Мониторинг окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:43, реферат

Описание работы

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга - оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

эколог.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

13.3.4. Мониторинг  окружающей среды  

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - система наблюдения, оценки и прогнозирования  состояния окружающей человека природной  среды. Конечная цель экологического мониторинга - оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.  

В зависимости  от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг - слежение за природными явлениями  и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг - слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.  

В зависимости  от масштабов наблюдения различают  мониторинг глобальный, региональный и локальный. Глобальный мониторинг - слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата). Региональный мониторинг - слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал). Локальный мониторинг - мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе).  

Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг, то есть мониторинг биотической составляющей экосистем (биоты). Биологический мониторинг - это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов. Главный метод биологического мониторинга - биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами. Биоиндикация - обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды, называются биоиндикаторами. 13.3.5. Экологическая экспертиза  

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных  негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе "Об экологической экспертизе" (1995 г.).  

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель — предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г . 

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный  вид экологического контроля, она  имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний. 

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной  проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества. 

Цель экологической  экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека. 
 
 
 
 

Объектами экологической экспертизы являются:  

- проекты и  технико-экономические обоснования  (ТЭО) строительства и эксплуатации  хозяйственных сооружений, а также  действующие предприятия;  

- нормативно-техническая  документация на создание новой  техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;  

- проекты нормативных  и административных актов и  действующее законодательство.  

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:  

1.Принцип презумпции  потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.  

2.Принцип обязательности  проведения государственной экологической  экспертизы до принятия решений  о реализации объекта экологической  экспертизы.  

3.Принцип комплексности  оценки воздействия на окружающую  природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.  

4.Принцип независимости  экспертов экологической экспертизы  при осуществлении ими своих  полномочий в области экологической  экспертизы.  

Законодательство  предусматривает два вида экологической  экспертизы: государственную и общественную.  

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную  экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).  

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.  

Общественная  экологическая экспертиза может  проводиться независимо от государственной  экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.  

Финансирование  государственной экологической  экспертизы осуществляется за счет средств  заказчика, а общественной экологической  экспертизы - за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.  

13.3.6. Экологизация  сознания  

На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы - экономические приоритеты заменяются экологическими. Господствовавший вплоть до конца XX столетия экономический императив все чаше заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интересов, зависит его будущее.  

Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодействии с природой. Можно выделить два основных типа экологического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.  

Антропоцентризм основывается на представлениях о "человеческой исключительности", противопоставлении человека природе. Для антропоцентризма характерно:  

1) противопоставление  человека как высшей ценности  природе как его собственности;  

2) восприятие  природы как объекта одностороннего  воздействия человека;  

3) прагматический  характер мотивов и целей взаимодействия с природой.  

Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Для экоцентризма характерно:  

1) ориентированность  на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления  человека природе;  

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;  

3) баланс прагматического  и непрагматического взаимодействия  с природой.  

В настоящее  время единственный способ не допустить  перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу - это переход  от антропоцентрического типа общественного  сознания к экоцентрическому.  

13.3.7. Международное  сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды  

Международные объекты охраны природной среды. В настоящее время истощение  природных ресурсов, загрязнение  окружающей среды и нарушение  экологического равновесия приобрело  глобальные масштабы. Природа не знает  государственных границ, она всеобща и едина. Все основные экологические проблемы человечества, такие как парниковый эффект, разрушение озонового экрана, сведение лесов, деградация почв, снижение биологического разнообразия биосферы, радиоактивное и другие виды загрязнений, исчерпание полезных ископаемых и т.д., носят глобальный характер. Избежать перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу возможно только общими усилиями всего человечества.  

Объекты охраны окружающей среды делятся на национальные и международные.  

Национальные (внутригосударственные) объекты охраны природной среды - земля, воды, недра, биота и другие элементы природной среды на территории государства. Ими владеет и распоряжается  государство, которому они принадлежат. Государство использует, охраняет и управляет ими на основании собственных законов в интересах своих народов.  

Международные (общемировые) объекты охраны природной  среды - природные объекты, которые  находятся вне юрисдикции отдельных  национальных государств. Их делят  на несколько групп:  

объекты, находящиеся  в пользовании всех государств (атмосферный  воздух, Мировой океан, Антарктида, Космос);

объекты, используемые двумя или несколькими государствами (например, пограничные воды, Балтийское или Черное море, река Дунай).

объекты, перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие  виды животных).

Эти объекты  осваивают и охраняют на основании  различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.  

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны:  

международные организации по охране природы;

международные (двусторонние или многосторонние) договоры, соглашения, конвенции;

государственные инициативы по международному сотрудничеств 
 
 
 

Зоны экологического бедствия участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения и нарушение природного равновесия. 
 
 
 

Раздел V. Государственная  экологическая экспертиза Статья 35: Цели и принципы государственной  экологической экспертизы.

1.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной  и иной деятельности экологической  безопасности общества.

2.

Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой  гласности и участия общественности.

Информация о работе Мониторинг окружающей среды