Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ в течение года обращается к Федеральному Собранию с двумя посланиями, одно из которых является бюджетным. Не позднее марта года, предшествующего бюдже

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………….………………….
6
1.1 Сущность бюджетной политики в РФ ………………………………. 6
1.2 Виды бюджетной политики…………….……………………..……… 8
1.3 Государственные доходы и методы их мобилизации.…….....……... 11
1.4 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение……………………………………………………………………..
1.5. Сбалансированность бюджетов……………………………………….
1.6. Бюджетная политика в ходе экономического цикла………………...

15
20
22
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2011-2013..................................................
24
2.1 Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года …………………………………………………...……………………..
24
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу………………………..…………………………
25
2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов………………………. 31
2.4 Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы ……………………………………………..
2.5 Политика в сфере межбюджетных отношений……………………...
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ (2009-2013 ГОДА)»…………
3.1 Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа…………………………………………………………………….

35
38

41
41
3.2 Основные цели и задачи Программы «Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………


43
3.3 Мероприятия Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………..………………..
3.4 Финансирование программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»…………………………
3.5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая М.Ш. БПиП.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

     Сегодня, когда российской экономике в  определённой степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах. [9, с.3]

      

     2.2 Основные цели и задачи бюджетной  политики на 2011-2013 годы и дальнейшую  перспективу 

     Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения её эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

     Необходимо  ясное понимание последствий  реализации любых мер бюджетной  политики с точки зрения их влияния  на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

     Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

     Исходя  из этого, необходимо решение следующих  задач:

  1. обеспечение макроэкономической стабильности;
  2. координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования;
  3. обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
  4. разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
  5. повышения качества человеческого капитала.
  6. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

     Предполагается  исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

       В среднесрочной перспективе  следует ограничить использование  нефтегазовых доходов, ориентируясь  на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

  1. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

     Стратегическое  планирование остаётся слабо увязанным  с бюджетным планированием, отсутствует  достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

     Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических  задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики. Позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

     В кризисный период задача составления долгосрочных планов  финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

       Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышения надёжности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

     Нужно ввести чёткие правила оценки объёма действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств. Предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

     Практика  занижения при рассмотрении новых  инициатив их финансовой оценки с  последующим ежегодным увеличением  расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям является недопустимой.

     Любое предполагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения  и вклада в достижение стратегических целей развития страны. 

  1. Обеспечения нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

     Правительство РФ работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

     На  повышение доступности и качества государственных и муниципальных  услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011г. с переходным периодом до 1 июля 2012г.).

     Практическая  реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам  факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

     Правительство РФ, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, её реальную отдачу для граждан.

  1. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

     Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство  оказало серьёзную поддержку  многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

       Государство не должно подменять  собой частный сектор ли выбирать  за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнёрства.

     В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путём обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

     Одновременно  необходимо разработать и реализовать  на практике конкретные механизмы внедрения  и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в  таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

     Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение  в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.

     В тоже время поддержка инноваций  не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная  программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.

     Необходимо  повысить эффективность использования  государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых  полностью отвечает государство, они  должны стать  катализатором для вложений средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнёрства.

     Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счёт крупных инвестиционно привлекательных  компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

     Для повышения конкурентоспособности  российской продукции на внешнем  рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения. А также военной техники.

  1. Повышение качества человеческого капитала.

     Никакая модернизация не возможна без квалифицированных  специалистов, талантливых учёных, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

     Необходимо  стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению  в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодёжи.

     Помимо  развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению  высококвалифицированных иностранных  специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

     Серьёзное внимание должно быть уделено как  образованию, так и улучшению  здоровья граждан, формированию здорового  образа жизни, созданию условий для  повышения трудовой и творческой активности.

     В рамках формируемых государственных  программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность. [13, с.4] 

     2.3 Основные приоритеты бюджетных  расходов 

     При формировании расходов федерального бюджета  на 2011-2013 годы предполагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам

  1. повышение эффективности социальной защиты населения;
  2. развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания;
  3. обеспечение обороноспособности страны;
  4. реформа органов внутренних дел;
  5. развитие транспортной инфраструктуры;
  6. оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.
  7. Повышение эффективности социальной защиты населения.

     Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

     В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована  на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том  числе региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов  РФ при формировании и применении инструментов социальной политики.

     Серьёзные долгосрочные проблемы стоят перед  пенсионной системой. Согласно демографическим  прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждёт значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

     Необходимо  разработать ясную программу  долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально  приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере, в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в тоже время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

  1. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Информация о работе Бюджетная политика