Анализ состава и структуры расходов на государственную поддержку отраслей экономики по федеральному бюджету в 2011 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность федерального бюджета……………………………………………......4
2. Доходы и расходы федерального бюджета…………………………………........5
3. Анализ, состав и структура расходов федерального бюджета по отраслям экономики………………………………………………………………………….....9

Заключение…………………………………………………………………….........29
Список литературы…………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа БСРФ.doc

— 240.50 Кб (Скачать)
 

2010 год    

(сводная

бюджетная

роспись)

2011 год

(сводная

бюджетная

роспись)

2012 год

(проект)

2013 год

(проект

Объем, млрд. рублей

320

386,6

347,2

395,2

 изменения к предыдущему  году:

       

млрд. рублей

 

66,6

-39,4

48

   в %

 

20,8

-10,2

13,8

 доля в общем объеме расходов,%

3,13

3,63

3,09

3,25

доля в ВВП, %

0,71

0,77

0,62

0,64

Без учета межбюджетных трансфертов,

млрд. рублей

266,3

308

326,6

380,2

изменения к предыдущему году:

       

млрд. рублей

 

41,7

18,6

53,6

   в %

 

15,7

6

16,4

Межбюджетные трансферты, млрд.

рублей

53,7

78,6

20,6

15

доля в разделе, %

16,8

20,3

5,9

3,8


 

   Анализ  динамики расходов федерального  бюджета по законопроекту по  данному подразделу показывает,  что расходы как в целом по подразделу,  так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению с показателем уточненной бюджетной росписи на 2010  год.   В 2013  году по сравнению с 2010  годом увеличение составит 23,5 %, без учета межбюджетных трансфертов – 42,8 %.

       В целях устойчивого финансового  обеспечения содержания и развития

автомобильных дорог с 1  января 2011  года предусмотрено  создание Федерального  дорожного  фонда Российской Федерации с  закреплением с 1 января 2011 года минимального объема его наполнения на уровне не ниже объема ассигнований,  предусмотренных федеральным бюджетом на 2010  год на финансирование дорожного хозяйства Российской Федерации,  с дополнительным увеличением этого объема за счет целевых поступлений от

увеличения акцизов на нефтепродукты.

   Проекты  законодательных актов о создании  с 1 января 2011  года Федерального  дорожного фонда Российской Федерации,  о формировании целевых бюджетных  дорожных фондов субъектами Российской  Федерации не внесены. 

     Значительной остается проблема снижения издержек при строительстве дорог.

В целом  затраты можно разделить на две  группы:

1. Расходы на  финансирование государственного  сектора – содержание и эксплуатация  государственного имущества (дороги, связь и т.д.). размеры и динамика данной группы определяются особенностями социально-экономического положения государства, его историческим развитием и другими факторами, т.е. чем больше госсектор, тем значительнее расходы, и наоборот.

2. Расходы на  экономическое регулирование национальной экономики – это затраты: на экономическое реформирование; управление курсом национальной валюты; обслуживание государственного долга; покрытие дефицита бюджета; пополнение страховых запасов и резервов; регулирование финансовой обеспеченности регионов и др. это наибольшая по объему расходов группа, хотя и весьма непостоянная. Такие ее статьи, как облуживание государственного долга, регулирование бюджетов территорий РФ, в значительной степени обусловлены скорее не объективным, а субъективным, политическим характером.

Экономические расходы производятся как из текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство  и инновации. С его помощью  органы государственной власти стимулируют привлечение в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы, особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме государственных инвестиций страны пока небольшой.

 

Средства бюджета  развития находятся под контролем  органов Федерального казначейства. Плата за пользование средствами, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в доход федерального бюджета. За нецелевое использование средств предприятия уплачивают штраф в размере, установленном законодательством. Средства из бюджета развития предоставляются тем предприятиям, которые не имеют задолженности по ранее выданным кредитам.

Финансирование  объектов смешанного инвестирования (за счет средств федерального бюджета, собственных и иных источников) осуществляется в порядке, установленном для  предоставления бюджетных ассигнований. Оно может осуществляться как в прямых бюджетных назначениях, так и посредством системы трансфертов и денежных кредитов. Наибольшая эффективность и гибкость достигаются при кредитах и субсидиях.

Целесообразность  экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненных ценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержания малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и перераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальными подразделениями страны.

Анализ  расходов

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета  состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов.

Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств  составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем  году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

Это свидетельствует  о финансировании бюджетов субъектов  РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные  трансферты» характеризуются следующими данными.

Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов». В среднесрочной  перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

 

Национальная  экономика занимает третье место  в  распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2008 году сумма  составит 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно  заметно в процентном соотношении на 4,16%.

К этому разделу  относятся полномочия по регулированию  и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место  в их структуре занимают бюджетные  ассигнования на транспорт, воспроизводство  минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство  и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2010 он займет пятое место.

В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте  будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.

Оба эти раздела  наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона (он отмечен ярко голубым цветом) имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по раздела.

 

 

Проанализировав данные  можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

   Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.

Заключение

Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии.

Посредством бюджета  государством осуществляются мобилизация  денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП. Через государственный бюджет в настоящее время в промышленно развитых странах перераспределяется до 40 % национального дохода.

Объективно  бюджет выполняет одну функцию —  перераспределение финансовых ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда.

По экономическому назначению расходы на поддержание реального сектора экономики должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики.

Следует проанализировать динамику расходов федерального бюджета  на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации. При этом сразу необходимо отметить, что в 2005 году претерпела изменения функциональная классификация расходов бюджета, в соответствии с которой расходу на поддержку отраслей реального сектора экономики отражаются в четвертом разделе функциональной классификации.

Таким образом, происходит рост расходов федерального бюджета на 2004 год на 14,3%, в том  числе рост всех расходов федерального бюджета обусловлен ростом расходов на фундаментальные исследования и  содействия научно-техническому прогрессу на 14.2%, так в 2004 году будет сохранена тенденция на укрепление материально-технической базы науки. В виде субвенций и в рамках текущего финансирования научных организаций на развитие приборной базы, содержание уникальных стендов, развитие центров коллективного пользования, приобретение и ремонт оборудования.

Расходы федерального бюджета  на поддержку национальной экономики на 2005-2007 год увеличились  на 88,9% или на 233970,1 млн.рублей.

Такой значительный рост расходов данного сектора вызван увеличением входящих в его состав расходов, так увеличились в 2,4 раза расходы на топливо и энергетику.

Если проанализировать удельный вес общей суммы расходов на поддержку реального сектора  экономики, то следует отметить, что  в расходах федерального бюджета на 2003 год он занимают 8,7%, в то время как в 2005 году происходит их рост до уровня в 9,2%.

Наибольший  удельный вес за 2003-2004 годы занимают расходы на промышленность, энергетику и строительство, - 25,1% в 2003 году и 27,9% в 2004 году, среди которых важное значение имеют расходы на строительство и архитектуру, на мой взгляд, данный вид расходов является наиболее существенным в расходах бюджета, так как в настоящее время строительство является одной их приоритетных отраслей экономики, благодаря которому развивается строительство как новых жилых домов, так и торговых центров, и других необходимых объектов для развития экономики страны и повышения в целом благосостояния и уровня жизни граждан.

Информация о работе Анализ состава и структуры расходов на государственную поддержку отраслей экономики по федеральному бюджету в 2011 году