Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Содержание

Введение 3
Принципы бюджетного процесса 4
Участники бюджетного процесса в Российской Федерации 6
Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти 7
Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти 9
Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства 11
Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели 13
Стадии бюджетного процесса в Российской Федерации 15
Составление проектов бюджетов 16
Рассмотрение и утверждение проектов бюджета 18
Исполнение бюджета 20
Отчет об исполнении бюджета 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

Бюджетное право.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

    2) открытие счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством;

    3) установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов;

    4) установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

    5) ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

    6) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета;

    7) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представление их в Министерство финансов РФ.

 

     Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели 

    Главный распорядитель средств  федерального бюджета  – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета11.

    Главный распорядитель средств  бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета –  орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

    Перечень  главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом, перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

    Основными полномочиями главного распорядителя являются:

    1) представление интересов государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;

    2) утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

    3) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата;

    4) контроль использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

    Распорядитель бюджетных средств  – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наряду с главным распорядителем участвует в исполнении бюджета по расходам (ст. 159 БК РФ).

    Основными полномочиями распорядителя  бюджетных средств  являются:

    1) представление интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе;

    2) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;

    3) утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

    4) контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

    Получатель  бюджетных средств  – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год12.

 

     Стадии бюджетного процесса в Российской Федерации 

    Выделяют  четыре стадии бюджетного процесса в Российской Федерации:

    1) составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

    2) утверждение проектов бюджетов – принятие нормативно – правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

    3) исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно – правовым актом о бюджете;

    4) контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

    Бюджетный процесс на федеральном уровне регламентируется БК РФ, который также устанавливает общие принципы бюджетного процесса для бюджетов всех уровней. На уровне субъектов РФ бюджетный процесс регламентируется законами (в отдельных субъектах – кодексами) соответствующих субъектов. Муниципальные образования принимают свои нормативные правовые акты (положения и др.), регулирующие бюджетный процесс соответствующего муниципального образования.

 

     Составление проектов бюджетов 

    Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований13.

    Составлению проектов бюджетов предшествует работа по разработке прогнозов социально—экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований и отдельных отраслей экономики стран, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании  которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. При этом при разработке проекта бюджета финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц14.

    Бюджетным кодексом РФ подробно регламентированы порядок и сроки составления проекта федерального бюджета РФ. Порядок составления проектов бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования определяется нормативными правовыми актами соответственного уровня.

    Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

    Этапы формирования федерального бюджета  изложены в ст. 184 БК РФ:

    1) разработка федеральными органами исполнительной власти плана—прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, на основе которого разрабатываются основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год;

    2) распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере.

    Правительство РФ рассматривает прогноз социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно—финансовую политику в очередном финансовом году, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу РФ.

 

     Рассмотрение и  утверждение проектов бюджета 

    Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.

    Сроки внесения в Государственную  Думу РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ и порядок его рассмотрения регламентируется гл. 22 БК РФ. При этом срок окончания рассмотрения и утверждения федерального бюджета БК РФ не устанавливает, а регламентирует только временные границы между отдельными этапами рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета, допуская при этом, что к моменту начала соответствующего финансового года бюджет на него еще не будет утвержден. В случае неутверждения бюджета при наступлении очередного финансового года БК РФ предусматривает режим временного управления бюджетом.

    Сроки и порядок рассмотрения проектов законов (решений) о бюджете субъектов РФ и муниципальных образований регламентируются соответственно законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления. При этом порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.

    Законы  о внесении изменений в налоговое  законодательство РФ вносятся на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете.

    Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях:

    1) в первом чтении обсуждается его концепция, а также основные характеристики федерального бюджета: доходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год;

    2) во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

    3) в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета;

    4) в четвертом чтении указанный проект федерального закона о федеральном бюджете обсуждается в целом.

    После этого проект федерального закона о  федеральном бюджете рассматривается  Советом Федерации и поступает  на подпись Президенту РФ.

 

     Исполнение бюджета 

    Согласно  ст. 215.1 БК РФ, исполнение бюджета – это получение всех запланированных в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган соответствующего уровня15.

    В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета и наличия необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации