Бюджетное устройство США

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

Общими недостатками бюджетной системы США могут считаться некоторая усложненность ее структуры, неравномерность распределения бюджетных доходов и помощи от бюджетов высших уровней низшим. Частые нарекания вызывает чрезмерная сложность процедуры сбора налоговых поступлений.

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство США.docx

— 601.76 Кб (Скачать)

Бюджетное устройство США

Государственный бюджет США представляет собой сложившийся устойчивый механизм образования и расходования бюджетных средств для обслуживания государственных нужд. Его деление на три уровня соответствует устройству государственной власти:

    1) федеральный  бюджет;

    2) бюджет штатов;

    3) бюджет местных  органов власти.

Общими недостатками бюджетной системы США могут считаться некоторая усложненность ее структуры, неравномерность распределения бюджетных доходов и помощи от бюджетов высших уровней низшим. Частые нарекания вызывает чрезмерная сложность процедуры сбора налоговых поступлений.

В течение почти 30 лет начиная с 1969 г. одной из наиболее значительных проблем США считался хронический дефицит федерального бюджета, приводивший к наращиванию государственного долга, который достиг к концу ХХ в. 5,6 трлн долларов (более 60% ВВП страны). Ежегодные выплаты процентов по нему превысили 15% расходной части бюджета. При президенте У. Клинтоне федеральный бюджет стал профицитным. Однако в дальнейшем в результате начавшегося спада из-за увеличения военных расходов при администрации Дж. Буша-младшего федеральный бюджет вновь стал дефицитным. В 2001 финансовом году отрицательное сальдо федерального бюджета составило более 126 млрд долларов.

В государственный  долг, в отличие от федерального долга, входит также совокупный дефицит  бюджетов штатов. Однако в течение последних десятилетий эти бюджеты в целом сводились, как правило, с небольшим профицитом, и поэтому оказывали почти незаметное влияние на состояние государственного долга США.

Каждый из бюджетных  уровней обеспечен собственными источниками поступлений, однако в разной степени. Приблизительное соотношение расходов федерального бюджета и совокупных расходов всех штатов и местных органов власти страны, взятых вместе, составляло к началу ХХI в. 60—63% против 37—40%. Каждый из уровней власти собирает собственные налоги. Некоторые из них встречаются (по названию) на двух или даже на всех трех уровнях, однако при этом порядок их сбора и ставки обыкновенно сильно различаются для каждого из уровней. На каждом уровне есть основной источник поступлений — «опорный» налог, который дает наибольший доход соответствующему бюджету.

Важной отличительной  чертой бюджетного механизма США  является то, что проектирование федерального бюджета отделено от процесса и аппарата его исполнения и контроля над  исполнением бюджета. Разработка бюджета  осуществляется той частью исполнительного  аппарата страны, которая обслуживает  Президента в качестве главы государства. В 1921 г. был принят Закон о бюджете и отчетности, которым было учреждено Бюджетное бюро. Оно было включено в состав Министерства финансов. Однако с момента создания оно подчинялось непосредственно президенту США. В 1970 г. Бюджетное управление было переименовано в Административно-бюджетное управление (АБУ) . К его обязанностям была добавлена новая функция: через проектирование бюджета контролировать уровень государственного административного управления в федеральных органах власти, включая поиск путей и способов совершенствования системы. При разработке бюджетного проекта АБУ в основном развивает идеи бюджетно-налоговой политики, которые ему представляет президент США со своими ведущими советниками — министром финансов и председателем Экономического совета при президенте.

Экономический совет создан по Закону о занятости 1946 г. в целях разработки общеэкономической политики федеральной администрации. Отдельные линии и детали экономической политики регулярно уточняются на совещаниях так называемой «тройки», в которую входят председатель Экономического совета (ЭС) , директор АБУ и министр финансов. Иногда с целью координации экономической и денежно-кредитной политики к «тройке» присоединяется председатель совета управляющих ФРС — глава Центробанка США. Министерство финансов США, помимо участия в разработке бюджетной и финансовой политики, занимается исполнением федерального бюджета.

Крупнейшее из подразделений Министерства финансов — Служба внутренних доходов , насчитывающая 70—80 тысяч сотрудников (более половины чиновников министерства), ведет сбор федеральных налогов. Кроме того, Министерство финансов (другое его название — Казначейство ) производит обслуживание государственного долга США.

Учреждение федерального бюджета в Конгрессе начинается с работы над проектом документа  в комитетах и подкомитетах в  начале февраля каждого года и  завершается к сентябрю (финансовый год начинается 1 октября). Обсуждение ведется в обеих палатах. Контроль за исполнением осуществляет Главное контрольно-финансовое управление (ГКФУ) , формально принадлежащее к квазинезависимым ведомствам, однако считающееся «контролирующей рукой Конгресса».

Полномочия, включая  бюджетные, местные власти получают от штатов, в конституциях которых, гораздо более подробных по сравнению  с федеральной, детализированы и  бюджетное устройство, и бюджетные  отношения штатов с местными самоуправлениями, права последних. Официальные бюджетные документы составляются в трех разрезах:

    1) ведомственном;

    2) функциональном (расходы по обеспечению каждой из бюджетных функций государства);

    3) программном.

28.3.

Доходы и расходы  бюджетной системы США

В таблице 28.2 приведены  расходы федерального бюджета США по основным функциям правительственной деятельности в 2001 г.

Таблица 28.2

Расходы федерального бюджета  США по основным функциям правительственной  деятельности в 2001 финансовом году

Вид деятельности Фактические расходы, млрд долларов В % к итогу
Национальная  оборона  308,5 16,55
Международные проблемы 16,6 0,89
Общие проблемы науки, космос и техника  19,9 1,07
Энергетика  0,1 0,01
Природные ресурсы и окружающая среда  26,3 1,41
Сельское  хозяйство  26,6 1,43
Транспорт 55,2 2,96
Местное и региональное развитие 12,0 0,64
Образование и профессиональное обучение 57,3 3,07
Здравоохранение 172,6 9,26
Программа медицинского обслуживания «Медикейр» 217,5 11,67
Обеспечение доходов населения  269,8 14,48
Социальное  страхование  433,1 23,24
Выплаты и услуги ветеранам  45,8 2,46
Отправление правосудия 30,4 1,63
Общие расходы на правительственное управление 15,2 0,82
Выплаты процентов по государственному долгу  206,2 11,06
Всего, включая неупомянутые позиции  1863,9 100,0

Из таблицы 28.2 видно, что наибольший удельный вес  среди расходов имеют социальное страхование, национальная оборона, программа  медицинского обслуживания «Медикейр», выплаты процентов по государственному долгу, затраты на здравоохранение и др.

В таблице 28.3 приведена  динамика основных показателей федерального бюджета США в 2003—2009 гг.

Таблица 28.3

Динамика  основных показателей  федерального бюджета  США в 2003—2009 гг.

Показатели Годы
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Доходы, млрд долларов 1782 1798 2036 2205 2350 2485 2616
Расходы, млрд долларов 2158 2319 2400 2473 2592 2724 2853
Дефицит, млрд долларов 375 521 364 268 242 239 237
ВНП, млрд долларов 10828 11466 12042 12641 13279 13973 14702
Доходы, % к ВНП 16,5 15,7 16,9 17,4 17,7 17,8 17,8
Расходы, % к ВНП 19,9 20,2 19,9 19,6 19,5 19,5 19,4
Дефицит, % к ВНП 3,5 4,5 3,0 2,1 1,8 1,7 1,6

США накопили богатый  опыт реформ бюджетного сектора. Новый  этап развития программно-целевого бюджетирования связан с Федеральным законом США «Об оценке результатов деятельности государственных учреждений» (Government Performance and Results Act  — GPRA ). Согласно GPRA каждое федеральное министерство и ведомство должно разрабатывать стратегический план (минимум на 5 лет), план работы на год и отчет о выполнении плана работы за год. Вместе эти документы составляют замкнутый цикл планирования, исполнения принятых решений и оценки результатов. На базе годовых планов министерств Административно-бюджетное управление составляет агрегированный федеральный план работы на год, который передается в конгресс вместе с проектом бюджета.

Ключевую роль в подготовке бюджета играет не казначейство, а созданное для этой цели при  Белом доме Административно-бюджетное  управление, глава которого имеет  статус министра и является членом кабинета министров. Роль конгресса  США в процессе формирования и  использования бюджета значительно  больше, чем в других странах. В 1978 г. конгрессом созданы ревизионные службы — службы внутреннего контроля в министерствах. Они являются независимой частью министерств и получают деньги от конгресса, 57 ревизоров (по числу основных министерств и ведомств) назначаются президентом и утверждаются парламентом. Ревизор подчиняется напрямую главе министерства и два раз в год представляет конгрессу отчет о деятельности министерства. При конгрессе есть три основных независимых агентства: Бюджетное управление конгресса, Управление учета и Исследовательская служба конгресса. Роль конгресса в распоряжении бюджетными средствами очень велика. По закону взять какую-либо сумму из казначейства можно только в соответствии с решением парламента. Таким образом, президент не может перераспределять средства между статьями одобренного бюджета даже в рамках одного направления или министерства либо допустить перерасход бюджета без одобрения парламента .

Источником основных доходов для бюджетов всех уровней  являются налоговые поступления. Виды взимаемых налогов, их ставки, общие  суммы распределяются между тремя  уровнями бюджетной системы. Одни виды налогов взимаются в США на всех трех уровнях, другие — на одном или двух уровнях власти. На каждом из уровней взимаются, например, индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибылей корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы. Облагаемая сумма и величина налоговых ставок, порядок взимания определяются на каждом уровне. Не все из перечисленных налогов установлены в каждом штате и самоуправлении.

Информация о работе Бюджетное устройство США