Бюджетный процесс в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:51, реферат

Описание работы

1.Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный

Содержание

1.Введение……………………………………………………2-3
2.Основные черты бюджетной системы и бюджетного
устройства Российской Федерации……………………………...3-7
3. Функции государственного бюджета………………………..7-11


4.Бюджетный процесс в России…………………………….12
4.1.Составления проекта………………………………………12-17
4.2 Рассмотрение и утверждение бюджета………………17-21
5.Заключение………………………………………………22
6. Cписок литературы……………………………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат бюджетный процесс.docx

— 48.03 Кб (Скачать)

1)распределительная  функция;

2)функция  перераспределения ВВП;

3) регулирующая функция;

4) стимулирующая функция;

5)социальная  функция;

6)функция  планирования;

7)функция  организации;

8)контрольная  функция.

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится резервному фонду, фонду развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или снижает рост капиталов и частных сбережений, измеряет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Функция перераспределения национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по плательщикам, объектом обложения, методом изъятия доходов и сроком уплаты. Вместе с тем они преследуют единую цель – формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Регулирующая  и стимулирующая  функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. Т.е. налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь – наиболее важных отраслей экономики – атомной энергетики, машиностроение, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная  функция бюджетов проявляется в непосредственной поддержки членов общества, в первую очередь – наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает: определение бюджетной политики, целей, задач и выбор путей их достижения; разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней в бюджетной сфере; определение потребности в денежных средствах в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти и решение задач, стоящих перед обществом и государством. Разработку и обоснование оптимальных путей, развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных. Разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в послании Президента РФ Федеральному Собранию на очередной финансовый год; разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функции организации бюджетов предполагают: определение бюджетного устройства и бюджетной классификации; определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов. Выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджеты финансовыми средствами; определение органов, ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих задач бюджетной политики; определение структуры контрольных органов ответственных за формирование исполнение бюджетов

Контрольная функция бюджетов предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям: контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды; контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов. 

4.Бюджетный процесс 

4.1.Составление проекта 

"Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности".

Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. высшее должностное лицо субъекта Федерации, глава муниципального образования;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

4) исполнительные органы государственной  власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

  1. Центральный банк РФ;
  2. органы государственного (муниципального) финансового контроля;

7)органа  управления государственными внебюджетными  фондами;

8) главные распорядители (распорядители)  бюджетных средств;

9) главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

10)главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

11) получатели бюджетных средств.

Каждый  участник бюджетного процесса имеет  собственные задачи и действует в пределах, закрепленных за ним полномочий. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса определяются Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами соответствующего уровня власти. Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие его стадии:

1) составление проектов бюджетов  и представление их на рассмотрение  в соответствующие законодательные органы;

2)рассмотрение бюджетов органами законодательной (представительной) власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта;

  1. исполнение утвержденных бюджетов;
  2. составление, внешняя проверка отчетов об исполнении бюджетов;

5) утверждение отчетов об исполнении бюджетов форм принятия соответствующих законодательных актов.

Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении - это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительны органов местного самоуправления. Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Составление проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами. В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на 3 года - очередной финансовый год и плановый период. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.

Проект  бюджета субъекта Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты  местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на 1 год (на очередной финансовый год) или сроком на 3 года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Федерации(муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона  о бюджете. В случае если проект бюджета субъекта Федерации (проект местного бюджета) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации (местная администрация муниципального района городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Федерации (муниципального района, городского округа). Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы  субъектов Федерации и муниципальных образований.

Основой для составления проектов бюджетов служат:

  1. Бюджетное послание Президента РФ;
  2. прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
  3. основные направления бюджетной и налоговой политики.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального района (городского округа) ежегодно разрабатывается на период не мене 3 лет и одобряется, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный орган.

Информация о работе Бюджетный процесс в России