Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Принципы построения бюджетной системы РФ………………………4
2. Классификация доходов бюджетов бюджетной системы РФ………...9
2.1 Классификация доходов бюджетов РФ……………………………….9
2.2 Анализ доходной части бюджета РФ……………………………….12
3. Бюджетный процесс в РФ: понятие, участники, этапы, направления реформирования…………………………………………………………..15
3.1 Теоретические аспекты бюджетного процесса в РФ………………15
3.2 Направления реформирования бюджетного процесса в РФ……….20
Заключение………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….24

Работа содержит 1 файл

к.р по бюджетной системе.docx

— 100.13 Кб (Скачать)

     В структуре доходов  большой удельный вес занимает вывозные таможенные пошлины на нефть сырую – 1672,4 млрд. руб., по отношению к ВВП данный показатель составляет 3,8%. Затем следует НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ. Данные показатели равны соответственно 1328,7 млрд. руб. и 1169,5 млрд. руб. (Соотвественно3,0% и 2,6% к ВВП). Большой удельный вес занимает налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья – 1361,2 млрд. руб. (3,1% к ВВП).

     По итогам 2010 года на муниципальном уровне картина оказалась значительно лучше, чем в 2010 году. Так, прирост налоговых и неналоговых доходов  местных бюджетов составил 10 %, и это лучший результат за последние три года. По различным видам налогов рост доходов составил от 5 % до 16 %. Немаловажно и то, что региональные власти оказались более «лояльными» к муниципалитетам при формировании своих бюджетов на 2010 год: межбюджетные трансферты увеличились и практически достигли уровня 2008 года  (в 2009 году наблюдалось значительное их снижение). Прирост  по субсидиям составил  8 %, по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности - 12%. Одновременно сократился дефицит местных бюджетов (с 55 млрд руб. в 2009 г. до 11,6 млрд руб. в 2010 г.), а также их кредиторская задолженность (с 48 до 11 млрд руб.)  

       Значительно — почти на 20 % - выросли  и остатки денежных средств  на конец 2010 года, составив 90 млрд руб. Это говорит о том, что какие-то расходы на местном уровне не осуществляются.

    3. Бюджетный  процесс в РФ: понятие, участники, этапы, направления   реформирования

    3.1 Теоретические  аспекты бюджетного процесса  в РФ.

     Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также  составлению и утверждению отчета об его исполнении.

     Участниками бюджетного процесса являются:

     - Президент Российской Федерации;

     - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

     - законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

     - исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

     - Центральный банк Российской Федерации;

     - органы государственного (муниципального) финансового контроля;

     - органы управления государственными внебюджетными фондами;

     - главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

     - главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

     - главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

     - получатели бюджетных средств.

     Основными этапами бюджетного процесса являются:

     1) Составление проектов бюджетов. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.  Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

     Проект  бюджета субъекта Российской Федерации  и проекты бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном  высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями  настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации.

     Проект  местного бюджета составляется в  порядке, установленном местной  администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением  его требований муниципальными правовыми  актами представительного органа муниципального образования.

     Проект  федерального бюджета и проекты  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

     Проект  бюджета субъекта Российской Федерации  и проекты территориальных государственных  внебюджетных фондов (проекты местных  бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной  финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным  правовым актом представительного  органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

     Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и местных администраций муниципальных  образований.

     Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

    2) Рассмотрение и утверждение бюджетов. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

    Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается  внесенным в срок, если он доставлен  в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года.

    Одновременно  указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации. В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 192 настоящего Кодекса.

    Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании  заключения Комитета по бюджету принимает  решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство  Российской Федерации на доработку.

    Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в первом чтении в  течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

    Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.

     Государственная Дума рассматривает в третьем  чтении проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации  рассматривает федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления  Государственной Думой.

     При рассмотрении федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

    3) Исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

     4) Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

     Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

     Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации. Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

     Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации  в порядке, установленном Кодексом.

    3.2 Направления  реформирования бюджетного процесса  в РФ

     Сегодняшний кризис наглядно продемонстрировал  все наши слабые стороны в экономике, финансовой системе, бюджетном устройстве. Остановимся на проблемах и слабых сторонах именно бюджетного процесса.

     Ситуация  в экономике и в бюджете  в настоящее время настолько  критична, что без кардинальных изменений  как в самой экономике, так  и в организации бюджетного процесса никак не обойтись. Между тем осуществление  бюджетного процесса, включающего и  бюджетное планирование, в условиях кризиса очень сложная работа в силу объективных причин.  Одним из главных направлений реформирования бюджетного процесса должно стать совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, а также более тесная увязка бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами. Применение программно-целевого планирования ограничивается только разработкой и реализацией федеральных целевых программ.

     Главная задача реформирования бюджетного процесса - создание условий и предпосылок  для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной  политики.

     Одна  из задач этой реформы заключается  в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами»  путем повышения ответственности  и расширения самостоятельности  участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

     Необходимость перехода к «управлению результатами»  обусловливает формирование бюджета  исходя из целей планируемых результатов  государственной политики.

     Основой новой организации бюджетного процесса должна стать модель «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть - распределение бюджетных  ресурсов между администраторами бюджетных  средств и (или) реализуемыми ими  бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической  политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Информация о работе Бюджетная система РФ