Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики.
4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

макроэкономика курсовая гнатюк.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

В целом мы видим, что при плавающем валютном курсе  стимулирующая бюджетно-налоговая  политика усиливается эффектом обесценения  национальной валюты, что приводит к большему повышению дохода, чем при фиксированном курсе.[12, c.253-254] 

К достоинствам фискальной политики следует отнести: 

Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска. 

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это  период времени между принятием  решения об изменении политики и  появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение  об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. 

Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы  являются встроенными, то правительству  не нужно предпринимать специальных  мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически. [8, c.109] 

Недостатки фискальной политики: 

Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики. 

Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг-это период времени  между возникновением необходимости  изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести к «перегреву» и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад. 

Неопределенность. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа экономической политики исходя их такой оценки может привести к дестабилизации экономики. 

Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Дж. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования» а проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем. [8, c.109-110] 

2. Монетаризм  и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики 

2.1 Бюджетно-налоговая  политика. Кейнсианская концепция 

Согласно кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического  регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика. 

Пусть экономика  находится в состоянии депрессии (экономического спада). Такое состояние  характеризуется следующим: 

предложение благ высокоэластично по цене, поэтому  кривая совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая ADо имеет крутой наклон (рис.4,А); 

уровень безработицы  высок, поэтому предложение труда  неэластично по его цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда, ND - спрос на труд, W - заработная плата). 

Предположим, что  государство в целях преодоления  экономического спада увеличивает  госрасходы на величину ?G. В результате эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1 . Величина эффективного спроса проецируется на график производственной функции Y(N) (рис.4, В), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD 0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда (рис.4). [8, c.92] 

Таким образом, в результате фискальных мероприятий  в экономике наблюдается оживление  экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочно периоде, рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой AS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут. [8, с.93] 

Суть бюджетной  политики, по Кейнсу, - организация инвестиций. Частные инвестиции растут недостаточно. Их надо компенсировать за счет государства. Отсюда рецепт - расширение государственных инвестиций, организация общественных работ, даже если они бесполезны. 

Не столь важно, куда пойдут бюджетные средства, важно, чтобы они через эффект мультипликатора  привели к росту занятости  и увеличению национального дохода. В перспективе даже бесполезные инвестиции, подобно строительству египетских пирамид, оказывают полезное действие. 

Бюджетные средства должны использовать частные инвесторы  через систему государственных  заказов и закупок. 

Кейнс не исключал государственного воздействия на потребительский спрос, но считал это делом второго ранга. 

Он выступал за более равномерное распределение  национального дохода. Увеличение доходов  и покупательной способности  малообеспеченных слоев населения (через повышение пенсий, стипендий, льготное налогообложение) способствовало бы росту эффективного спроса на предметы потребления. 

Стимулирование  потребления как канала подкачки эффективного спроса, по Кейнсу, носит  подчиненный характер. 

Рассматривая  эффект мультипликатора, Кейнс имел ввиду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронично замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. Например, наполнять старые бутылки банкнотами и закапывать их в землю в бездействующих шахтах, предоставив возможность безработным выкапывать эти банкноты из земли. Это способствовало бы исчезновению безработицы и увеличению как реальных доходов общества, так и его капитального богатства. 

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит  от многих факторов. Если увеличиваются  налоги, то величина реального мультипликатора  снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов  «уплывет» за границу, увеличится дефицитность платежного баланса. [1, c.270-272] 

Инвестиционная  деятельность, как известно, наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, скажем, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая  политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. [5, c.34-36] 

2.2 Бюджетно-налоговая  политика. Монетаристская концепция 

Монетаризм - школа  экономической мысли, отводящая  деньгам определяющую роль в колебательном  движении экономики. Главную причину  нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров. 

В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно- кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. 

Внимание к  монетаристской теории возросло со второй половины 70-х - начала 80-х гг. В этот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои. Начался поиск  новых подходов к восстановлению экономического равновесия. У Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. [7, c.320] 

В спорах и дискуссиях экономистов возникали самые  различные трактовки причин инфляции и стагфляции. Многие по-прежнему считали, что надо регулировать спрос, но расходились относительно того, как это делать. Меры, направляемые на текущий ремонт хозяйственного механизма, игнорировали задачи долгосрочной политики. 

Среди экономистов стал популярен лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины. 

Следует заметить, что с моненатаристскими концепциями  сторонники этого направления и их признанный глава Милтон Фридмен выступали еще в 50-х гг., но тогда из предложения и выводы особой популярностью не пользовались. Они были востребованы позже, когда на повестку дня выдвинулись новые проблемы. 

Чтобы представить  концепцию Фридмена, выделим исходные положения, в той или иной мере разделяемые его сторонниками. 

1.Признание устойчивости  денежного хозяйства. Рыночная  экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций  и условий стремится к стабильности, к саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. 

Постулат об устойчивости частного, рыночного хозяйства  направлен против утверждения Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс. 

2. Приоритетность  денежных факторов. Среди различных  инструментов, воздействующих на  экономику, предпочтение предлагается  отдать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не ценовые инструменты, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования. 

Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент, достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам. В отличие от него Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику. 

Он исходит  из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и  динамикой валового национального  продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на совокупном денежном обороте, а значит, на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства. 

3.Регулирование  должно ориентироваться не на  текущие, а на долгосрочные задачи. Последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Временной разрыв составляет обычно несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов. 

Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру  обычно запаздывают. Экономические  условия быстро меняются. Денежная политика призвана ориентироваться  не текущие эффекты и краткосрочные  изменения, а носить долгосрочный характер. 

Монетаристская  концепция опирается на количественную теорию денег, хотя ее интерпретация  несколько отличается от традиционной. [7, c.321-322] 

Информация о работе Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь