Анализ доходной и расходной части бюджета (на примере г. Ялта)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из других бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. Структура доходов бюджета г. Ялта.

2. Порядок формирования и анализ исполнения доходной части бюджета г.Ялта.

3. Анализ исполнения расходной части бюджета г. Ялта.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

для участия.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

     Однако  видно и спад, в частности, по плате  за патент. Сокращение, как по базисному, так и по цепному темпам роста снизилось почти в половину (54,8% и 41% соответственно). Отсюда можно сделать вывод о том, что финансово-экономический кризис значительно повлиял на деятельность юридических и физических лиц в сфере розничной, оптовой торговли и общественного питания.

     Таблица 5. Динамика темпов роста наиболее значимых доходных источников бюджета города Ялта

Год и наименование показателя Объем доходов, млн. руб. Абсолютные  приросты, млн. руб. Темпы роста,%
Базисные Цепные Базисные Цепные
2007г.          
НДФЛ 89,9 - - 100.0 100.0
плата за патент 4,4 - - 100.0 100.0
единый  налог 7,5 - - 100.0 100.0
сбор  за испол.прир. ресурсов 29,0 - - 100.0 100.0
местные налоги и сборы 2,5 - - 100.0 100.0
2008г.          
НДФЛ 112,8 22,9 22,9 125,5 125,5
плата за патент 5,9 1,5 1,5 133,7 133,7
единый  налог 8,6 1,1 1,1 114,0 114,0
сбор  за испол.прир. ресурсов 34,9 5,8 5,8 120,1 120,1
местные налоги и сборы 2,8 0,2 0,2 109,4 109,4
2009г.*          
НДФЛ 103,5 13,6 -9,4 115,1 91,7
плата за патент 2,4 -2,0 -3,5 54,8 41,0
единый  налог 8,8 1,3 0,2 117,0 102,6
сбор  за испол.прир. ресурсов 49,7 20,7 14,8 171,2 142,5
местные налоги и сборы 2,7 0,2 -0,1 106,6 97,4

* предположительно  поступившие доходы с учетом  фактического исполнения за 9 месяцев  2009г.

    Источник: составлено автором по материалам отчетности об исполнении бюджета г. Ялта за 2007-2009 г.г.

     Что же касается субъектов предпринимательской  деятельности, которые являются плательщиками  единого налога, то виден рост на 17% по сравнению с 2007 годом, и на 2,6% - с 2008 годом.

     Следовательно, несмотря на различные внешние факторы  поступление средств в бюджет от деятельности субъектов малого предпринимательства  по единому налогу свидетельствует  о прогрессивности такого вида налогообложения, устойчивой тенденции увеличения поступлений, а также привлекательности данной формы налогообложения для самих субъектов предпринимательства.

     Удельный вес налога на доходы физических лиц в доходах бюджета в анализируемом периоде держался на отметке, доля которого за 2008 год составляла 67,15%, а в 2009 году – 60,88%. Базисный темп роста в 2008 году (125,5%) обусловлен увеличением фонда оплаты труда заработной платы работникам бюджетной сферы на 8,4%, кроме того, возросла среднемесячная зарплата по крупным и средним предприятиям, по сравнению с предыдущим годом увеличились на 22,9 млн. грн. Однако в 2009 году заметен спад (на 9,3 млн. грн), что обусловлено массовым сокращением работников, высокой безработицей, несмотря на то, что минимальная заработная плата увеличивалась.

     В то же время органы местного самоуправления не имеют законодательного права влиять на распределение регулируемых налогов по уровням бюджетов, что ставит их в зависимость от решений, принимаемых на вышестоящих уровнях.

     В части местных налогов следует  отметить, что проблема их взимания остается нерешенной. Согласно действующего законодательства эти налоги являются доходами местного бюджета и остаются в распоряжении соответствующего бюджета. Перечень таких налогов устанавливается путем решения местных советов.

     На 1 января 2009 года на территории г. Ялта были установлены следующие виды местных налогов и сборов: налог с рекламы; коммунальный налог; сбор за парковку автотранспорта; рыночный сбор; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за право на использование местной символики; сбор за право на проведение кино - и телесъемок; сбор за право на проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей; сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли; сбор с владельцев собак; курортный сбор (см. приложение 1).

     Однако  есть и здесь некоторые недостатки, касающиеся курортного сбора, сбор за парковку. В соответствии с законодательством  туристы обязаны платить этот сбор, но практике чаще всего этого  не происходит. В частности это  касается того момента, когда туристы поселяются в квартиры и дома путем знакомства или просто предложенного варианта, когда так называемые «частники» нелегально поселяют туристов. Что касается парковки, то мест, отведенных именно с этой целью в Ялте не так уж и много.

     Наблюдается устойчивая тенденция роста неналоговых поступлений в бюджет города (см. приложение 3).

     Основной  источник доходов является собственные поступления бюджетных учреждений, в том числе:

     1) плата за услуги, предоставляемые бюджетными организациями (2007 год – 7,7 млн. грн. или 31,13%; 2008 год – 9,9 млн. грн. или 39,9%; 2009 год – 11 млн. грн. или 42,94%);

     2) благотворительные взносы, гранты  и подарки (2007 год – 3,6 млн.  грн. или 12,36%, 2009 год – 4,5 млн.  грн. или 17,75%, однако в 2008 году  эти взносы составляли лишь 1,7 млн. грн. или 5,3%).

     В прочих неналоговых доходах учитываются  административные сборы и платежи, из которых:

     1) половину от объема составляют госпошлина, которая взимается например, за нотариальные действия, совершенные государственными нотариальными конторами и исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, а также взимаемых с заявлений, которые подаются в хозяйственный суд, с заявлений и жалоб, которые подаются в суд, и за выдачу судом копий документов (2007 год – 2,8 млн. грн. или 11,5%; 2008 год – 2,1 млн. грн. или 8,39%, 2009 год – 1,9 млн. грн. или 7,4%). Мы видим снижение, из которого можно сделать вывод, что люди стали меньше обращаться в суды и нотариальные конторы, соответственно меньше стали пользоваться услугами этих органов;

     2) плата за аренду государственного  имущества, находящегося в коммунальной  собственности, где наблюдается  положительная динамика: 2007 год –  1,6 млн. грн. или 6,55%, 2008 год –  2,6 млн. грн. или 10,49%, 2009 г – 3,0 млн. грн. или 11,8%.

     Проводимая государством политика по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики ставит в разряд первостепенных задач привлечение в бюджеты неналоговых доходных источников. Такие доходы, как арендная плата, часть прибыли унитарных предприятий, дивиденды на государственный пакет акций, доходы от приватизации коммунальной собственности, доходы от продажи земли в частную собственность, должны стать сегодня существенной составной частью доходов местных бюджетов.

3. Анализ исполнения расходной части бюджета г. Ялта

 

     Бюджетная политика состоит не только в определении  доходов, но и в формировании расходной  части. Ее структура строится на основе сложившихся процессов и меняется под воздействием сил, находящихся  у власти, деятельности негосударственных общественных организаций.

     Особенностью  современного бюджета является сознательное отношение к его формированию. Выработка четких общественно значимых приоритетов расходования средств  должна показать не только, на что и  в каком количестве расходуются бюджетные деньги, но и почему, в силу каких причин выбраны определенные направления и размеры расходов.

     Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

     Формой  проявления этих отношений выступают  конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено  действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.д.

     В расходы бюджета включаются затраты  на финансирование народного хозяйства, оборону страны, расходы по государственному долгу, содержание органов управления и правоохранительных органов и др. Разумеется, расходы бюджета включают в себя и затраты на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) [35, с. 63]..

     В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера важнейший фактор развития производительных сил.

     Технология  распределения расходов на экономические  статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения.

     Согласно  Закону Украины “О бюджетной системе Украины” все расходы, в зависимости от экономического содержания, делятся на текущие расходы и расходы развития.

     Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которые действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иных мероприятий, которые не относятся к расходам развития. Текущие расходы объединены в две группы: 1) закупки товаров и оплата услуг; 2) субсидии и текущие трансферты [1, с. 25-28].

     Первая  группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобретение предметов снабжения и расходных материалов (канцелярских, хозяйственных, мягкого инвентаря и обмундирования, продуктов питания, прочих материалов); командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов на электрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги.

     Из  второй группы расходов наиболее значимы такие трансферты населению, как стипендии обучаемым, выдача наличных денег взамен питания, компенсационные выплаты учителям на приобретение книгоиздательской продукции, пособия на опекаемых детей и т.п.

     Расходы развития - это затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

     На 2009 году утверждена расходная часть  бюджета города в сумме 275,2 млн. грн, в свою очередь в 2008 году и 2007 году расходная часть бюджета города утверждена соответственно в суммах 288,6 млн. грн. и 220,7млн. грн. (см. приложение 2 (а,б,в).

     По  всем показателям в 2008 году по сравнению  с 2007 годом заметен рост, за исключением  группы «прочие расходы». Это связано  с тем, что в 2007 году была покрыта задолженность, которая возникла в предыдущих периодах (1,4 млн. грн.), а также в 2007 году оказана существенная поддержка малого и среднего предпринимательства, что составило 11,3 млн. грн., в отличие от 2008 года – всего 47,7 тыс. грн.

     В 2009 году наблюдается небольшое сокращение практически по всем группам расходов, в т.ч. и по бюджетным трансфертам (с 12,6 млн. грн. до 6,3 млн. грн.). Это связано  с мировым кризисом.

     Согласно  функциональной классификации расходов городского бюджета (см. приложение 2).

     Резко сократились расходы на строительство  и ремонт – с 32,4 млн. грн. до 4,6 млн. грн. И увеличились расходы на здравоохранение (на 5 млн. грн.), образование (на 8,8 млн. грн.) и социальное обеспечение (на 9,6 млн. грн.) по сравнению с 2008 годом.

     При этом специальный фонд составил: в 2007 году в сумме 32,4 млн. грн., в 2008 году – 52,7 млн. грн., в 2009 году – 31,3 млн. грн. Официальные  трансферты соответственно по составили 5 млн. грн, 12,6 млн. грн. и 6,3 млн. грн.

Информация о работе Анализ доходной и расходной части бюджета (на примере г. Ялта)