Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Устройство бюджетной системы, основы и принципы ее функционирования 5
1.1. Понятие бюджета, его экономическая роль 5
1.2. Устройство бюджетной системы 6
1.3. Содержание принципов бюджетной системы Российской Федерации 9
Глава 2. Доходы и расходы бюджетов разного уровня 14
2.1 Доходная часть бюджета 2008-2010 гг. 14
2.2 Расходная часть бюджета 2008-2010 гг. 15
Глава 3. Межбюджетные отношения и их реформирование, трансферты 18
3.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 18
3.2. Характеристика межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложения

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая по Бюджетной.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Бюджет  субъекта Российской Федерации и местный бюджет – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

     Обособленную  группу в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

     Консолидированный бюджет Российской Федерации — это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Консолидированный  бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

     Большое значение для развития социальной политики России имеют государственные внебюджетные фонды. К государственным внебюджетным фондам относятся денежные фонды, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральными законами, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 13 БК). К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

1.3 Содержание принципов  бюджетной системы  Российской Федерации

 

     Принципы бюджетной системы Российской Федерации – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положение, определяющие функционирование этой системы и в целом бюджетных правоотношений.

     Эти принципы имеют важное значение, так  как обеспечивают единообразие бюджетного правотворчества и правоприменения на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     К основным (базовым) принципам бюджета  относятся следующие:

  1. законности;
  2. единство бюджетной системы Российской Федерации;
  3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  4. самостоятельность бюджетов;
  5. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  6. сбалансированность бюджетов;
  7. эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
  8. общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  9. гласность;
  10. достоверность;
  11. адресность и целевой характер бюджетных средств3.

     Значение  и содержание принципа законности заключается  в том, что бюджет должен быть утвержден  только в надлежащей правовой форме  – законом. Данный принцип закреплён  в ст. 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которого федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) обеспечивается не только единством правовой базы, единой денежной системой, формами бюджетной документации, единством принципов бюджетного процесса, но также единой системой санкций за нарушение бюджетного законодательства, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета. Этот принцип дает возможность применять на всех уровнях бюджетной системы такие законодательные акты, как Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также единую систему бюджетного учета и т.д.

     Тесно связаны между собой принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и принцип самостоятельности бюджетов4.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Этот принцип нашел отражение в ст. 49—64, 84—87 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, установивших основы разграничения доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т.е. в порядке, определенном Бюджетным Кодексом Российской Федерации, составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

     Кроме того, принцип самостоятельности  бюджетов подтверждают наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, законодательное  закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов, а также право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. Например, из федерального бюджета финансируются расходы на содержание представительных и исполнительных органов федерального уровня (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, все федеральные министерства, комитеты и т.д.).

     Принцип самостоятельности означает также  право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определить источники  финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджета.

     Наконец, этот принцип означает недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства5.

     Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33) тесно связан с принципом общего (совокупного) покрытия расходов (ст. 35). Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип имеет важное следствие, заключающееся в том, что налоги как важнейший доходный источник бюджета в принципе не могут быть целевыми, т.е. предназначенными для совершения определенного расхода.

     Весьма  важным для бюджетной системы  является принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ). Он означает, что расчет доходов и расходов бюджета должен быть реален и основываться на надежных, показателях прогноза социально-экономического развития соответствующей территории.

     Самостоятельным принципом бюджетной системы, характеризующим 

бюджетное устройство Российской Федерации, является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объекта средств.

     Важное  значение в правоприменительной  практике имеет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что бюджетные средства выделяются из бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (ст. 38).

     Утвержденный  бюджет и отчет о его исполнении должен быть опубликован в открытой печати. Этого требует принцип гласности бюджета (ст. 36 БК РФ). Кроме того, в соответствии с этим принципом должна быть обеспечена открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета6. 
 
 

Глава 2. Доходы и расходы бюджетов разного уровня

2.1. Доходная часть бюджета 2008-2010 гг.

     В соответствии с новым бюджетным  законодательством, с 2008 года в стране действует трехлетний бюджет (Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ). Правительством РФ планируется, что трехлетний бюджет должен способствовать созданию необходимых условий для поддержания экономической стабильности в стране и позитивным образом отразиться на развитии экономики в целом. Важными положениями бюджета на 2008-2010 гг. являются: выравнивание финансового обеспечения регионов, децентрализация полномочий и стимулирование инициативы снизу. Сделан акцент на долгосрочную устойчивость развития экономики, ее диверсификацию и инновационный характер. С этой целью созданы Инвестфонд, Фонд содействия реформирования ЖКХ, Корпорация нанотехнологий, Российская венчурная компания и другие фонды развития. Задачей региональных органов остается своевременное обоснованное представление Правительству инвестиционных проектов, на реализацию которых будут выделяться средства из этих фондов. Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и плановый период приведены в таблице 3 приложения.

     Формирование доходов  бюджета осуществлялось на основе сценарных  условий социально-экономического развития РФ, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2008-2010 гг. А также учитывались оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году. Было учтено действующее налоговое законодательство и одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающих в действие с 2008 года. Это:

       -освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций

дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации выплачивающей дивиденды (№ 76-ФЗ от 16 мая 2007г);

     - снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской федерации (№76-ФЗ от 16 мая 2007г);

     - установление налогового периода по налогу НДС для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал (ФЗ №137 от 27 июня 2006 г);

     - изменение ставок акцизов по подакцизным товарам (ФЗ№75 от 16 мая 2007 г).

     Судя по таблице  доходов (таблица 1 приложения 1) федерального бюджета на ближайшие три года, основное место в этой структуре занимают поступления от пяти основных доходных источников. А именно: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость на реализуемые в России товары (услуги), НДС на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ, налог на добычу полезных ископаемых и таможенные пошлины.

     В качестве дополнительных доходов предусматривается использование, в частности, доходов от улучшения администрирования налоговых сборов, от приватизации государственного имущества, от продажи активов компании ЮКОС (для погашения долгов перед государством)7.

2.2 Расходная часть бюджета 2008-2010 гг.

 

     Бюджет  на 2008-2010 гг. должен способствовать созданию необходимых условий для поддержания  экономической стабильности в стране и позитивным образом отразиться на развитии экономики в целом  и на социальной сфере, учитывая заложенные параметры расходной части бюджета и приоритеты. Распределение бюджетных ассигнований на 2008 г. и плановый период по разделам и классификации расходов бюджета показано в таблице 2 приложения 2.

Информация о работе Бюджетная система РФ