009 году еще на 60%. Такое резкое снижение финансирования, безусловно, связано с тем, что данная программа по приоритетности стоит далеко не на первом месте.

    Важной  для России является Федеральная Целевая Программа «Мировой океан».

    Поскольку комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана являются важнейшими приоритетами политики государства не только в настоящее время, но и в будущем. Данные проблемы актуальны в связи с тем, что Мировой океан - место сосредоточения важнейших видов хозяйственной, военной и научно-технической деятельности различных государств, транснациональных корпораций, международных организаций и, одновременно, место пересечения их интересов.

    Мировой океан - это дополнительный источник минеральных, биологических и других ресурсов, требуемых серьезного изучения и охраны для социально-экономического развития государства.

    Россия  традиционно относится к числу  ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для  экономической и социальной жизни  России Мировой океан, и в первую очередь моря, омывающие побережье  страны, играют первостепенную роль.

    Исследование  Мирового океана, использование его  ресурсного потенциала, развитие транспортных коммуникаций, присутствие на морских пространствах в целях сохранения позиций России как морской державы, охрана морских границ, контроль за экологической обстановкой, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также климатические наблюдения - все эти и другие конкретные проблемы, имеющие самостоятельное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасного проживания населения как в прибрежных регионах, так и в стране в целом, требуют комплексного анализа для поиска оптимальных путей их решения.

    В 2008 году финансирование ФЦП «Мировой океан» сократилось вдвое, в 2009 году еще на 20,4%.

    Таким образом, можно сделать выводы:

    - в 2007 году были выделены значительные  суммы для финансирования ФЦП;

    - в 2008 году в связи с кризисом  началось резкое урезание финансирования  целевых программ;

    - уровень снижения финансирования  зависел от приоритетности целевой  программы; 

     2.2. Проблемы развития  целевого финансирования как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

    В России существует много белых пятен при внедрении программно-целевого метода управления бюджетными инвестициями.

    Поскольку бюджетные инвестиции представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Из определения вытекает необходимость эффективного использования бюджетных средств. Но «по результатам проверок Счетной палатой РФ установлено, что в 2004 г. по отдельным программам неиспользованные остатки объемов финансирования, полученного из федерального бюджета, по состоянию на 1 января 2005 г. составили значительные объемы»2, что является неэффективным использованием средств.

    Существенным недостатком бюджетного финансирования федеральных целевых программ является позднее заключение договоров и перечисление бюджетных средств. Финансирование значительного количества программ начинается во II квартале, при этом в IV — финансируется до 70% годовых бюджетных назначении.

    В то же время, анализ финансирования и  реализации федеральных целевых  программ за ряд лет показал, что  главной причиной, снижающей эффективность  ФЦП как инструмента бюджетных средств, является утверждение федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год объемов их финансирования ниже утвержденных паспортами программ.

    Так, «по 13 программам из 27 предусмотренные объемы финансирования НИОКР на 2005 г. ниже паспортных значений на 1848.8 млн. руб.. в том числе по программе «Национальная технологическая база» — на 337,6 млн. руб., или на 19,3%»3.

    Заказчиками программ допускается неэффективное  и нецелевое использование выделенных бюджетных средств. Из года в год остается неснижаемым объем дебиторской задолженности (порядка 3,0 млрд. руб.). Данный недостаток ФЦП показывает их неэффективность как инструмента бюджетных инвестиций.

    Анализ  формулирования тактических задач  и формирования ВЦП как инструмента бюджетных инвестиций показывает, что не для всех тактических задач, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей, указанные программы разработаны.

    Так же довольно-таки сложно определить привели ли бюджетные инвестиции к увеличению собственности государственного и (или) муниципального имущества. Таким образом, недостатком всех целевых программ России является отсутствие количественных значений оценочных и целевых показателей, что не позволяет полностью реализовать принцип бюджетирования, ориентированного на результат. Например, в докладах Минэкономразвития России, ФАС России, Минрегионы России не представлены количественные значения оценочных показателей из-за отсутствия в настоящее время методик их расчетов.

    Существенным  недостатком многих федеральных  целевых программ является отсутствие четко определенных целей и ожидаемых результатов, показателей социально-экономической эффективности. Использование в бюджетном процессе ВЦП пока не принесло ожидаемых результатов. Отсутствуют порядок, методика разработки и реализации ВЦП. Кроме того, федеральные целевые программы не в полной мере сосредоточены на реализации крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и структурных проектов, которые бы способствовали росту государственного имущества.

    Необходимо  отметить, что усложняются (причем, не всегда объективно) возможности  контроля за расходованием бюджетных средств. Укрупняется бюджетная классификация, а, следовательно, в течение года проверить целевой характер и эффективность расходования средств Счетной палате, как органу внешнего финансового контроля, становится сложно.

    Федеральные целевые программы должны быть нацелены на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и структурных проектов, которые бы способствовали увеличению государственной собственности на федеральном уровне, а не только на муниципальном.

    Объем ассигнований, необходимых для реализации действующих программ, должен быть достаточен для достижения планируемых результатов, а сокращение или прекращение выделения ассигнований должно происходить по формализованной процедуре в соответствии с четкими и прозрачными критериями оценки федеральных целевых программ.

    Важно выделить ряд других существенных недостатков, характерных для реализуемых в настоящее время федеральных макрорегиональных программ. Во-первых, в них не раскрываются критерии и принципы распределения средств между регионами, входящими в ареал действия программы, а также алгоритмы, определяющие порядок корректирования распределения средств между регионами и приоритетами в случае изменения объемов финансирования или существенного отклонения параметров эффективности и результативности от предусмотренных на стадии разработки программ.

    Еще одной из проблем является неравномерность развития регионов. Определенные регионы требуют больших влияний. Так, в частности, Чеченская республика в силу своего социально-экономического развития ожидает большого объема инвестиций. Очень часто финансирование ФЦП осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, и таким образом, происходит перераспределение доходной части из одних регионов на другие. И при этом довольно сложно оценить, какому из регионов более необходима финансовая помощь.

    Бывает  сложно проследить движение бюджетных  средств. И не всегда эффективно они  используются. Давно замечено, что осуществляемая чиновниками деятельность мене эффективна, нежели осуществляемая частными предпринимателями.

    Более того, из приведенного ранее анализа  становится очевидно, что ФЦП очень  чувствительны к экономическим  кризисам. При сокращении расходной  части бюджета государство среди инструментов бюджетных инвестиций в первую очередь урезает именно целевые программы.

     
    2.3. Перспективы  развития программно-целевого финансирования в РФ
как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

    В условиях рыночной экономики государство  не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать  не только внешним регулятором и  организатором инвестиционного  процесса, но и, будучи самым крупным  собственником, главным инвестором. Таким образом, проявляется необходимость  осуществления бюджетных инвестиций. А одним из приоритетных направлений  развития бюджетного инвестирования является программно-целевое финансирование.

    Международная практика доказала успешность бюджетирования, ориентированного на результаты, и комплексного среднесрочного планирования расходов как двух основных концептуальных и практических подходов к повышению эффективности бюджетных расходов. Более того, именно программно-целевые программы являются одним из наиболее эффективных инструментов финансирования бюджетных инвестиций.

    Правительство РФ планирует в ближайшие годы продолжить осуществление целевого финансирования определенных программ, в частности Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы", Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" и др.

    Исходя  из данных таблицы 24, очевидно, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом планируется практически вдвое сократить финансирование программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".

    Программу "Национальная технологическая база" так же планируют сократить вдвое. Однако в 2013 году планируют увеличить на 17%.

    Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" также ожидает увеличение финансирования за 2012-2013 гг. примерно на 7% ежегодно.

    Значительное  увеличение финансирования ожидается  у программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" примерно на 80%.

    Очень важным является развитие регионов РФ.

    Рассмотрим, ФЦП «Юг России» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Южный федеральный округ является наиболее слаборазвитым и трудоизбыточным российским макрорегионом, а Дальний Восток испытывает наибольшие экономические и социальные трудности вследствие своего периферийного положения и нехватки трудовых ресурсов.

    Так, из указанной таблицы видно, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом планируется снижение финансирования программы «Юг России» практически вдвое.

Информация о работе Бюджетная система