Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Устройство бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования 5
1.1. Понятие бюджета, его экономическая роль 5
1.2. Устройство бюджетной системы 6
1.3. Содержание принципов бюджетной системы Российской Федерации 9
Глава 2. Доходы и расходы бюджетов разного уровня 14
2.1 Доходная часть бюджета 2008-2010 гг. 14
2.2 Расходная часть бюджета 2008-2010 гг. 15
Глава 3. Межбюджетные отношения и их реформирование, трансферты 18
3.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 18
3.2. Характеристика межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложения

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая по Бюджетной.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Что касается расходов федерального бюджета  на 2008-2010 гг., то следует особо отметить новый механизм управления нефтегазовыми доходами. Стабилизационный фонд прекратил свое существование в прежнем виде. Зато были созданы Резервный и Фонд будущих поколений. Резервный фонд предназначен для минимизации рисков экономики в случае резкого снижения на мировых рынках цен на нефть и природный газ. В Фонд будущих поколений направляются все остальные нефтегазовые доходы с целью повышения качества жизни и развития экономики.

     Предполагается, что новый механизм позволит существенно  снизить зависимость бюджетной  системы от внешней конъюнктуры, сделать бюджетные расходы стабильными и предсказуемыми в долгосрочной перспективе. Достигается это за счет перевода части природных активов в финансовую форму и за счет частичного замещения выпадающих бюджетных доходов нефтегазовым трансфертом. Причем одновременно с этим планируется, что доля нефтегазовых трансфертов в ВВП год от года будет снижаться в связи с прогнозируемым падением (начиная с 2011 г) нефтегазовых доходов федерального бюджета. По оценкам Агентства энергетической информации США, к 2015 г. они упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. - до 3,2% ВВП против 6,8% в 2008 г. и 5,2% в 2010 г. (см. табл.3 приложения). Исходя из указанных обстоятельств, планируется необходимый размер Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

     При этом исключительно важно не только накопить в достаточных размерах упомянутые фонды, но и выгодно разместить их средства в государственных и корпоративных ценных бумагах ведущих стран мировой экономики, чтобы полученный инвестиционный доход позволял компенсировать сокращающиеся поступления нефтегазовых доходов.

     В теории планируется, что полученный от вложений доход (проценты) Фонда  будущих поколений будет направляться - одна часть на программы ветхого  жилья, капитальный ремонт, а также  развитие автодорожной сети. Другая на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда Российской венчурной компании, Роснанотех, Российские технологии и др. Планируется за счет вложений в эти компании решение таких важнейших задач в экономике, как устранение инфраструктурных ограничений роста, повышение эффективности использования природных ресурсов, модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств. И третья часть (но не одна треть) полученных прибылей будет направляться на формирование "пенсионного капитала" граждан, накапливающегося на персональных накопительных счетах в Пенсионном фонде, на покрытие дефицита Пенсионного фонда страны8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Межбюджетные отношения и их реформирование, трансферты

3.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов

     Современное состояние межбюджетных отношений  в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они  складываются между федеральным  центром и регионами.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

     Основными задачами бюджетных взаимоотношений между центром и регионами является:

     - ликвидации несоответствия между  объемом расходных обязательств  субфедеральных органов власти  и величиной закрепленных за  бюджетами данных уровней доходных  поступлений;

     - сдерживание и сокращение уровня  дифференциации регионов в плане социально-эконономического развития с целью сбалансированного экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности;

     - стимулирование территориальных  «налоговых усилия» (побуждать  территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;

     - ориентация бюджетных политик  территориальных властей на реализацию  общегосударственных приоритетов.

     - устранение недостатков налоговой системы.

     Все эти задачи решаются с   помощью    механизма   межбюджетного

выравнивания.

     Основным  инструментом механизма межбюджетного  выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и  регионами (также как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

     Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

     1. дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ, которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Согласно ей уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда определяется по формуле:

       БОi = ИНПi / ИБРi ,где:

     БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда;

     ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;

     ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.

     Индекс  налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых  доходов консолидированного бюджета  субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Российской Федерации. Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

     Индекс  бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

     Индекс  бюджетных расходов применяется  для сопоставления уровней расчетной  бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере9.

     Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и  методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

     2. Совокупность субсидий бюджетам  субъектов РФ из федерального  бюджета образует Федеральный  фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

     3. Совокупность субвенций бюджетам  субъектам РФ из федерального  бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

     Субвенции распределяются между всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально  численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ

  1. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые

предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

     Крупнейшим  каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из ФФПР. (см. табл. 1).

     Механизм  межбюджетных отношений, при котором  основным регулятором стал выступать  целевой Фонд финансовой поддержки  регионов, введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался в размере 22 % НДС (за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет), в 1995 г. – в размере 27% НДС. В 1996-1998гг. фонд создавался за счет 15 % общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 и 2000гг. он был образован в размере 14% налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин и иных таможенных платежей.

     В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной  обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ

     В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.

     Как видно из таблицы 1, объем фонда, начиная  с 2000г. имеет в абсолютном выражении  устойчивый рост. При этом в процентном отношении наблюдается снижение. Например, с 2007 по 2008г.г. он вырос на 26,2 %. Данный факт свидетельствует о росте доходной части федерального бюджета даже с учетом инфляции. Это является результатом роста налогооблагаемой базы, который обусловлен устойчивым экономическим ростом в стране за последние несколько лет. В 2007г., как и в прошлые годы, самыми большими доходными статьями федерального бюджета являлись: таможенные пошлины – 33,9 %, НДС – 29 %, НДФЛ – 18 %.

     Таблица 1

     
года сумма в млрд.руб., (до 1998г.-трлн.руб.) доля в % в  федеральном бюджете (вкл.внебюджеиные фонды) кол-во дотационных  регионов
1994 11,9 6,1
1995 23,6 8,3 78
1996 39,3 9,0 75
1997 52,9 10,0 81
1998 39,2 7,8 76
1999 33,7 5,9 76
2000 57,4 6,7 71
2001 100,3 8,4 70
2002 147,5 7,6 71
2003 173,8 7,2 71
2004 175,8 6,4 71
2005 189,9 5,4 67
2006 228,2 5,3 65
2007 260,4 4,8 69
2008 328,6 5,2 72
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетная система РФ