Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

макроэкономика курсовая гнатюк.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Валовой внутренний продукт в 2006 году составил 109,2%, в 2007 - 108%, 

Индекс потребительских  цен (декабрь к декабрю) в 2006 году составил 107 %, в 2007- 108%. 

Реальные денежные доходы населения в 2006 году - 115 %, в 2007 - 108%. 

Реальная заработная плата в 2006 году - 117,8%, в 2007 -108%. 

Розничный товарооборот в 2006 году -117,5%, в 2007- 110%. 

Дефицит консолидированного бюджета в 2006 году составил -1% к ВВП, в 2007 году -1,5% к ВВП. 

Бюджет 2008 года сформирован в соответствии с  целями и задачами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и традиционно является социально-ориентированным. Его характеризует более активное участие в реализации экономической политики правительства. 

Планируется, что  тем роста ВВП в 2008 г. составит 108,5%, индекс-дефлятор ВВП-109%, индекс потребительских  цен (в среднем за год) - 106-107%, темп роста реальной заработной платы  работников бюджетной сферы- 107-108%, курс белорусского рубля к доллару США в среднем за 2008г. - 2228 руб. и на конец 2008г.-2255 руб. В расчетах использовался номинальный объем ВВП в 2007г.- 95400 млрд. руб. (оценка), прогноз на 2008 г.- 112800 млрд.руб. 

При формировании доходной части бюджета реализован ряд мер по упрощению, совершенствованию системы налогообложения, а также снижению уровня налоговой нагрузки. 

Отменяются: 

Один из «оборотных»  налогов (источник формирования дорожного  фонда) - налог с пользователей  автомобильных дорог (взимаемый по ставке 1% от выручки). При этом в расходах сохраняется формирование государственного целевого бюджетного фонда - дорожного фонда; 
 

Местные сборы  с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и за размещение наружной рекламы на иностранном языке). Потери доходов местных бюджетов составят 42,1 млрд.руб. (0,04% к ВВП); 

Отчисления в  государственный целевой бюджетный  фонд развития строительной науки (в 2007 г.- в размере 0,5% от себестоимости выполненных строительно-монтажных работ и в сумме около 40 млрд. руб). 

Будет реализована  также система мер по упрощению  взимания налогов на добавленную  стоимость, на прибыль, экологического и подоходного налогов, госпошлины, арендной платы за землю. 

В результате потери доходов бюджета составят 1,3 трлн. руб. Частично они будут компенсированы за счет увеличения налоговой базы и роста налоговых поступлений, которые оцениваются в 300 млрд. руб. 

В новых условиях в распоряжении субъектов хозяйствования останутся средства на общую сумму  около 1 трлн. руб., которые могут  стать источником дополнительных инвестиций в развитие производства. 

Снижение налоговой  нагрузки в 2008 г. в сравнении с  минувшим годом составит 0,9 процентных пункта ВВП. 

Доходы консолидированного бюджета (включая средства ФСЗН) определены в сумме 50,2 трлн. Руб., или с ростом на 7,7%. 

Основным доходным источником, как прежде, является налог  на добавленную стоимость. На его  долю приходится около трети доходов бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов. 

Значительную  долю в доходах бюджета занимают налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, - 13,9% (около 4,7 трлн. руб.), акцизы - 9,7% (3,3 трлн. руб.), а также подоходный налог - 10,2% (3,4 трлн. руб.). 

Продолжается  рост доли доходов от внешнеэкономической  деятельности за счет увеличения поступлений  вывозных пошлин на нефтепродукты. Суммы  экспортных пошлин на нефтепродукты  в 2006г., составляли 345,4 млрд.руб., в 2007 г.- на уровне 4 трлн. Руб., в 2008г. - 4,4 трлн. Руб. 

Доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме 38,2 трлн. Руб. (рост на 8%), из них государственных  целевых бюджетных фондов - в сумме 4,4 трлн.руб. 

В том числе  доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - в сумме 2,3 трлн.руб., или с ростом к текущему году на 16%; инновационных фондов - более 1,5 трлн.руб. (93,2%); фондов охраны природы - 438 млрд.руб. (107,2%); фонда национального развития - 100 млрд. руб.; фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья - 30 млрд. руб., или с ростом на 20%. 

Поступления в  фонд социальной защиты населения предусматриваются  в сумме 12 трлн.руб., или с ростом на 10,1%. 

Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в общей  сумме 52,4 трлн.руб., исходя из запланированных  доходов и источников финансирования дефицита бюджета - 2,2 трлн.руб. Это составляет 46,4% к ВВП против 48,6% по 2007 году. Рост против ожидаемого исполнения минувшего года- на 6 трлн.руб., или 13%. 

Доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы, жилищного строительства, поддержку  населения, субсидирование тарифов  на оказываемые населению жилищно-коммунальные и транспортные услуги составит в 2008 г. 61% объема консолидированного бюджета (32,4 трлн.руб.). 

Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и  начисления запланированы в сумме 11,1 трлн.руб. и возрастают на 12%. Это  позволит повысить среднемесячную заработную плату работникам бюджетной сферы к концу 2008 г. до размера 770-780 тыс.руб., что эквивалентно 345 долл. США. При этом будет обеспечен прогнозный реальный рост заработной платы в бюджетной сфере на 7-8% к уровню 2007г. 

До 4,9 трлн.руб. возрастут расходы консолидированного бюджета на здравоохранение и составят 4,3% ВВП. В абсолютном выражении их рост (без капитальных вложений) составит 16,4%. Расходы сформированы на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя. Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь (с учетом средств на ликвидацию катастрофы на АЭС) определен в размере 503 тыс.руб., или с ростом к утвержденному на 2007 г. на 16,2%. 

В республиканском бюджете расходы на здравоохранение запланированные в сумме 1026 млрд.руб. (с ростом на 12,3%). 

За счет средств  республиканского бюджета в 2008 г. будут  финансироваться 88 организаций здравоохранения  различной ведомственной подчиненности, за счет местных бюджетов - 2182 организации. 

Расходы консолидированного бюджета на образование запланированы  в сумме более 6,4 трлн.руб., что  на 16,7% выше ожидаемых расходов минувшего  года. 

Предусмотренные средства направляются на содержание более 10 тыс. учреждений образования, из них: 3,1 тыс. дошкольных , 3,8 тыс. учреждений общего среднего образования, 37 высших учебных заведений, 133 средних специальных учреждения, 227 учреждений профессионально-технического образования. 

В составе расходов республиканского бюджета на образование предусматривается 155,1 млрд. руб. на реализацию государственных программ, включая: 

Президентскую программу «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы - в сумме 2,7 млрд. руб.; 

Государственную программу возрождения и развития села на 2005-2010 годы - 120,1 млрд. руб.; 

Государственную программу развития общего среднего образования на 2007-2016 годы - 18,1 млрд. руб.; 

Государственную программу развития среднего специального образования 2006-2010 годы - 5,6 млрд. руб. 

Расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации по консолидированному бюджету прогнозируются в сумме 1188,7 млрд. руб. (с ростом на 14,5%), по республиканскому бюджету - 488,2 млрд. руб. 

За счет этих средств дальнейшее развитие получит  система спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва, которая включает содержание 11 училищ олимпийского резерва, 8 школ высшего спортивного мастерства, 14 центров олимпийской подготовки, 10 центров олимпийского резерва, 457 детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. 

В республиканском  бюджете предусмотрены целевые  средства на подготовку и участие  белорусских спортсменов в летних Олимпийских играх 2008 года в Китае. 

В части физкультурно-оздоровительной  работы с население за счет предусмотренных  в бюджете средств будет содержаться более 22 тыс. спортивных сооружений, проведено более 15 тыс. спортивных мероприятий с участием более 1,9 млн. человек. [2] 

Расходы на социальную политику (без учета ФСЗН) в консолидированном  бюджете определены в сумме 3 трлн. Руб. 

В бюджете нашли  отражение изменения, связанные  с упорядочением социальных льгот  для отдельных категорий населения. 

В результате отмены льгот и привилегий в соответствии с Законом Республики Беларусь«О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» высвободилось 168 млрд. руб. бюджетных средств (в ценах 2007 года), которые направляются на оказание государственной адресной социальной помощи малообеспеченному населению, реализацию государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также на проведение дополнительных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС. 

Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах  государственной поддержки населения» увеличивается критерий нуждаемости при оказании государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Для ежемесячного пособия - с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума для единовременного социального пособия-с 60 до 120%. Местными бюджетами на 2008 г. на указанные цели предусмотрено 37,4 млрд. руб. против 5,9 млрд. руб. в 2007 г. 

Предполагается  также изменение условий предоставления и размера безналичных жилищных субсидий, которые будут предоставляться  дифференцированно, в зависимости от места проживания. Порог совокупного дохода для расчета субсидии будет снижен. Увеличение ассигнований на эти цели в бюджете на 2008 г. составит 6,8 млрд. руб. 

По-прежнему одним  из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны остается жилищное строительство. Для решения этой проблемы из консолидированного бюджета в 2008 г. выделяется около 1122 млрд. руб., или на 19% больше по сравнению с 2007г. 

С участием бюджета  будет построено более 1,58 млн.кв.м. жилья в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, включая 114,4 тыс.кв.м в агрогородках, жилье для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, жилые помещения социального пользования. 

Расходы фонда  социальной защиты населения определены в сумме 12 трлн.руб. В расходах фонда в 2008 г. новым является то, что за счет его средств предусматривается направить 117,6 млрд. руб. на финансирование мероприятий по обеспечению занятости. 

На финансирование Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы направляется 625,3 млрд. руб.(с учетом капитальных вложений), или больше, чем в текущем году, на 16,1 млрд.руб. 

Расходы консолидированного бюджета на национальную экономику  предлагается в сумме 12,3 трлн.руб., или с ростом на 21,2%. 

В Государственной  программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы на финансирование агропромышленного  комплекса из бюджета в 2008 г. предусмотрено 2,8 трлн.руб., а в бюджете - почти 4 трлн. Руб. При этом в республиканском фонде поддержки сельхозпроизводителей, формируемом за счет сбора в размере двух процентов выручки от реализации продукции, аккумулируются средства в общей сумме около 2,3 трлн. руб. 

Впервые в республиканском  бюджете предусматриваются средства на сдерживание тарифов на оплату электрической и тепловой энергии. 

В связи с  изменением условий поставки нефти  в Республику Беларусь, начиная с 2007 г. в республиканском бюджете  предусматриваются субсидии нефтеперерабатывающим  организациям. В 2008 г. на эти цели предусматривается 3,7 трлн.руб., или с ростом к 2007 г.- 1,4 трлн.руб. 

На национальную оборону предлагается направить 1,3 трлн. руб.(рост на 4,3%), на правоохранительную деятельность - 2,2 трлн. руб. (рост на 9,9%). 

Расходы на международную деятельность предусмотрены в сумме 282,9 млрд.руб., или с ростом на 11,8% к ожидаемому исполнению 2007 г. 

На открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом в 2008 г предусматривается 104,9 млрд.руб., или с ростом на 19,7%. 

Отчисления в  бюджет Союзного государства составляет 122,3 млрд.руб. исходя из размера долевых  отчислений Республики Беларусь. 

В расходах на финансирование аппаратов уставных органов межгосударственной интеграции предусмотрены средства на уплату долевых отчислений в бюджеты интеграционных органов в размере 11,9 млрд.руб. 

Информация о работе Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь