Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения. Специфика рассматриваемых нами отношений состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Такие отношения называются бюджетными. Совокупность бюджетных отношений составляет понятие государственного бюджета.

Содержание

1. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ на 2008-2011 г. 5
Таблица 1. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ 2008-2011 г. (млрд.рублей). 5
Таблица 2. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ по разделам и подразделам функциональной классификации в 2008-2011 г. (млрд.рублей). 9
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ на 2008-2011 гг. 14
2.1. Сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008-2011 гг. 14
2.2. Сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2008-2011 гг. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Анализ Д и Р ФБ РФ.doc

— 437.50 Кб (Скачать)

       Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что он возрос на 962,04 млрд.руб. в пеиод с 2008-2011 гг. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 16,474% увеличившись на 3,961% к 2008 году, а в 2011 г. происходит снижение данного показателя на 0,241% в процентном соотношении к общей сумме доходов федерального бюджета. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

       Налоги, сборы и  регулярные платежи  за пользование  природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 1489,65 млрд. руб., на 2009, 2010 и 2011 год 1204,37 млрд.руб., 1201,42 млрд.руб.,. и 1510,53 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя до 2010 г., в 2011 г наблюдается рост на 309,11 млрд.руб., по отношению к 2009 г.. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

       Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Прогнозируется на 2008 год поступлений в сумме 29,01 млрд. руб., на 2011 год 37,75 млрд. руб..

       Прочие неналоговые доходы. Данная статья за период с 2008-2011г. значительно снизилась на 27,04 млрд.руб., если в 2008 г. ее удельный вес составлял 0,325%, то в 2011 г. 0,016%.

     Диаграмма 1. Структура доходов  федерального бюджета  РФ в 2008.

       
 
 
 
 

     Диаграмма 2. Структура доходов федерального бюджета РФ в 2011.

     

     Из  данных диаграмм 1 и 2  за 2008 и 2011 гг. видно, что наибольший удельный вес в  составе доходов Федерального бюджета составляют следующие статьи:

    • ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
    • НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ;
    • НАЛОГИ НА ТОВАРЫ  (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.2. Сравнительный анализ  расходной  части  федерального бюджета  на 2008-2011 гг.

     Перейдем  ко второй части федерального бюджета - расходы. Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2008- 2011 гг. рассмотрим таблицу 2.

     Диаграмма 3. Структура расходов федерального бюджета РФ в 2011 г.

     Наибольший удельный вес в классификации расходов, как видно из диаграммы 3, занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 35,991%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,948 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 454,75 млрд. руб. В 2010 году наблюдается рост до 3621,12 млрд. рублей, что составляет на 1093,83 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. К 2011 г. так же наблюдается рост данного показателя по сравнению с 2010 г. на 380,62 млрд. руб..

     Вторым  разделом, доля которого в 2008 г.составляет 12,394  % от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается . Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1203,94 млрд. руб., что значительно увеличился по отношению к 2008 году на 333,658 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

     Национальная  экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. В 2008 году эта сумма составит 771,265 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1384,8 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении.

     К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

     Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

     Следующие статьи национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

     Оба эти раздела наращивают финансирование. Как видно из таблицы 2 национальная оборона имеет динамику роста, с 2008 года по 2011 год прогнозируется увеличение в сумме 463,8 млрд. руб.. А по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность видно увеличение на 438,887 млрд.руб. к 2008 году. В процентном соотношении этого показателя происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам.

     Образование, в 2008 году составит 4,786 %. В динамике этот показатель падает, к 2009 году он снизится на 0,097 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

     Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета (в 2008 г. составляет 3,954%). Согласно таблице 2 этот показатель наращивает свой потенциал, в 2008 сумма этого раздела составит 275,573  млрд. руб., к 2011 году эта сумма увеличится на 32,315 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»).

     Здравоохранение, физическая культура и спорт - это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

     Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному  разделу составит 229,951млрд. руб., в 2011 году произойдет увеличение на 152,285 млрд. руб.. В соответствии с бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными органами - оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.

     За  органами государственной власти субъектов РФ - оказание специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта.

     К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

     Основные  направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским  работникам, оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».

     Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

       Культура, кинематография и СМИ. В 2008 году объем расходов по этому подразделу составит 93,964 млрд. руб., к 2011 году это показатель увечится на 20,729  млрд. руб, и в относительном выражении уменьшится на 0,323%.

     Жилищно-коммунальное хозяйство Доля этого показателя не значительна, сумма расходов в 2008 году 64,0143 млрд. руб., к 2009 году показатель вырос на 43,6447 млрд. руб., а в 2011 году снизился на 8,053 млрд. руб. по сравнению к 2010 г.. Основные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Охрана окружающей среды. Объем расходов данного раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2008 году сумма составит 9,88024 млрд. руб., а в 2011 году произойдет увеличение на 5,17196 млрд. руб.. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

     Согласно  изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 , 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного.

     Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     По  данным таблицы 1 и 2 видно что за рассматриваемый период с 2008-2011 гг. предусмотрен профицит федерального бюджета. В 2008 г  +1943,81 млрд.руб., в 2009 г.+493,65 млрд.руб. в 2010 и 2011 гг соответственно + 82,1 млрд.руб. и  1521,26 млрд.руб. 

     Проанализировав данные таблицы 1 и 2. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны.

     Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

     Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Это крайне важно с учетом особенности подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 год - необходимости его принятия. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.

 

Список  использованной литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ (ред.24.11. 2008)
  2. Федеральный Закон от 24.11. 2008 № 204-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
  3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах. 23 июня 2008г.
  4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 543 с.
  5. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики. // Финансы. - 2007. - №4.
  6. Расходы бюджета страны только в 2009 году превысят 9 триллионов рублей// «Российская газета» - Центральный выпуск №4799 от 26 ноября 2008 г.
  7. Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. - 2008. - № 43.
  8. Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/

Информация о работе Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг