Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2008 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год” на:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебную власть;
- международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
- фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
- промышленность, энергетику и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
- образование;
- здравоохранение и физическую культуру;
- иные расходы.
На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.

Содержание

1. Введение
1.1 Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.2 Понятие бюджетного процесса и его принципы
1.3 Участники бюджетного процесса
1.4 Органы, обладающие бюджетными полномочиями
1.5 Полномочия участников бюджетного процесса
1.6 Составление проекта бюджета
1.7 Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов
1.8 Рассмотрение и утверждения бюджета
1.9 Исполнение бюджета
1.10 Отчет об исполнении бюджета
2. Бюджетный процесс в зарубежных странах
3. Роль и место бюджетного планирования в бюджетном процессе
4. Бюджетный процесс в условиях перехода к рынку
5. Классификация и анализ существующих методов бюджетного планирования
Заключение
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 131.86 Кб (Скачать)

В целях составления проекта бюджета  на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы  и материалы:

  • прогноз социально-экономического развития;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • прогноз свободного финансового баланса;
  • прогноз консолидированного бюджета;
  • адресная инвестиционная программа;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики;
  • структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
  • программа предоставления государственных или муниципальных гарантий;
  • оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;
  • оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;
  • другие документы и материалы.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета  являются:

  • объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;
  • уровень инфляции.

 

1.6 Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов

 

Согласно  статье 187 Бюджетного Кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения закона о бюджете и его утверждения  определяется для:

  • федерального бюджета – Бюджетным Кодексом Российской Федерации;
  • местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления;
  • бюджета субъекта Российской Федерации – законам субъекта Российской Федерации.

Порядок рассмотрения проекта закона о бюджете  и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и  утверждение указанного проекта  закона до начала очередного финансового  года, а также утверждение в  процессе рассмотрения этого проекта  закона показателей, определенных статьей 181 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Одновременно  с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются  и утверждаются проекты законов  о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Если  закон о бюджете не вступил  в силу с начала финансового года:

  • орган, исполняющий этот бюджет, правомочен, осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжения инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации;
  • орган, исполняющий это бюджет, правомочен, не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона о бюджете на очередной финансовый год;
  • ставки зачисления регулирующих налогов в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации, нормативы централизации доходов, зачисляемых в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для финансирования централизованных мероприятий, прочие тарифы и ставки, определяемые законом о бюджете, применяются в размерах и порядке, которые определены законом о бюджете на предыдущий финансовый год;
  • порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном законом о бюджете на предыдущий финансовый год.

Если  закон о бюджете не вступил  в силу через три месяца после  начала финансового года, орган, исполняющий  бюджет, правомочен, осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении условий, определенных пунктом 1 статьи 190 Бюджетного Кодекса РФ.

При этом указанный орган не имеет  права:

  • предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
  • предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
  • предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
  • осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
  • формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Если  закон о бюджете вступает в  силу после начала финансового года и исполнение бюджета до вступления в силу указанного закона осуществляется в соответствии со статьей 190 Бюджетного Кодекса РФ, в течении двух недель со дня вступления в силу указанного закона орган исполнительной власти предоставляет на рассмотрение и утверждение законодательного органа проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

 

1.7 Рассмотрение и утверждения бюджета

 

Второй  стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно  с проектом федерального закона о  федеральном бюджете Правительство  Российской Федерации вносит в Государственную  Думу проекты федеральных законов:

  • о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;
  • о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год до 1 августа.

Проект  федерального закона о федеральном  бюджете в течении трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  четырех чтениях.

Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года.

Одновременно  указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

Для обеспечения необходимой степени  конфиденциальности рассмотрения отдельных  разделов и подразделов расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность  за сохранение государственной тайны  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В первом чтении проект рассматривается  в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  Государственная Дума может:

  • передать указанный проект в согласительную комиссию, включающая представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ;
  • вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку на срок до 10 дней;
  • поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Предметом рассмотрения первого чтения закона о бюджете является:

  • концепция и прогноз социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
  • основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
  • общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течении 15 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Субъекты  права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету  поправки по расходам федерального бюджета  по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, в соответствии с указанными поправками Комитет по бюджету разрабатывает  и вносит на рассмотрение Государственной  Думы проект постановления Государственной  Думы о принятии во втором чтении проекта  федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и о распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Если Государственная Дума при рассмотрении во втором чтении указанного законопроекта не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты сбалансированного распределения расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Если  Государственная Дума отклоняет  во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, она  передает указанный законопроект в  согласительную комиссию.

  При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам.

В третьем чтении законопроект рассматривается  в течении 15 дней со дня принятия его во втором чтении.

В течении 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителем средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве Российской Федерации.

Рассмотрение  поправок по предмету третьего чтения параллельно проводится в Комитете по бюджету и соответствующем  профильном комитете. При этом голосование  поправок проводится Комитетом по бюджету  и соответствующим профильным комитетом  раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования указанных  комитетов совпадают.

Государственная Дума рассматривает в четвертом  чтении проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течении 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон  должен быть принят Государственной  Думой до 1 декабря текущего года.

Принятый  федеральный закон о федеральном  бюджете в течении пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете Советом  Федерации закон передается для  преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит  на повторное рассмотрение Государственной  Думы согласованный закон о бюджете  на очередной финансовый год. Этот закон  рассматривается в одном чтении. А затем снова передается на рассмотрение в Совет Федерации.

В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при  повторном голосовании за него проголосовало  не менее двух третей общего числа  депутатов Государственной Думы.

В течение пяти дней со дня одобрения  Советом Федерации федеральный  закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения Президентом закона о бюджете указанный закон  передается для преодоления возникших  разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель  Президента Российской Федерации.

 

1.8 Исполнение бюджета

 

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.

В настоящее время устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются  организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные  органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств  и осуществляют платежи за счет бюджетных  средств от имени и по поручению  бюджетных учреждений.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации