Бюджет: понятие, принципы, структура. Доходы и расходы.Государственный бюджет в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- дать понятие государственному бюджету;
- изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
- дать понятие доходов;
- дать качественную характеристику формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь.
Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие государственного бюджета и бюджетной политики
2. Структура и принципы бюджета
3. Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета
Глава 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь
за 2006-2009 гг
2. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета
Беларуси и предложения по их решению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

     Вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых резервов и др. сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.). В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода.

     Контрольная функция бюджета проявляется в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных расходов и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит [16, с. 90].

     Бюджет  выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства [29, с. 27].

     Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

     Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

     Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

     Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи, с чем средства, поступающие в распоряжении государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов). Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны (а также ее регионов).

     Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы и расходы бюджета, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства [14, с. 91].

       Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные  категории, каждая из которых  имеет общественное значение; доходы  служат финансовой базой деятельности  государства, расходы – удовлетворению  общегосударственных потребностей. Структура доходов и расходов представлена в таблице 1.2 

     Таблица 1.2 Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
Налог с физических лиц (подоходный) Социальные  расходы
Налог на прибыль предприятий Военные расходы
Налог с оборота (НДС) Расходы на фундаментальную науку и научные исследования
Акцизы Расходы на финансирование экономики:

А) предоставление субсидий, дотаций, займов;

Б) государственные  инвестиции

В) федеральные  программы

Таможенные  пошлины Содержание  государственного аппарата
Прочее Обслуживание государственного долга.
 
 
 
 

1.3 Формирование доходной  и расходной части  государственного  бюджета

    Республиканский бюджет на 2009 год по расходам в сумме 57699262425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого  объема доходов в сумме 54899262425 тыс. рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

    Вообще, к доходам республиканского бюджета  РБ относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др. В таблице № 1 приведена структура доходов Государственного бюджета [7]. 

    Таблица 1. Структура республиканского бюджета  на 2009 год"

                                                              (тыс. рублей) 

Налоговые доходы                                              34811056387,0

  Налоги на  доходы и прибыль                                   3990620964,0

     Налоги  на доходы и прибыль, уплачиваемые

     организациями                                             3990620964,0

       Налог на прибыль                                        3800158654,0

      Налог на доходы                                          190462310,0

  Налоги на  товары (работы, услуги)                           16213083794,0

     Налоги  от выручки от реализации товаров  (работ,

     услуг)                                                   11305134812,0

       Налог на добавленную стоимость                          9839033270,0

       Другие налоги и сборы от  выручки от реализации

       товаров (работ, услуг)                                  1466101542,0

  Налоги на  отдельные товары (продукцию)                       4173817030,0

       Акцизы                                                  4109589230,0

       Налог на приобретение автомобильных  транспортных

       средств                                                   64227800,0

     Налоги и сборы на отдельные виды деятельности               55700000,0

       Налоги и сборы на отдельные  виды деятельности             55700000,0

     Сборы  за пользование товарами (разрешения  на их

     использование), осуществление деятельности                 678431952,0

       Сбор (плата) за проезд автомобильных

       транспортных средств                                     165815643,0

       Регистрационные сборы                                     13605191,0

       Налог за использование природных ресурсов

       (экологический налог)                                    499011118,0

  Налоговые  доходы от внешнеэкономической  деятельности        12285581039,0

     Таможенные  сборы, пошлины (ввозные)                       3019334406,0

       Таможенные сборы, пошлины (ввозные)                     3019334406,0

     Таможенные  пошлины (вывозные)                             9255763113,0

       Таможенные пошлины (вывозные)                           9255763113,0

     Прочие  сборы и поступления от внешнеэкономической

     деятельности                                                10483520,0

       Прочие сборы и поступления  от

       внешнеэкономической деятельности                           6640605,0

       Оффшорный сбор                                             3842915,0

  Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные

  платежи                                                      2321770590,0

     Другие  налоги, сборы (пошлины) и иные  обязательные

     платежи                                                   2321770590,0

       Отчисления в фонды предупредительных

       (превентивных) мероприятий                                35100528,0

       Отчисления в инновационные фонды                        2070656237,0

       Государственная пошлина                                  139667143,0

       Иные налоги, сборы (пошлины) и  иные обязательные

       платежи                                                   76346682,0

Взносы на государственное  социальное страхование              16820482500,0

  Взносы на  государственное социальное страхование            16820482500,0

     Обязательные  страховые взносы в Фонд социальной

     защиты  населения Министерства труда  и социальной

     защиты  Республики Беларусь                               16662182500,0

       Обязательные страховые взносы  в Фонд социальной

       защиты населения Министерства  труда и социальной

       защиты Республики Беларусь                             16662182500,0

     Взносы  на профессиональное пенсионное  страхование          158300000,0

       Взносы на профессиональное пенсионное

       страхование                                              158300000,0

Неналоговые доходы                                             3267723538,0

  Доходы от  использования имущества, находящегося  в

  государственной  собственности                                2743448289,0

     Доходы  от размещения денежных средств  бюджетов             917072092,0

       Проценты за пользование денежными средствами

       бюджетов                                                 917072092,0

     Дивиденды  по акциям и доходы от других  форм

     участия  в капитале                                        1826376197,0

       Дивиденды по акциям и доходы от других форм

Информация о работе Бюджет: понятие, принципы, структура. Доходы и расходы.Государственный бюджет в Республике Беларусь