Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение федеральных целевых программ как государственной инвестиционной политики в РФ на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы формирования и финансирования ФЦП в РФ……..4
1.1. Сущность и содержание государственной инвестиционной политики
в РФ………………………………………………………………………………...4
1.2. Цели, задачи и условия формирования и финансирования
целевых программ в РФ………………………………………………………….7
1.3. Основные направления ФЦП……………………………………………11
2. Анализ бюджетного финансирования ФЦП и перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ………………………………….16
2.1. Анализ финансирования ФЦП на федеральном и региональном уровне…………………………………………………………………………….16
2.2. Проблемы развития как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………….………………………………………………………20
2.3. Перспективы развития программно-целевого финансирования в РФ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций……………………....24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.07 Кб (Скачать)

    Второй  раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с  указанием целевых индикаторов  и показателей.

    Требования, предъявляемые к целям программы:

    - специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

    - достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); 
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

    - привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

    Раздел  должен содержать обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей  программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы  с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей  для каждого этапа, а также  условия досрочного прекращения  реализации целевой программы.

    Третий  раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые  предлагается реализовать для решения  задач целевой программы и  достижения поставленных целей, а также  информацию о необходимых для  реализации каждого мероприятия  ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач  целевой программы.

    Программные мероприятия должны предусматривать  комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

    В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений  в нормативные правовые акты целевая  программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых  нормативных правовых актов.

    В четвертом разделе целевой программы  должно содержаться обоснование  ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также  сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности  привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и  средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных  мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

    Основные  требования к пятому разделу целевой  программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых принимает участие Российская Федерация». Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

    Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы  и должна служить приложением  к тексту программы. 

1.3 Основные направления ФЦП

     Федеральные целевые программы можно классифицировать по следующим основным разделам:

1) Развитие социальной инфраструктуры:

  • Программа «Жилище» на 2002-2010 годы;
  • Программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года»;
  • Программа «Социальное развитие села до 2012 года»;
  • Программа «Культура России (2006-2010 годы)»;
  • Программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»;
  • Программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»;
  • Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы».

2)Развитие транспортной инфраструктуры:

  • Программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»;
  • Программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

3)Новое поколение:

  • Программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы;
  • Программа «Русский язык» на 2006-2010 годы;
  • Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;
  • Программа «Дети России» на 2007-2010 годы.

4)Безопасность и экология:

  • Программа «Мировой океан»;
  • Программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»;
  • Программа «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)»;
  • Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;
  • Программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы»;
  • Программа «Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2005-2010 годы)»;
  • Программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы»;
  • Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы»;
  • Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года»;
  • Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»;
  • Программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы»;
  • Программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».
 

5)Развитие науки и технологий:

  • Программа «Глобальная навигационная система»;
  • Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»;
  • Программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
  • Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы»;
  • Программа «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы»;
  • Программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»;
  • Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;
  • Программа «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007- 2010 годы)»;
  • Программа «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы
  • Программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы;
  • Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 - 2015 годы.
 

6)Развитие регионов:

  • Программа развития Калининградской области на период до 2011 года;
  • Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»;
  • Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
  • Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы;
  • Программа «Юг России (2008-2012 годы)»;
  • Программа «Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы»;
 

7)Развитие государственных институтов:

  • Программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах»;
  • Программа «Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы;
  • Программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости  на 2006-2003 годы».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ бюджетного  финансирования ФЦП  и перспективы   развития программно-целевого  финансирования в  РФ 

2.1 Анализ финансирования  ФЦП на федеральном  и региональном  уровне

    Для анализа автором работы будут рассмотрены наиболее интересные и важные для государства программы.

    Программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы. Ее цель — обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

    Выполнение  задач этой программы играет важную роль для России. К основным задачам  можно отнести:

  • создание новых передовых технологий и оборудования;
  • разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;
  • активизация процессов коммерциализации новых технологий;
  • создание перспективного научно-технологического задела для разработки наукоемкой продукции;
  • решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.

    Исходя  из данных таблицы 11, можно сделать вывод, что финансирование данной ФЦП в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась на на 47,9%. Очевидно, что сокращение финансирования было осуществлено в связи мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2011 гг., который затронул и Россию. Однако уже в 2009 году по сравнению с 2008 годом обеспечение данной целевой программы увеличилось примерно в 2 раза (с 535800 до 789100 тыс. руб.). Возможно, такое решение было принято в связи с целями и задачами данной программы. Ведь для преодоления последствий кризиса и выхода экономики на новый уровень развития для России очень важным является развитие наукоемких отраслей и улучшения технологической базы предприятий.

    Не  менее важной программой является ФЦП  «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.

    Цель  программы - создание научно-технической и технологической базы наноиндустрии, техническое переоснащение приборно-инструментальной базы научно-исследовательских и производственных организаций. Реализация комплекса НИОКР по разработке технологий, материалов и инновационных продуктов с топологическими элементами в нанометровом диапазоне. Программа включает в себя несколько этапов.

    Так, финансирование этой программы в 2008 году по отношению к  2007 году увеличилось на 10,7%.  Можно предположить, что подобное увеличение произошло в связи с наступлением в 2008 году второго этапа реализации программы, одной из задач которой является приобретение научного и технологического оборудования. Скорее всего, договоры приобретения и поставки были заключены еще в 2007 году, и произвести отсрочку просто не получилось. Но в 2009 году финансирование данное программы все же было урезано примерно на 10%.

    Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 977-р, которым утверждена Концепция Программы.

    В указанной Концепции даны подробная  характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование связи  проблемы с целями социально-экономического развития Российской Федерации и  необходимости ее решения программно-целевым  методом, проведен анализ различных  вариантов решения проблемы, а  также дана оценка преимуществ и  рисков, возникающих при различных  вариантах решения проблемы в  сфере развития науки и инноваций.

Информация о работе Бюджетная система