Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………....5
1.1 Сущность, функции и роль Федерального бюджета…………………………..5
1.2 Доходы и расходы Федерального бюджета…………………………………..12
2. Роль бюджета государства в национальной экономике…………………..24
2.1 Общая характеристика Федерального бюджета РФ.…………………...…….24
2.2 Анализ доходов и расходов Федерального бюджета РФ…………………….32
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………..…………………………………………………………37
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики..……..………..………....38
3.2 Пути укрепления доходной части и повышения эффективности расходной базы Федерального бюджета………………………………………………………40

Заключение ………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы………………………........……………..46

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 274.14 Кб (Скачать)

Федеральный бюджет на 2005 был  принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые  сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был  подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

    • 2008

Доходы — 6644,4 млрд руб.

Расходы — 6570,3 млрд руб.

    • 2009

Доходы — 7465,4 млрд руб.

Расходы — 7451,2 млрд руб.

    • 2010

Доходы — 8090,0 млрд руб.

Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был  принят Федеральный закон №  19-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов"», изменяющий  в сторону увеличения доходы  и расходы бюджета:

    • 2008

Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

    • 2009

Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

    • 2010

Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

24 ноября 2008 года был принят  Федеральный закон № 204-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры  бюджета на 2009 год:

    • 2009

Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был  принят Федеральный закон №  308-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

    • 2010

Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.

Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

    • 2011

Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.

Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.

    • 2012

Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.

Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

13 декабря 2010 года был  принят Федеральный закон №  357-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

    • 2011

Доходы — 10 303 412 278,0 тыс. рублей.

Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.

    • 2012

Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.

Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.

    • 2013

Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.

Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.

По сообщению пресс-службы Кремля 1 декабря 2011 года  Российский президент Дмитрий Медведев подписал закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Российский бюджет был принят ранее Госдумой (22 ноября) и Советом Федерации (25 ноября). Предполагается, что в следующем году казна соберет больше денег, чем в нынешнем. Но вырастут и расходы.

Доходы бюджета в 2012 году ожидаются на уровне 11,780 трлн рублей, в 2013 году - 12,706 трлн, в 2014 году - 14,092 трлн рублей. Закон предусматривает постепенное  снижение доли нефтегазовых доходов  и увеличение доли ненефтегазовых доходов. При этом рост ненефтегазовых доходов  в основном будет связан с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (НДС) и  акцизам.

Расходы в 2012 году могут составить 12,656 трлн рублей, в 2013 году - 13,731 трлн рублей, в 2014 году - 14,583 трлн рублей.

Дефицит федерального бюджета  РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 876,6 млрд рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1,025 трлн рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 491,1 млрд рублей (0,7% ВВП). Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться преимущественно  за счет государственных заимствований  и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Отметим, что почти все  представленные в Госдуме оппозиционные  силы жестко раскритиковали проект бюджета  на 2012-2014 годы в том виде, в котором  он был до третьего рассмотрения в  нижней палате парламента.

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал основные параметры бюджета. "Это бюджет огромного риска, - приводит слова  лидера коммунистов пресс-служба КПРФ. - Он рассчитан исходя из цены 100 долларов за баррель нефти. Но ее очень легко  опустить до 80 долларов за баррель, и  тогда весь бюджет рассыплется разом".

Зюганов сообщил, что участники  Совета международных отношений  и бизнесмены, с которыми он встречался в Германии в октябре, сообщили: экономика  объединенной Европы и Америки продолжает стагнировать. "Нет никаких шансов, что мы удержимся на цене 100 долларов за баррель нефти. Шансов практически  нет", - делает вывод лидер КПРФ. По его словам, "ровно 50% дохода бюджета  складывается за счет продажи нефти  и газа".

Зюганов не прошел мимо темы государственного долга, который, по уже  принятому предложению Минфина, будет стремительно наращиваться.

Против главного финансового  документа страны выступила и "Справедливая Россия". Ее лидер Сергей Миронов 18 октября сказал: "Мы, партия "Справедливая Россия", критично оценили предложенный правительством проект бюджета, видя в  нем множество тактических и  стратегических угроз экономической  и финансовой устойчивости". Партия предложила свой вариант бюджета, который  она назвала "социально ориентированным, реалистичным и справедливым".

В конце августа 2011 года в  СМИ были следующие прогнозы по исполнению закона о федеральном бюджете  на 2011 год. По итогам года бюджет России не будет ни дефицитным, ни профицитным, а будет сбалансирован в районе нуля. Об этом, как передает РИА Новости, заявил министр финансов России Алексей Кудрин. Ранее в Минфине предполагали, что в 2011 году в стране будет дефицитный бюджет.

Изначально главный финансовый документ страны верстался из расчета  среднегодовой цены на нефть в 75 долларов за баррель. Тогда предполагалось, что дефицит бюджета составит 3,6 процента ВВП. В 2011 году стало понятно, что цены на нефть будут существенно  выше. В результате прогноз по стоимости барреля российской нефти был повышен до 105 долларов, а прогноз дефицита бюджета - снижен до 1,3 процента.

В конце августа Минэкономразвития  выпустило очередной прогноз  по ценам на нефть: теперь он составляет 108 долларов за баррель. Связано ли решение  Минфина с прогнозом Минэкономразвития, пока не уточняется.

По итогам первого полугодия  – в 2011 профицит бюджета России составил 640,16 миллиарда рублей, а по итогам семи месяцев – 722,65 миллиарда рублей, или 2,5 % ВВП. Таким образом, в Минфине  полагают, что значительные траты  из бюджета придутся на конец года.

Прогноз по дефициту бюджета  на 2012 год (2,7 процента ВВП) пока не пересмотрен. Правительство ранее ожидало, что  еще несколько лет бюджеты  России будут верстаться с превышением  расходов над доходами.

Россия имела профицитные  бюджеты до 2009 года, когда из-за кризиса  значительно упали доходы страны. При этом расходы в 2009-м и 2010 годах  не подверглись значительным корректировкам.

 

2.2 Анализ доходов  и расходов Федерального бюджета  РФ

 

Роль нефти  и газа. За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений) [8]. Влиятельный британский еженедельник The Economist указывает, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть от $110 долл. и выше [8].

 

Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в последние  годы возрастают опережающими темпами (млрд. руб.)

Однако, источники выступающие  против партии Единая Россия в преддверии выборов 2011-12 утверждают, что даже при  дефицитном бюджете (Доходы — 8844 млрд. руб. Расходы — 10658 млрд. руб. Дефицит  бюджета — 1814 млрд. руб.) власть резко  увеличивает зарплаты военнослужащих, полиции, врачей, учителей, пенсии и  др., а также увеличивает различные  субсидии. При нынешних ценах на нефть и прогнозах этих цен  на ближайшее будущее о росте  доходов РФ мечтать не приходится, сразу после выборов россияне станут оплачивать все эти предвыборные повышения резким взлетом цен  и различных поборов. Золото составляет лишь около 5% российских золото-валютных запасов, остальное — зарубежные ценные бумаги, которые в любой  кризисный момент могут утратить всякую стоимость.

В приложении находиться таблица  составленная противниками партии Единая Россия с данными о доходах  и расходах бюджета РФ. Информация взята с источников Росстата и  Министерства финансов. [См. Приложение 1]

Согласно официально принятому проекту бюджета РФ структура и динамика расходов федерального бюджета 2011 – 2014 гг. представлены в следующей таблице по разделам классификации расходов:

 

 

 

 

 

Очень курьезно это выглядит на графиках.  Судя по проекту бюджета, план правительства заключается  в превращении государства в  милитаристское с жёстким военным  контролем внутри и снаружи. Деньги планируется брать в основном с продажи природных ресурсов. К 2014 году расходы на оборону и  правоохранительную деятельность должны составить по плану более 50% от всех остальных расходов и 35% от общего бюджета:

 

 

 

Как видно из таблицы ниже, торговый баланс Российской Федерации  характеризуется положительным  сальдо, то есть доходы от экспорта, по оценке Центрального банка, превысят по итогам 3-го квартала 2011 года расходы на импорт на $147,7 млрд. Конечно, структура экспортных операций ставит страну в зависимость от котировок фьючерсов на черное золото ввиду того, что более 65% валютной выручки приходится на предприятия нефтегазового сектора, тем не менее в такой ситуации государство может позволить себе наоборот выдавать, а не получать кредиты.

Таким образом, согласно прессе и информации из официальных источников, в 2011 году даже ожидается профицит бюджета. По сообщению РИА Новости от 5 декабря 2011 Минфин РФ ожидает профицит федерального бюджета в 2011 году в  размере 0,5% ВВП, но он может и превысить  эту цифру, сообщил и.о. главы министерства Антон Силуанов на брифинге по итогам заседания президиума правительства. "По нашей оценке, профицит составит около 0,5% ВВП, но будем надеяться, что  он может быть даже больше", - сказал он. И.о.главы ведомства сообщил, что в понедельник президиум  правительства рассмотрел итоги  исполнения федерального бюджета за девять месяцев текущего года. В  указанный период доходы федерального бюджета составили 8 триллионов 213 миллиардов рублей или 73,8% от плана, расходы - 7 триллионов 082 миллиарда рублей или 63,7% от плана. Профицит федерального бюджета за девять месяцев составил 1 триллион 130,9 миллиардов рублей, или 3% ВВП.

По словам министра, профицит федерального бюджета был получен, в первую очередь, за счет благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  и роста цен на нефть по сравнению  с запланированной. В результате федеральный бюджет получил 2,4 триллиона  рублей дополнительных доходов, из которых 1,5 триллиона составили нефтегазовые доходы. Из полученных допдоходов 340 миллиардов рублей будет потрачено в текущем  году, остальные поступят в Резервный  фонд, который в текущем году будет  увеличен до 1,8 триллиона рублей.

Информация о работе Бюджетная система РФ