Характеристика уровня психического развития Вороны Серой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Положение животного в царстве животных. Анатомо-физиологическая характеристика нервной системы. Анатомо-функциональная характеристика сенсорных систем. Образ жизни животного. Характеристика инстинктивных форм поведения.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 59.27 Кб (Скачать)

Но исследовательское и ориентировочное поведение этих птиц не ограничивается манипуляционной активностью. Серые вороны наблюдательны, и наблюдение часто превращается в целенаправленную деятельность, занимающую иногда большие промежутки времени. В. И. Грабовский отмечает, что им свойственна постоянная ориентировка каждой особи на всех соседей, ее окружающих. Часто наблюдается своеобразная "пассивная" добыча корма, когда вороны рассаживаются на деревьях в пределах видимости друг друга или того места, где периодически появляется корм, высматривают добычу и одновременно наблюдают за поведением других особей. 

Таким образом, мы без сомнения можем говорить о чётко выраженной исследовательской активности серой  вороны в поисковой фазе инстинктивного поведения, а также о важнейшей для её выживания достаточно развитой ориентировочной деятельности.

 

Комфортное поведение

В комфортном состоянии, находясь в своем гнезде, серая ворона выполняет последовательные действия, связанные с очисткой поверхности кожи (чистку перьев, чесание и т.п.), потягивание, а также принимает позы сна и отдыха. Можно также наблюдать среди ворон купание в воде, сопровождающееся энергичным отряхиванием. Также для ворон характерен взаимный груминг. Грумингом называется весь комплекс ухода за поверхностью внешних покровов, включая также и прикосновения разных особей друг к другу при общении. Вороны весьма охотно чистят друг друга. Чаще всего это наблюдается у птиц, создавших пару. Партнеру подставляется верхняя часть головы с распушенными перьями или горло, что означает требование почистить; но они никогда не приближаются близко друг к другу.

 

Социальное поведение

Серые вороны давно известны своим четко организованным общественным поведением. В любое время года каждая ворона входит в состав группы одного или нескольких типов (группировки семейные, зимние оседлые или подвижные, группировки осенних кочевок). Структура сообществ врановых основана на персональном знании друг друга всеми его членами. Она поддерживается не только соблюдением иерархии, но и наличием "дружеских" контактов и индивидуальных предпочтений одних птиц другим. Это проявляется в совместной исследовательской и манипуляторной деятельности, в подражании, целенаправленном обучении молодых , перебирании перьев и коллективных играх. Один из наиболее распространенных вариантов коллективной игры игра-преследование, когда за птицей, схватившей в клюв какой-нибудь небольшой предмет, гонится другая птица, а догнав, перехватывает его в свой клюв, причем первая не оказывает сопротивления. Такие игры четко отличаются от случаев, когда одна птица прогоняет другую от интересующего ее предмета.  
Характерно, что эти игры наблюдаются не у всех птиц, входящих в группу; обычно можно выделить несколько пар, предпочитающих постоянно играть друг с другом. Наблюдения за теми же птицами, когда они сделались взрослыми, показывают, что партнерство в игре в ювенильный период обеспечивает установление долговременных социальных связей в сообществе взрослых птиц. 
Кроме того, для ворон характерно совместное добывание пищи – например, парная или групповая охота, в результате которой пойманная пища делится между особями согласно иерархии в группе. 
Врановые птицы, как и приматы, обладают способностью к сотрудничеству. Своеобразным экспериментальным доказательством ее существования могут служить также данные опытов Л.С. Бондарчука по одновременному обучению двух ворон в специальной камере, разделенной пополам прозрачной перегородкой. В каждой половине находилась педаль, при нажатии на которую появлялся корм, но это происходило только тогда, когда вороны нажимали на "свои" педали одновременно. Независимо от этого ворон научили открывать дверцы примыкавших к обоим отделениям камеры дополнительных клеток, где птицы видели кормушку с мясом. Каждый из навыков вырабатывался достаточно легко. Затем в главном эксперименте одну из ворон запирали в клетку, так что вторая птица при нажатии на педаль корма не получала. Оставшись в одиночестве, ворона в конце концов открывала клетку и выпускала партнера. Этот факт рассматривается как доказательство способности птиц к экстренной интеграции независимых навыков в новой ситуации, т.е. к одному из относительно простых видов рассудочной деятельности, а также подтверждает активное социальное взаимодействие среди серых ворон. 
 

 

Агрессивное поведение

 
Серые вороны проявляют  активное агрессивное поведение  обычно в отношении других животных, нападающих или угрожающих безопасности птенцов или яиц. При этом они  целенаправленно нападают, чаще парами или небольшими группами, и атакуют  противника с помощью клюва и  когтей, сопровождая нападение угрожающими  сигналами. 
Однако, проявляется агрессивное поведение ворон и внутри вида, в рамках иерархических или территориальных конфликтов между особями.

Непосредственное физическое взаимодействие чаще всего наблюдается в случаях крайних степеней агонистического поведения: при драках, нападениях с целью убийства и т.п. Доминантные особи часто демонстрируют крайнюю степень своего превосходства над подчиненными, имитируя спаривание. В брачном поведении фактически используются те же самые приемы, поэтому, во избежание ответной агрессивной реакции прежде, чем вступить в половой контакт, животные вынуждены и должны прибегать к умиротворяющим демонстрациям. Таким образом, брачный ритуал - это набор инстинктивных действий, образованных путём ассимиляции основных инстинктов: продолжения рода, агрессии и обороны.

 

Оборонительное  поведение

 

В качестве пассивно-оборонительной реакции серые вороны используют сигналы тревоги, в ответ на которые все представители сообщества, включая насиживающих особей, покидают свои гнёзда с целью укрыться или избежать нападения условного хищника или человека с оружием. В смешанных стаях в местах кормежки в абсолютном большинстве случаев приближающегося хищника первыми обнаруживают серые вороны, и в зависимости от ситуации оповещают всю группу теми или иными сигналами. При приближении ястреба на большой высоте вороны воспринимают его как реальную угрозу и издают при этом особое карканье, и одновременно взлетают, дублируя крики тревоги моторной реакцией. Их оборонительная реакция не снижается в зависимости от количества представителей в группе, а также не зависит от частоты нападений хищника. 
Особый интерес представляет способность серых ворон оценивать степень реальной опасности нападения хищника. Крики тревоги «от ястреба» и активное бегство они проявляют только если хищник движется на большой высоте в их сторону без явной демонстрации направления вектора атаки. Как только хищник совершает попытку атаки представителя другого вида, оборонительная реакция серых ворон быстро меняется на ориентировочную. Крики тревоги при этом принимают другую тональность, одна или несколько птиц начинают преследовать хищника  пока он охотится, и усиливают интенсивность атаки после того, как он поймал жертву, что заставляет хищника быстро покинуть место охоты.

 

 Миграционное  поведение

Как показывают результаты кольцевания, молодые особи серой вороны оседают на зимовку в самых различных по удаленности от их гнезд местах. Некоторые же остаются зимовать в районах своего рождения, что более характерно для молодых ворон, появляющихся на свет в биотопах «городского типа».

Вблизи человеческого  жилища, на окраинах городов вороны начинают концентрироваться уже в сентябре. Увеличение численности происходит в связи с оседанием мигрирующих стай, а также за счет концентрации местных особей. В октябре, в результате нового подлета мигрирующих стай, численность ворон в городе резко возрастает, но часть особей начинает перемещаться в менее населенные места. Повышенная территориальная подвижность молодых ворон, наблюдающаяся в ноябре, объясняется необходимостью поиска подходящих зимних территорий. Однако говорить о полной оседлости неполовозрелых молодых ворон даже в зимний период нельзя. Значительная часть их постоянно переходит из одних зимних стай в другие, в связи с чем меняются места кормежек и ночевок. Таким образом, даже в декабре—феврале между зимними стаями ворон происходит постоянный обмен особями.

Весенние миграции во второй половине мая переходят в кормовые кочевки, чередующиеся с оседлостью в наиболее благоприятных местах, где стаи не размножающихся особей задерживаются подолгу. Такое поведение  продолжается в течение поздневесеннего  и летнего периодов. Однако какая-то часть неполовозрелых ворон не покидает зимних территорий и летом.

Большинство молодых неполовозрелых ворон после весенних миграций, летних и осенних кочевок удаляются  от места своего рождения на значительные расстояния.

 

 

Характеристика  научения:

 

Неассоциативное научение  (привыкание, сенсибилизация)

Специалисты, изучающие экологию видов-синурбанистов, к которым относится и серая ворона, полагают, что только виды, отличающиеся экологической пластичностью, широкой вариативностью поведения в естественных местообитаниях, используя свои преадаптации (генетически закрепленные формы поведения, не имевшие явно заметной приспособительной ценности в одних условиях существования, проявившиеся при их изменении и позволяющие особи, популяции, виду выжить), могут существовать в специфической городской среде. Активно внедряющиеся в урбанизированную среду птицы также отличаются пластичностью и вариативностью поведения в естественных местах обитания.

Серые вороны, живущие в  условиях городского типа, проявляют  такое поведение, как, например выкармливание  птенцов в гнезде, перемещающемся вместе со стрелой башенного крана, на которой оно было устроено; использование  при строительстве гнезд только материалов антропогенного происхождения; ночевки ворон на снегу на огороженном  сеткой участке, недоступном людям  и домашним животным; точный учет ситуаций во взаимоотношениях с людьми и соответствующее  колебание дистанции вспугивания. Эти и подобные им примеры адаптации к предметной среде города не могут быть отнесены к преадаптивным, генетически фиксированным формам поведения хотя бы на том основании, что, прежде чем действовать указанным образом, животные должны отразить на психическом уровне соответствующие свойства и связи данных объектов урбанизированной среды, выделить их в ходе специальной деятельности.

 

Ассоциативное научение (условный рефлекс, двигательное научение, выработка навыка)

Поскольку у общественных врановых молодые птицы верно следуют за родителями и, как правило, в ранней молодости никогда не покидают ближайших окрестностей гнезда, где все время находится множество взрослых птиц, то вряд ли может случиться, что молодая птица встретится с опасным хищником иначе как в присутствии опытной взрослой птицы, которая тотчас же реагирует на него громким треском, что свидетельствует о выработке условного рефлекса. Сверре Сьеландер благодаря своему дару звукоподражания сумел установить на опыте, что достаточно один или два раза показать неопытному галчонку кошку или подобное ей животное, сопровождая это треском, чтобы у него навсегда запечатлелся страх перед таким объектом. Более того, Сьеландеру удалось тем же способом внушить своей галке отвращение даже к ее собратьям по виду и другим врановым, удержав ее этим от присоединения к осеннему перелету.

Особый интерес представляет овладение молодыми воронами невидотипичными способами обращения с объектами, особенно способами добывания пищи и ее обработки. Наблюдения фиксируют момент освоения вороненком широко распространившегося в урбанизированных популяциях ворон способа подготовки к поеданию черствых кусков хлеба — размачивания их в воде. В этом эпизоде обращает на себя внимание побуждение взрослой птицей воронят к самостоятельным действиям, активными наблюдателями которых они только что были,— в одном случае это побуждение к самостоятельному поиску корма в груде бытового мусора, в другом — поиск в луже принесенного и размоченного родителем сухаря с последующим самостоятельным расчленением и поеданием его. Таким образом, мы можем наблюдать примеры ассоциативного научения среди серых ворон в естественных условиях. В экспериментальных условиях, выработка навыка и условного рефлекса у серой вороны сопровождает большую часть лабораторных исследований, речь о которых пойдет позже. Примечательно то, что врановые показывают значительно большую эффективность в отношении ассоциативного научения по сравнению с такими видами птиц, как голуби или куры, а также превосходят многих млекопитающих, достигая уровня приматов. 

Имитационное  научение

 
Подражание в виде аллеломиметического поведения у молодых, недавно покинувших гнездо воронят проявляется в виде следования (перелеты, пешие переходы по земле, по крышам, по ветвям деревьев) за родителями, обращения внимания, вслед за взрослой особью, на определенные объекты среды. Позднее аллеломиметическое поведение в онтогенезе уступает подражанию, когда молодые особи ворон повторяют движения родителей в манипуляциях с пищей и даже в орудийной деятельности, и таким образом вырабатывают навыки, необходимые для выживания в конкретных условиях.

 

Воронята подражают не только родителям, но и друг другу. Наблюдения, проведенные 3. А. Зориной в условиях вольерного содержания птиц, показали, что подражание у молодых ворон  выражено достаточно сильно, особенно во время манипулирования различными объектами. Эта тенденция находит  хорошие условия для своей  реализации при объединении соседних выводков для осенних кочевок, при  встречах в общих местах кормежки. 

 

Другой пример имитационного  научения представляет собой способность  серой вороны имитировать слова человеческого языка. У этих птиц иногда возможны ассоциации между теми или иными звуками и определённым индивидуальным опытом. Звуковая имитация у них не преследует определённой цели, она носит характер своеобразной игры — эти черты весьма присущи пересмешничеству у мелких птиц и в какой-то степени сродни играм психически более развитых животных. Но, с другой стороны, врановые и попугаи обычно произносят человеческие слова отдельно от песни, и несомненно, что эти звуки в некоторых случаях выражают определённые смысловые ассоциации.

 

 

Импринтинг

 

К сожалению, специальных  исследований в области импринтинга  у серой вороны не проводилось, однако есть все основания предполагать, что это явление является типичным для всех птиц, и у воронят проходит без явных отличий.

Импринтинг проявляется  у только что вылупившихся воронят  в течении первых часов жизни, и дальнейшее развитие и поведение птицы зависит от него. В естественных условиях импринтинг, несомненно, имеет приспособительное значение, помогая детенышам быстро перенимать необходимые навыки от родителей (например, учиться летать) и запоминать характерные особенности окружающей среды. Запечатление птицей особи чужого вида может полностью дезорганизовать ее общественное поведение в будущем. Так, в условиях неволи  птенец вороны может запечатлеть человека в качестве материнского объекта, и в этом случае птица будет следовать за человеком и в будущем не сможет общаться с представителями своего вида.

 

 

 

Характеристика  элементарной рассудочной деятельности 

Способность врановых к экстренному решению новых для них задач подтверждают опыты Б. Хейнриха. По его данным содержащиеся в неволе вороны успешно доставали приманку, подвешенную к ветке на длинной веревке, подтягивая ее разными способами. Характер их поведения позволил автору заключить, что птицы прогнозируют результат изобретаемых ими двигательных паттернов, прежде чем приводят их в действие. Поэтому Хейнрих относит это поведению к категории "инсайта" и расценивает как еще одно доказательство наличия интеллекта у врановых. Важно отметить, что молодые птицы совершали беспорядочные пробы и ошибки и не достигали результата, тогда как взрослые решали экстренно, при первом же предъявлении. Это также совпадает с данными о том, что способность к решению элементарных логических задач появляется у врановых лишь в возрасте 1 года (Зорина, Крушинский, 1987).  
Результаты экспериментов А.А. Смирновой свидетельствуют, что вороны располагают также способностью к самой сложной когнитивной функции - элементам символизации. Речь идет о том, что они могут связывать ранее нейтральные для них стимулы (цифры) с множествами разной величины и выполняют с цифрами операцию сложения. Такой уровень когнитивных способностей характерен для высших приматов - шимпанзе.  
У воронят представления о неисчезаемости и вмещаемости проявляются уже на ранних стадиях постнатального онтогенеза - в первые 1.5-3 месяца. Их развитие проходят те же, что и у человека, приматов, хищных млекопитающих, стадии. Важно отметить, что стратегии отыскания приманки у воронят качественно отличаются от таковых у голубей и куриных. Даже в тех немногочисленных случаях, когда голуби и цесарки находят приманку, скрывшуюся из поля зрения, они делают это в результате весьма интенсивной, но беспорядочной манипуляционно-исследовательской активности. Таким образом, эта базовая форма когнитивной деятельности у ворон, голубей и куриных характеризуется радикальными количественными и качественными различиями, столь же выраженными, как их способность к решению элементарных логических задач.  

Информация о работе Характеристика уровня психического развития Вороны Серой