Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2008 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год” на:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебную власть;
- международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
- промышленность, энергетику и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
- образование;
- здравоохранение и физическую культуру;
- иные расходы.
На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

Содержание

1. Введение
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.2 Понятие бюджетного процесса и его принципы
1.3 Участники бюджетного процесса
1.4 Органы, обладающие бюджетными полномочиями
1.5 Полномочия участников бюджетного процесса
1.6 Составление проекта бюджета
1.7 Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов
1.8 Рассмотрение и утверждения бюджета
1.9 Исполнение бюджета
1.10 Отчет об исполнении бюджета
2. Бюджетный процесс в зарубежных странах
3. Роль и место бюджетного планирования в бюджетном процессе
4. Бюджетный процесс в условиях перехода к рынку
5. Классификация и анализ существующих методов бюджетного планирования
Заключение
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 131.86 Кб (Скачать)

На первой стадии формирования проекта бюджета  федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные  условия экономического и социального  развития на планируемый год, в котором  отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения  параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

Следующим этапом бюджетного планирования выделяют процесс принятия проекта бюджета.

После одобрения  Правительством РФ  сценарных условий  Министерство финансов РФ разрабатывает  основные характеристики доходов и  расходов федерального бюджета на планируемый  год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Также, рассматриваются предложения  о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядок индексаций заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

 

4   Бюджетный    процесс   в   условиях  перехода    к  рынку

 

      Как правовая категория бюджет - закрепленная законом форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти (статья 1 Закона РСФСР  "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР")

Рассмотрим  бюджет как экономическую категорию.  Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,  организациями, учреждениями и населением называются бюджетными.  Специфика  этих отношений как части финансовых состоит в следующем:

во-первых, они  возникают в распределительном  процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих  органов власти);

во-вторых, они  связаны с формированием  и  использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

Бюджетные отношения охватывают разные направления  распределительного процесса (сферы  общественной деятельности, отраслями  народного хозяйства, территориями страны) и все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это объясняется тем, что в  руках государства ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая  для нужд экономического развития, социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие бюджета  государства. Бюджет - важное звено  государства. В экономической литературе существуют три точки зрения по вопросу  о сущности бюджета:

первая определяет бюджет как объективную экономическую  категорию, вторая определяет бюджет как  основной финансовый план государства, а третья рассматривает бюджет с  двух сторон, с одной стороны бюджет - это объективная экономическая  категория, а с другой стороны  бюджет - основной финансовый план государства. В настоящее время придерживаются третьей точки зрения. Таким образом, под бюджетом государства понимают денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету  государство имеет возможность  сосредоточить финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет  можно рассматривать как самостоятельную  экономическую категорию. Он имеет  свои особенности:

- бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода  в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его  государственно - территориальных формирований;

-  с помощью  бюджета  происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  народного хозяйства, территориями  страны, сферами общественной деятельности;

-  пропорции  бюджетного перераспределения стоимости  определяются потребностями воспроизводства,  задачами, стоящими перед обществом  на каждом историческом этапе.

Сущность  бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную  и контрольную  функции.

Распределительная функция заключается в том, что  благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.  Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распределение государства и каким образом фактически складываются пропорции в распределении бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, внутрирегиональное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).

Сфера деятельности этой функции определяется тем, что  в отношение с бюджетом вступают все участники общественного  производства, как юридические, так  и физические лица.

Контрольная функция заключается в том, что  через формирование и использование  фонда денежных средств государства  отображает экономические процессы, характеризующие экономику государства. Благодаря этой функции можно судить о том как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям государства.  Основу этой функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Функции бюджета также объективны как и сама эта категория. Бюджет государства является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты  хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

При переходе к рыночной экономике бюджет не утратил  своей роли. Он становится одним  из главных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики.

 Функционирование  бюджета государства происходит  посредством особых экономических  форм - доходов и расходов.

Доходы  бюджета  - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций.

Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти. Главным материальным источником доходов является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Огосударствление национального дохода осуществляется  государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы, эмиссия денег.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали  более 90 % общей суммы  доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 годы.

В условиях перехода на рыночные отношения, доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами стали  налоги.

Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных  налогов. Первые устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика, вторые - включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При  прямом налогообложении денежные отношения  возникают между государством и  самим плательщиком, вносящим налог  непосредственно в казну; при  косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий  посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Прямые  налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных  видов имущества,  и личные, т.е. взимаемые с юридических и  физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими.

 Косвенные  налоги по характеру тоже неоднородны;  в их составе выделяются акцизы (они могут быть индивидуальными  (по отдельным видам и группам  товаров) и универсальными) и таможенные  пошлины.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических  лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано  тем, что в условиях рыночного  хозяйства роль прибыли существенно  возрастает. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности  производства и улучшении его материально- технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога, введенная в 1992 г.  была ориентирована в основном на фискальный эффект.

Наличие разных форм собственности, их экономическое  соперничество вызывают необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Налог на имущество  предприятий преследует цель не только обеспечить регулярное поступление  доходов в бюджет, но и стимулировать  освобождение предприятий от лишнего  и неиспользуемого имущества.

Важное  место в налоговой системе  страны занимают платежи за природные  ресурсы. Значение этих платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более  эффективное использование соответствующих  видов ресурсов. Необходимость в  подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный  оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Основное  место в системе налогообложения  физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике  создает предпосылки для роста  личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное  обложение физических лиц дополняется  взиманием налога на имущество, который  в условиях переходах рынку выполняет  не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог  на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет напрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.

В налоговой  системе страны после длительного  перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам  в порядке наследования или дарения. Взимание этого налога отражает изменение  экономических условий жизни  граждан и в определенной мере - линию его поведения. Забота о  последующих поколениях, наследующих  не только накопленное имущество, но и среду обитания, становится одним  из важнейших жизненных принципов  трудовой деятельности человека.

В российской системе налогов наряду с прямыми  используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог  на добавленную стоимость. Он введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж.

Одновременно  с налогом на добавленную стоимость  в системе косвенного обложения  используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992 г. обусловлено отменой налога с  оборота. В систему косвенного обложения  включаются и таможенные пошлины, ими  облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые  за ее пределы.

Право вводить  налог на территории Российской Федерации  закреплено за Государственной Думой  Российской Федерации; но она может  делегировать право установления и  отмены отдельных видов налогов  другим законодательным и представительным органам власти.

Кроме налогов  в бюджет поступают неналоговые  доходы. К ним относятся, с одной  стороны, доходы от эксплуатации государственной  собственности, а в условиях перехода к рынку  от ее продажи юридическим  и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации