Анализ доходной и расходной части бюджета (на примере г. Ялта)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из других бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. Структура доходов бюджета г. Ялта.

2. Порядок формирования и анализ исполнения доходной части бюджета г.Ялта.

3. Анализ исполнения расходной части бюджета г. Ялта.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

для участия.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

     Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных Советов, снижает их воздействие на выполнение производственных планов в подведомственном им хозяйстве и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

     Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как метод наделения местных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации местных бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

     Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами. [16, с. 10].

2. Порядок формирования и анализ исполнения доходной части бюджета г. Ялта

 

     Формирование  доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

  • планирование контингентов всех видов расходов;
  • распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
  • определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий).

     Планирование  доходов бюджета осуществляется в несколько этапов.

     На  первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей, являющихся определяющим фактором формирования бюджета.

     На  втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.

     В практике прогнозирования налоговых  поступлений может использоваться метод, основанный на эластичности конкретного налога относительно его базы (способности налоговых поступлений реагировать на рост ВВП). Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эффективным при неизменной системе налогообложения. В условиях трансформационной экономики, реформирования налогового законодательства применение данного метода не оправдано. Поэтому при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налоговой базе [32, с. 42-45].

     Необходимо отметить, что в последние годы в практике бюджетного планирования применяется неоднократное корректирование в течение бюджетного периода плановых показателей бюджета. Как правило, это связано с уточнением прогнозных макроэкономических показателей, налогового законодательства, соответственно налоговой базы.

     В условиях развития рыночных процессов  в Украине уточнение плановых показателей бюджета в течение  года вполне оправдано. Вместе с тем  многократная их корректировка в  течение года может быть вызвана не только объективными причинами, но и недостаточно высоким качеством прогнозирования.

     В целом доходная часть бюджета г. Ялта представлена на диаграмме (рис.2).

     Основной  составляющей доходной части городского бюджета составляют доходы, полученные в результате изъятия налогов, сборов и других обязательных платежей. Их доля в структуре бюджета составляет: в 2007г. – 75,2%, в 2008г. – 77,6%, в 2009г. – 75%.

     Более 78% в структуре доходов бюджета (здесь и далее - без учета безвозмездных  поступлений и целевых бюджетных фондов) занимают текущие налоговые доходы, которые складываются из прямых налогов на доходы и прибыль и составляют в общей сумме доходов более 65%; сбор за использование природных ресурсов – около 24%; внутренних налогов на товары и услуги – около 3%; налогов на собственность – более 1%; прочих налогов, сборов и пошлин – около 7%.

     Рис. 2. Структура доходной части бюджета г. Ялта за 2007-2009гг.

    Источник: составлено автором по материалам отчетности об исполнении бюджета г. Ялта за 2007-2009 г.г. 

     Около 13 % в общей сумме доходов занимают неналоговые доходы и поступления, которые складываются из доходов  от государственной собственности (проценты, дивиденды, обязательные платежи), государственной пошлины, административных сборов и платежей, поступлений по штрафам и санкциям, доходов от сдачи в аренду государственного имущества и собственных поступлений бюджетных учреждений.

     И оставшиеся 9 % занимают доходы от операций с капиталом.

     Таблица 2 -  Выполнение плана доходов бюджета города

Год Первоначальный  план, млн.грн Уточненный  план, млн.грн Фактическое исполнение, млн.грн Темп  роста,%
к первоначаль-ному плану к уточненному плану
2007 192,3 223,7 238,2 123,9 106,5
2008 264,0 297,2 285,3 108,1 96,0
2009* 324,1 330,5 274,2 84,6 83,0

* предположительно  поступившие доходы с учетом  фактического исполнения за 9 месяцев  2009г.

    Источник: составлено автором по материалам отчетности об исполнении бюджета г. Ялта за 2007-2009 г.г. 

     Фактически  поступившие доходы бюджета города в действующих ценах составили в 2007 году 238,2 млн. грн., в 2008г. – 285,3 млн. грн., а в 2009г. – 274,2 млн. грн.

     Названные объемы (в перечисленной последовательности) составили 106,5%, 96,0% и 83,0% к уточненным планам. Первоначально запланированные  параметры обеспечены соответственно на 123,9%, 108,1% и 84,6% (табл.2).

     Таким образом, за период 2007-2009 годы в бюджет города удалось привлечь сверх плановых доходов в абсолютном выражении  на 17,2 млн. грн., темп роста составил 102,2%.

     В сопоставимых ценах абсолютный прирост составил -73,6 млн.грн., темп роста – 80,7% или на 22 п.п. меньше, чем в действующих ценах (табл. 3). Данная ситуация объясняется значительными темпами роста инфляции в 2007-2009 годах (индексы инфляции за указанные годы составили 116,6%, 122,3% и 112,3 соответственно).

     Таблица 3 - Динамика темпов роста доходов бюджета области за 2007-2009гг. в сопоставимых ценах.

Год и наименование показателя Объем доходов, млн. грн. Абсолютные  приросты, млн.грн. Темпы роста,%
Базисные Цепные Базисные Цепные
2007 381,5 - - 100 100
2008 391,9 10,4 10,4 102,7 102,7
2009* 307,9 -73,6 -84,0 80,7 78,6

* предположительно  поступившие доходы с учетом  фактического исполнения за 9 месяцев  2009г.

    Источник: составлено автором по материалам отчетности об исполнении бюджета г. Ялта за 2007-2009 г.г. 

     Итоговые  показатели исполнения бюджета в  анализируемом периоде предопределило достаточно результативное функционирование экономики города, заметное улучшение  финансовых результатов деятельности предприятий, максимальное использование возможностей дополнительного поступления платежей в местные бюджеты путем введения местных налогов и сборов. Однако в 2009 году произошел небольшой спад, это связано с финансово-экономическим кризисом.

Таблица 4 - Динамика темпов роста доходов бюджета г.Ялта за 2007-2009 гг.

Год и наименование показателя Объем доходов, млн. грн. Абсолютные  приросты, млн.грн. Темпы роста,% Темпы прироста,%
Базис

ные

Цепные Базис

ные

Цепные Базис

ные

Цепные
2007 г.              
первоначал. план 192,3 - - 100,0 100,0 - -
уточненный  план 223,7 - - 100,0 100,0 - -
Факт 238,2 - - 100,0 100,0 - -
2008 г.              
первоначал. план 264,0 71,7 71,7 137,3 137,3 37,3 37,3
уточненный  план 297,2 73,5 73,5 132,9 132,9 32,9 32,9
Факт 285,3 47,1 47,1 119,8 119,8 19,8 19,8
2009 г.              
первоначал. план 324,1 131,8 60,1 168,6 122,8 68,6 22,8
уточненный  план 330,5 106,8 33,3 147,8 111,2 47,8 11,2
Факт 274,2 36,0 -11,1 115,1 96,1 15,1 -3,9

* предположительно  поступившие доходы с учетом  фактического исполнения за 9 месяцев 2009г.

    Источник: составлено автором по материалам отчетности об исполнении бюджета г. Ялта за 2007-2009 г.г. 

     Как видно из таблице 4, в 2008 году по сравнению  с 2007 годом темп прироста фактически поступивших доходов составил 19,8% или на 17,5 процентных пункта (далее - п.п.) меньше темпа прироста первоначального плана и на 13,1 п.п. меньше уточненного плана. В течение 2008 года в наполнении бюджета на территории города Ялта отмечались позитивные тенденции, поступление общей массы налогов и платежей происходило с прогрессивной динамикой, темпы поступлений опережали прогнозные параметры. За счет перевыполнения городом планируемых показателей социально-экономического развития дополнительные поступления в бюджет составили 21,3 млн. грн.

     В 2009 году темп прироста фактически поступивших доходов по сравнению с базисным 2007 годом составил 15%.

     Однако  имелись и негативные моменты, которые  отразились на снижении в 2009 году по сравнению  с 2008 годом темпов прироста фактически поступивших доходов против темпов прироста доходов, предусмотренных в первоначальным и уточненном планах. Так, темп прироста фактически поступивших доходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом составил -3,9% или на 26,7 п.п. меньше темпа прироста первоначального плана и на 15,1 п.п. ниже уточненного плана (табл.4).

     Средний темп роста доходов бюджета города в сопоставимых ценах за анализируемый  период 2007-2009гг. составил 89,8%, который  рассчитан по формуле:

                                       =   х 100         (2.1),

где - средний темп роста; Yn – доходы бюджета за 2009г.; Y0- доходы бюджета за 2007г. в сопоставимых ценах; n- количество уровней динамики (лет).

     Основной  составляющей доходов бюджета города являются налоговые поступления, из которых наибольший удельный вес занимают: в закрепленных – налог с доходов физических лиц (НДФЛ), внутренние налоги на товары и услуги, в частности плата за патент, единый налог на предпринимательскую деятельность; в собственных – сбор за использование природных ресурсов, местные налоги и сборы [5, с. 86-87].

     Как видно из таблицы 5, в анализируемом  периоде наиболее значительные базисные темпы роста достигнуты по сбору  за использование природных ресурсов, который составил 171,2%, большую часть из которого принадлежит плате за землю (27,6 млн. грн. в 2007г. и 47,9 млн. грн. в 2009г.). Это подтверждает тот факт, что земля, несмотря на кризис, пользуется спросом.

Информация о работе Анализ доходной и расходной части бюджета (на примере г. Ялта)