Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………....5
1.1 Сущность, функции и роль Федерального бюджета…………………………..5
1.2 Доходы и расходы Федерального бюджета…………………………………..12
2. Роль бюджета государства в национальной экономике…………………..24
2.1 Общая характеристика Федерального бюджета РФ.…………………...…….24
2.2 Анализ доходов и расходов Федерального бюджета РФ…………………….32
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………..…………………………………………………………37
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики..……..………..………....38
3.2 Пути укрепления доходной части и повышения эффективности расходной базы Федерального бюджета………………………………………………………40

Заключение ………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы………………………........……………..46

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 274.14 Кб (Скачать)

И.о.министра отметил, что  средства, накопленные в Резервном  фонде позволят исполнить бюджетные  обязательства в следующем году даже при ухудшении экономической  конъюнктуры. По его словам, расходование средств фонда может начаться, если цена на нефть упадет ниже 93 долларов за баррель.

Силуанов сообщил также, что в декабре расходы бюджета, как ожидается, составят около 2 триллионов рублей, что более чем в два  раза превышает среднемесячный показатель. По его словам, проблема "денежного  навеса" в декабре так до конца  и не решена, однако он не приведет к  существенному всплеску инфляции в  начале следующего года, так как  ранее были приняты решения о  неповышении в первом полугодии  тарифов большинства естественных монополий и ЖКХ.

Итак, можно сделать вывод, что в целом проводимая в последние  годы макроэкономическая и бюджетная  политика внесла некоторый вклад  в  российскую экономику. Несмотря на неустойчивое положение в результате мирового кризиса, федеральный бюджет РФ остается сбалансированным за счет средств Резервного фонда и за счет высоких цен на природные  ресурсы на мировом рынке сырья.

3. Совершенствование  бюджетных отношений в Российской  Федерации

Внешними источниками  финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных финансовых организаций, в том числе Международного валютного фонда (МВФ).

Основными задачами политики в области финансирования дефицита федерального бюджета являются:

    • увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;
    • продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении объема внешних заимствований.

В целом задачи бюджетной  политики можно сформулировать следующим  образом:

    • удержать экономику от спада производства;
    • обеспечить финансовую стабилизацию;
    • стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;
    • сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
    • укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
    • создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
    • усиление контроля над величиной государственного долга.

3.1 Приоритетные  направления бюджетной политики

Согласно данным Российской газеты от 05.12.2011 [12] в комментариях к  принятому бюджету расходы бюджета  увеличатся на помощь семьям, дороги, сельское хозяйство и научные исследования.

Если в этом году бюджетные  доходы планировались в пределах 8,3 триллиона рублей, а расходы - в 10 триллионов рублей, то в следующем  они будут соответственно 11,8 и 12,7 триллиона рублей, уточняет председатель Комитета Госдумы по бюджету и  налогам Юрий Васильев.

Правда, повышен и прогноз  по цене нефти - с 75 до 100 долларов за "бочку". Хотя, по расчетам минфина, "вес" нефтегазовых доходов в наполнении казны будет  постепенно снижаться - с 10,3 процента ВВП  в 2011 году до 8,4 процента к окончанию  финансовой "трехлетки".

Больше всего денег  в общем объеме расходов планируется  потратить на социальную политику. Это в общей сложности 30,8 процента всех бюджетных трат, или 3,8 триллиона  рублей. Что на 14,7 процента, или на 690 миллиардов рублей, больше, чем в  этом году. "При этом все социальные обязательства перед гражданами подкреплены финансами, а значит, должны быть выполнены", - говорит  Юрий Васильев.

На что же пойдут эти  деньги? Будут проиндексированы все  пособия, включая стипендии. Дважды получат прибавку пенсионеры, средний  размер трудовой пенсии превысит 9 тысяч  рублей. В приоритетах остаются здравоохранение  и образование. На эти цели предполагается направить соответственно более 500 и 600 миллиардов рублей.

"За счет этих средств  планируется обновить материально-техническую  базу больниц и поликлиник, повысить  стандарты оказания медпомощи,  поднять зарплату учителям. Предусмотрены  деньги на выплату "подъемных"  сельским медикам и на льготную  ипотеку для учителей", - рассказывает  собеседник "РГ".

В принятом законе закрепляется право на единовременные компенсационные  выплаты в один миллион рублей сельским врачам в возрасте до 35 лет.

Будут поддерживаться и семьи  с детьми. На выплату материнского капитала в бюджете заложено 163 миллиарда  рублей, это на 40 миллиардов больше, чем в 2011 году. А размер маткапитала  увеличен с 365,7 до 387,6 тысячи рублей. Обычно эти деньги молодые семьи тратят на улучшение жилищных условий. Что касается детских садов, то на оснащение дополнительно созданных мест мебелью, сантехникой, инвентарем и игрушками регионам напрямую будет передан миллиард рублей, еще 8 миллиардов они смогут получить в форме кредита.

Расходы на национальную экономику  несколько сократятся. Но при этом будет увеличена поддержка сельского  хозяйства, транспортной инфраструктуры и прикладных научных исследований. Кстати, именно по этим направлениям и  будет выделено больше всего средств. "Агропромышленный комплекс получит  из федерального бюджета 136 миллиардов рублей, два миллиарда пойдут на поддержку молодых фермеров", - уточняет Васильев.

На строительство дорог, по его словам, за три года планируется  направить более триллиона рублей. По расчетам минфина, Федеральный дорожный фонд, средства которого идут на ремонт и содержание трасс, в следующем  году должен получить почти 400 миллиардов рублей, региональные фонды - более 500 миллиардов рублей. Кроме того, регионы получат  право реструктуризировать бюджетные  кредиты, выданные им в 2009 году на строительство  и ремонт автодорог. А если суммировать  все госпрограммы по инновационному развитию и модернизации экономики, они "потянут" более чем на 1,8 триллиона рублей. Заложены деньги на развитие авиа- и судостроения, исследования в области космоса, проекты в  сфере компьютерных технологий, медицины и фармацевтики, атомной энергетики.

Нарастить бюджетные доходы позволили сразу несколько мер. За счет индексации акцизов только на крепкие спиртные напитки казна  получит в следующем году 135 миллиардов рублей, уже к 2014 году эти доходы выйдут на уровень примерно 250 миллиардов рублей, напоминает Васильев. На бюджет, продолжает он, будет работать и  сигаретный дым. Увеличение акцизов на табак принесет к концу трехлетки почти 430 миллиардов рублей, рассчитал собеседник "РГ".

Главными в росте доходов  будут по-прежнему цены на нефть. Благодаря  их росту по сравнению с планами  на 2011 год, казна получит дополнительно  более триллиона рублей. Это и  создает основной риск. По расчетам минфина, для того чтобы бюджет был  сбалансированным, в следующем году нефть должна была бы стоить 117 долларов за баррель. А ненефтегазовый дефицит  бюджета, то есть без учета поступлений  от экспорта сырья, в следующем году составит 11 процентов ВВП. Тогда  как при учете доходов от нефти  он всего 1,5 процента ВВП.

Проблема выравнивания доходов  и расходов не решится просто. Но будет одной из главных при  верстке следующего бюджета. При  этом уже со следующего года, рассказывает Васильев, его планируется составлять по программному принципу. "Это позволит более четко фиксировать эффективность  бюджетных трат в соответствии с  их целевым характером. Будут установлены  соответствующие цели и показатели расхода казенных денег, за которые  всегда можно найти ответственного, проверить и посмотреть, насколько  правильно реализуются намеченные цели и задачи в проекте бюджета", - поясняет собеседник "РГ".

 

3.2 Пути укрепления  доходной части и повышения  эффективности расходной базы  Федерального бюджета

Российский бюджет следующего года застрахован от краткосрочного падения цен на нефть. И даже если баррель подешевеет до 60 долларов, расходные  обязательства будут выполнены.

Казну поддержит "подушка  безопасности" в виде Резервного фонда, к масштабным заимствованиям прибегать не придется, считает глава  Экономической экспертной группы Евсей  Гурвич.

Доходы казны в следующем  году рассчитаны исходя из стоимости  нефти в 100 долларов за баррель. И  главные тревоги связаны как  раз с тем, будет ли выдержана такая планка. Ведь если сбудутся мрачные предсказания и произойдет неуправляемый кризис в еврозоне, это отразится на нефтяных котировках. Кроме того, Европа является нашим крупнейшим торговым партнером, и рецессия в Старом Свете снизит запросы на российский экспорт. Однако осторожная бюджетная политика этого года позволила нам защититься от вполне вероятных рисков в следующем году, - говорит Гурвич. - Вопреки предсказаниям некоторых экспертов, опасавшихся наращивания расходов на фоне роста цен на нефть, мы потратили только одну седьмую часть дополнительных доходов. А остальные деньги сберегли". На начало 2012 года в Резервном фонде будет 1,6 триллиона рублей. Предполагается, что до конца следующего года он будет пополнен еще на 512 миллиардов рублей.

И средств из "подушки  безопасности" должно хватить даже в случае острого кризиса. К тому же, по мнению большинства аналитиков, вряд ли нефтяные котировки упадут надолго, напоминает Гурвич. Крупнейшие поставщики нефти, формирующие ситуацию на рынке, - Кувейт, Саудовская Аравия и  другие - в последние годы существенно  увеличили свои расходы, поясняет он. Бюджеты этих стран сбалансированы при цене барреля в 90-95 долларов, и они приложат все силы, чтобы  обеспечить такую стоимость нефти. Есть, впрочем, опасение, что она  все-таки может подешеветь из-за замедления роста китайской экономики, являющейся сейчас одним из главных потребителей ресурсов. "В этом случает нам, действительно, придется корректировать свою бюджетную политику, расходы, - признает Гурвич. - Но это можно будет  делать постепенно, а не в авральном  порядке".

Надо сказать, что некоторые  расходы, несмотря на их общий рост, все же будут сокращены уже  в следующем году. Впрочем, незначительно. Так, на национальную экономику казна  потратит в 2012 году 1,8 триллиона рублей против 1,9 триллиона в этом году. Предполагается, что к 2014 году они  составят 1,6 триллиона рублей. Дело в том, что расходы по этой статье были резко увеличены в период кризиса - с 1,3 до 4,3 процента ВВП, то есть почти в три раза, объясняет Гурвич. И сейчас, по мере восстановления экономики они постепенно возвращаются к прежнему уровню, замечает собеседник "РГ".

Еще одна бюджетная статья, по которой намечено снижение, - межбюджетные трансферты на поддержку регионов. С более чем 600 миллиардов рублей в этом году они будут сокращены  до 553 миллиардов рублей в 2012-м. Их снижение намечено и дальше, вплоть до 2014 года. Значит ли это, что ухудшится положение  регионов? Это совсем не так.

Во-первых, пояснил Гурвич, на федеральный уровень передается финансирование полиции, сокращение трансфертов  частично компенсирует центру эти дополнительные расходы. В частности, меньше денег  регионы получат и на осуществление  некоторых инвестпроектов. Но предполагается, что частично они смогут направить  на них средства, которые должны "сэкономить" от содержания органов  правопорядка.

Во-вторых, с 2012 года не предусматривается  предоставление субсидий на капитальный  ремонт автодорог административных центров - деньги на эти цели будут  сконцентрированы в региональных дорожных фондах. В то же время поддержка  центра на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов сохраняется неизменной, подчеркнул Евсей Гурвич.

Тем не менее, политика повышения  самостоятельности регионов будет  продолжена, напоминает эксперт. "Из центра не всегда видно, какие направления  расходов приоритетны в том или  ином регионе. На местах можно лучше  понять, как эффективно расходовать  деньги. Наконец, большая самостоятельность  стимулирует региональные власти к  развитию собственной доходной базы, созданию условий для ведения  бизнеса", - поясняет он.

К 2014 году будут несколько  снижены и расходы на образование  и здравоохранение. На это тоже есть причины. С 603 миллирадов рублей в 2012 году году расходы на образование снизястя до 499 миллиарда рублей. "В 2013 году заканчивается большая федеральная  программа модернизации сети образовательных учреждений", - объясняет Гурвич. А бюджетные расходы на здравоохранение частично сокращаются, потому что увеличены взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Здравоохранение выиграло от этого 0,4 процента ВВП.

В 2014 году будут снижены  затраты на спорт, которые тоже "зашиты" в этой статье расходов. Это связано  с завершением программ по подготовке спортсменов к Олимпиаде в  Сочи. "Тем не менее, в бюджете  на 2013-2014 годы есть еще так называемые нераспределенные расходы - 0,5 и 1,1 процента ВВП, соответственно, - напоминает Гурвич. - Вполне вероятно, что часть этих средств будет направлена в том  числе на финансирование образования  и здравоохранения".

Эксперты, работающие над  обновлением "Стратегии-2020", предлагают увеличить финансирование этих двух направлений. Но рост финансирования должен сопровождаться и разумными реформами  этих сфер, считает собеседник "Российской газеты".

Что же касается увеличения бюджетных расходов, то одним из наиболее заметных направлений остается социальная политика. В 2012 году эти  расходы вырастут больше чем на 700 миллиардов рублей, до 3,8 триллиона  рублей.

Информация о работе Бюджетная система РФ