Организация и обслуживание рабочих мест

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Ко В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Содержание

Введение

1. Понятие и классификация рабочих мест, задачи их организации
2. Обслуживание рабочих мест
3. Технико-экономическая характеристика приготовительного цеха
4. Анализ состояния организации труда на рабочем месте
4.1. Разделение труда и его обоснование
4.2. Условия труда
4.3. Нормирование труда
4.4. Организация заработной платы
5. Проект мероприятий по совершенствованию организации труда на
рабочем месте мастера цеха
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Совершенствование организации труда и рабочего места мастера цеха.docx

— 66.91 Кб (Скачать)

 

2. Обслуживание рабочих мест.

 

Исключительно важным направлением деятельности по организации рабочих мест и в целом по организации труда является организация их обслуживания. Любая работа по научной организации труда, по любому из ее правлений окажется малоэффективной, если исполнитель постоянно отв. кается от своей основной работы для выполнения вспомогательных, подсобных функций, либо простаивает в ожидании их выполнения.

От эффективности организации  системы обслуживания рабочих мест зависит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и продукции.

Система обслуживания — это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабочих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.

Объектами обслуживания являются все  элементы рабочего места:

  1. средства труда;
  2. предметы труда;
  3. субъекты труда (работники).

Исходя из этого, все функции  обслуживания группируются по следующим направлениям.

1. Функции по обслуживанию средств труда:

  • инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт 
    инструмента);
  • наладочная (наладка и подналадка оборудования);
  • энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);
  • поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое 
    обслуживание оборудования, его ремонт);
  • ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).

2. Функции по обслуживанию предметов труда:

- складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача мате 
риалов, деталей, инструмента);

- транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест 
готовой продукции);

 - контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).

 Функции по обслуживанию работников: 

  • информационное обслуживание, производственный инструктаж», 
    распределение работ, выдача производственных заданий;
  • санитарно-гигиеническое обслуживание; 
  • хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание; 
  • медицинское обслуживание;
  • культурное обслуживание; 

- охрана труда.  
Системы обслуживания могут быть различными в зависимости от:

  • конкретных условий производства;
  • организационно-технических факторов. 

Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах. Но ко всем системам предъявляются определенные общие требования, соблюдение которых способствует оптимальному решению задач по обслуживанию рабочих мест.

Система обслуживания должна быть;

  • комплексной — включать в себя все функции обслуживания и обеспечивать их согласованность и увязку;
  • рациональной — оптимально сочетать централизованные и децентрализованные виды обслуживания;
  • гибкой, оперативной — обеспечивать возможность оперативного, быстрого вмешательства при возникновении отклонений от нормального хода процессов обслуживания;
  • прогрессивной — учитывающей современные возможности техники, технологии, возможности стандартизации и унификации;
  • плановой — быть частью внутрипроизводственного планирования, организовываться на основе расчетов обслуживания для каждого рабочего места, согласовываться с системой оперативного планирования, сменных заданий;
  • предупредительной — не допускающей остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность — это заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для обеспечения бесперебойной работы;

своевременной — обеспечивать строгое  соблюдение установленного регламента обслуживания; все должно делаться вовремя, в установленный срок, от этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места;

  • надежной — гарантирующей обслуживание рабочего места вовремя, в нужном объеме, требуемого качества; надежность обслуживания — это признак высокой его организации, что достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функций обслуживания;
  • экономичной — основанной на расчетах разных вариантов осуществления обслуживания и выбора того из них, который при соблюдении всех выше перечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств. Принцип экономичности обеспечивается использованием наиболее совершенных технологий обслуживания и установлением величины трудовых и материальных затрат на основе научно обоснованных нормативов для расчета таких затрат. В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют 3 вида обслуживания рабочих мест: централизованное, децентрализованное и смешанное обслуживание.

Централизованное  обслуживание предполагает сосредоточение функций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, отдела или предприятия. Это создает условия для централизованного планирования всех функций обслуживания и органической увязки его с планированием основного производства, для повышения качества обслуживания, сокращения сроков обслуживания, повышения уровня механизации труда по обслуживанию, его экономичности и эффективности.

При децентрализованном обслуживании функции обслуживания выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает. Достоинством этого вида обслуживания является, зачастую, более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Основными недостатками его являются: низкий уровень механизации труда, нерациональное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции).

При смешанном (комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизовано, а часть — децентрализовано.

По форме выполнения функций  обслуживание рабочих мест может  быть стандартным, планово-предупредительным  и дежурным. Применение той или  иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.

В единичном и мелкосерийном  производстве преобладает дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.

В условиях крупносерийного и среднесерийного  производства широкое распространение  получило планово - предупредительное обслуживание (ППО) рабочих мест, при котором все работы по функциям обслуживания рабочих мест производятся на основе планов-графиков, увязанных с производственными планами, заданиями. Эта работа осуществляется вспомогательным персоналом при почти полном освобождении основных рабочих от функций обслуживания своих рабочих мест. При этой системе осуществляется плановое и активно-предупредительное обслуживание:

• обеспечивается такое положение, при котором необходимые материалы обязательно поступают на рабочее место в соответствующий момент времени;

• осмотр и ремонт оборудования производят в заранее определенный срок; переналадка оборудования, подготовка и изготовление специальной технологической оснастки осуществляются вовремя, с учетом запуска в обработку новых партий деталей и т.п.

Внедрение этой системы требует  значительной подготовительной работы, значительных трудовых и материальных затрат. Однако эти затраты существенно перекрываются получаемым эффектом за счет стабильного и производительного труда основного персонала и оборудования, так как система ППО характеризуется ритмичностью работы вспомогательных служб, минимальной возможностью простоев, более высоким качеством обслуживания.

Стандартное обслуживание — наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания — характерно для поточно-массового производства, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операций за рабочими местами. Сущность его заключается в обслуживании по заранее разработанным стандартным расписаниям и стандартным планам. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т.д. При этой форме обслуживания основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Стандартное обслуживание предотвращает какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченности рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма обслуживания, требующая, однако жесткой ритмичности основного производства.

Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с перечисленными выше требованиями, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанных группы вопросов:

  1. установить, в каких функциях обслуживания нуждается данное рабочее место, его работник и вся система рабочих мест;
  2. по каждой функции обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать ее объем в смену (месяц, год);
  3. определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;
  4. персонифицировать обслуживание, то есть закрепить функции обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.

Физическая  норма обслуживания может быть представлена разными показателями. Для сырья, материалов, полуфабрикатов это может быть объем их разовой доставки или величина их неснижаемого запаса на рабочем месте. Для ремонтных работ может быть указан вид ремонта: мелкий, средний, капитальный и его продолжительность. Для энергообслуживания указываются его параметры (напряжение и сила тока, давление и температура пара и горячей воды и др.). Для межремонтного обслуживания оборудования, хозяйственного обслуживания рабочего места указываются виды работ и их продолжительность и т.д.

Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае это может быть указание на периодичность обслуживания (например, «раз в смену», «каждый час», «два раза в месяц» и т.д.), в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания. Могут быть указания типа: «по вызову» или «постоянно», «непрерывно».

Хорошо организованное обслуживание предполагает: работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда. А работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.

Проектирование организации обслуживания рабочих мест ведется в следующей последовательности:

• устанавливается состав и объем работ по обслуживанию з целом для подразделения; выделяются работы по обслуживанию, которые целесообразно дать основным работникам;

• исходя из состава и объема работ рассчитываются нормы затрат на, вспомогательных работников для обслуживания рабочих мест (нормы численности, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания);

  • состав и объем работ по обслуживанию распределяются между вспомогательными работниками с учетом функционального разделения труда между ними и норм затрат труда;
  • устанавливаются виды и формы обслуживания и разрабатываются условия их применения;
  • рассчитываются физические нормы обслуживания;
  • разрабатываются регламенты обслуживания (графики, расписания, маршруты движения);
  • проектируется организация стационарных и передвижных рабочих мест вспомогательных работников.

На основе анализа сведений о  затратах времени по видам работ  разрабатывают схемы функционального разделения труда, где указывают исполнителя, вид и условия исполняемой работы. На следующем этапе проектируются мероприятия, направленные на совершенствование системы обслуживания рабочих мест с учетом научно обоснованной связи процессов обслуживания с основным производственным циклом. В результате может быть сформирована оптимальная система обслуживания, обеспечивающая непрерывность всего производственного процесса.

Этот метод повышения уровня обслуживания рабочих мест наиболее эффективен в условиях серийного  и массового производств. Совершенствование организации обслуживания рабочих мест позволяет значительно повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции, упорядочить работу внутрицеховых служб и вспомогательных рабочих.

Информация о работе Организация и обслуживание рабочих мест