Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе

Содержание

Введение
Глава 1. Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления
1.1 Понятие политической партии
1.2 Формы участия политических партий в выборах
Глава 2. Роль и место политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти
2.1 Участие политических партий в избирательном процессе
2.2 Роль и место политических партий в формировании избирательных комиссий
Глава 3. Место политических партий и их роль в выборах органов местного самоуправления, на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района
3.1 Формирование Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района
3.2 Сравнительный анализ места политических партий в Собрании депутатов Аргаяшского муниципального района
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

646209.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

При утверждении схемы  избирательных округов депутаты обязаны учитывать принцип, при  котором одномандатные избирательные округа должны быть примерно одинаковыми по числу избирателей. Максимальное отклонение от средней нормы представительства может составлять не более 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях не более 30%. Депутаты вправе определить, что выборы проходят по многомандатным избирательным округам. В многомандатном избирательном округе число мандатов может составлять не более пяти.

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи либо внести залог. В случае выдвижения кандидата политической партией, допущенной к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или ее местным отделением, кандидат освобождается от сбора подписей и от внесения залога и регистрируется на основании такого выдвижения. То есть если кандидат в депутаты представительного органа поселения выдвинут одной из партий, представленной в Государственной Думе, то этот кандидат регистрируется без сбора подписей или внесения залога. Количество собираемых подписей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может быть более 2% от числа избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому баллотируется кандидат. Помимо сбора подписей, кандидат в депутаты вправе внести избирательный залог, однако в силу того, что размер залога достаточно велик, такая форма регистрации в сельской местности, как правило, не применяется. Например, в Аргаяшской области сумма залога равняется 150 000 рублей.

Для проведения предвыборной агитации кандидат может использовать различные ее способы: непосредственное общение с избирателями, публикации в печатных изданиях, выступления в электронных средствах массовой информации, выступления на собраниях граждан и на массовых мероприятиях, выпуск листовок, обращений, размещение рекламных плакатов. Печатная площадь и эфирное время могут предоставляться кандидату бесплатно, если указанное печатное издание или электронное средство массовой информации учреждены органами соответствующего муниципального образования. В другом случае кандидат обязан оплатить изготовление и распространение агитационного материала из средств собственного избирательного фонда.12 Во всех остальных случаях выборы признаются состоявшимися, и избирательная комиссия определяет кандидата, избранного депутатом. В соответствии с действующим законодательством таким признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании.

3.2 Сравнительный анализ места политических партий в Собрании депутатов Аргаяшского муниципального района

 

Как свидетельствуют  итоги предвыборной кампании, большинство депутатов сумели сбалансировать свои электоральные стремления и возможности.

Из всех депутатов, реально участвовавших в избирательной кампании, более половины (52,8%) добились переизбрания. Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района, унаследовала лишь треть состава своего предшественника. Более активное участие депутатов в выборах и - главное - повысившийся уровень успеха свидетельствует об укреплении границ, отделяющих инкумбентов от других претендентов на мандат. Дума перестает быть организацией, в которую легко попасть и из которой легко выбыть. Возросший профессионализм депутатов способствует росу эффективности их деятельности. Наибольшую активность в выдвижении депутатов проявили три партии - КПРФ, «Единая Россия» («ЕР») и Справедливая Россия. Доля независимых и самовыдвиженцев была относительно невелика (24,8% и 18,5%, соответственно). Судя по всему, партии были несколько более заинтересованы в рекрутировании депутатов, нежели депутаты — в поддержке партии. Свыше 80% депутатов, участвующих в выборах, были выдвинуты политическими партиями. Можно предположить, что многие депутаты стремятся связать свое имя с партией в расчете «на будущее», имея в виду последующую работу в парламенте, где партии играют значительную роль. Независимость в Собрании зачастую лишает депутата влияния на парламентский процесс. Таким образом, наблюдается переселение сложившихся моделей взаимоотношений между депутатами и партиями на электоральный процесс.

При выборе партии депутаты явно учитывали ее возможные перспективы. Представительство в парламенте играло вторичную роль. Наибольшим спросом пользовались сильнейшие общероссийские партии - КПРФ и «Единая Россия», тогда как способность Справедливой России, «Яблока» и ЛДПР оказать значительную поддержку в региональной кампании, по-видимому, вызывала сомнения. Из недавно созданных партий фаворитом считалась НПРФ, а «Родина» не воспринималась достаточно серьезно. Как правило, на решение баллотироваться при поддержке той или иной партии напрямую влияло членство в соответствующей думской фракции или депутатской группе. Среди депутатов, выдвигавшихся от КПРФ, лишь один был из фракции Регионы России (РР), остальные принадлежали к фракции КПРФ или к Аграрно-индустриальной депутатской группе (АИДГ). Депутаты, баллотировавшиеся от АПР, состояли в АИДГ и фракции блока Отечество-Вся Россия (ОВР). Все выдвиженцы НПРФ входили в группу Народный Депутат (НД). Депутаты, поддержанные «Единой Россией», представляли пропрезидентскую парламентскую коалицию, помимо самих единороссов включавшую членов ОВР, НД и PP. Состав депутатов, выдвинутых «Родиной», был наиболее пестрым: здесь присутствовали члены почти всех думских объединений, в т.ч. КПРФ, РР, НД, СПС, и АИДГ. Из депутатов, выдвинутых политическими партиями, переизбрания добились менее половины (44,8%) (депутаты-самовыдвиженцы выступили значительно лучше: более 59% из них удалось продлить депутатский мандат). Вместе с тем успех партийных кандидатов существенно варьировал в зависимости от партии. КПРФ выдвинувшая наибольшее количество депутатов, потерпела сокрушительное поражение. Самый лучший результат показала «Единая Россия»: из 17 депутатов только 4 не являются сторонниками данной партии. Неплохо выступила и Справедливая Россия: из 17 депутатов 3 принадлежат к этой партии. Потенциал «Родины» явно был переоценен: никто из депутатов не вошел в состав Собрания. Удалось пройти в Думу одному кандидату-самовыдвиженцу. Все остальные партии постигла неудача: большинство их выдвиженцев проиграли.13

При анализе роли партий в окружных выборах довольно сложно разграничить вклад партийной поддержки  и ресурсов самого кандидата в  конечный успех. Но всегда ясно, кто  больше выиграл от сотрудничества -партия или кандидат. Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно разделить депутатов- партийцев на тех, которые выдвигались только в округах, и тех, кто предпочел «смешанную» стратегию. Очевидно, что в случае значительного влияния партий с усилением их присутствия в избирательных кампаниях кандидатов шансы последних на переизбрание должны увеличиваться. То есть, депутаты-партийцы, избравшие «смешанную» стратегию, должны выступать более успешно, чем их коллеги, не включенные в партийный список. Депутаты, положившиеся на дополнительную поддержку партии, имели больше шансов победить, чем самовыдвиженцы. Но среди проигравших последних было меньше, нежели тех, кто решил «подстраховаться», добившись включения в партийный список. Привлечение дополнительных партийных ресурсов, укрепляя позиции сильных кандидатов, не в состоянии радикально изменить положение слабых. Несмотря на все усилия, такие кандидаты проигрывают. В каком-то смысле партию можно сравнить с инвестором, который вкладывает средства в целый ряд проектов, но получает прибыль лишь там, где существует необходимая инфраструктура. В целом это говорит о заметной, но не решающей роли партий в преобразовании депутатов в округах.

Тесное сотрудничество с сильными кандидатами выгодно, прежде всего, самим партиям, которые  таким образом получают возможность себя популяризировать. В то же время поддержание контактов с партией необходимо депутату в последующей парламентской деятельности, в которой роль партий чрезвычайно велика. Это означает, что организационные структуры, сложившиеся в парламенте, не разрушаются в ходе избирательной кампании, но, пройдя «проверку на прочность», подтверждают свою институциональную зрелость.

Особое место в Совете депутатов Аргаяшского района отведено партии «Единая Россия». Аргаяшское региональное отделение партии «Единая Россия» в настоящий приступило к реализации пяти новых социальных проектов, которые должны качественно улучшить условия проживания работников сферы образования, медицины, а также людей с ограниченными физическими возможностями. В Аргаяшском районе на сегодняшний день созданы стабильные условия для решения важнейших социально-экономических задач. В свою очередь, новые партийные проекты будут сосредоточены на поддержку тех профессиональных категорий граждан, которые всегда считались основными. Так, в рамках проекта «Учительский дом» новое жилье получат учителя, преподаватели вузов и выпускники педагогических университетов. Планируется, что дома будут объединены в кооперативы. Помимо этого, к концу 2012 года планируется обеспечить всех инвалидов средствами реабилитации в рамках проекта «Равные возможности». Еще одной важной социальной инициативой партии «Единая Россия» является дополнительное выделение денежных средств на проведение высокотехнологичных операций. Кроме того, поддержка системы здравоохранения в стране будет дополнена еще одним проектом – «Земский доктор», в рамках которого по 1 миллиону рублей получат молодые врачи, решившие начать карьеру на селе.

Особенностью формирования системы многопартийности в современной  России является то, что большинство политических организаций, как правило, долгое время не может зафиксировать свое место в политическом спектре. Среди причин:

- слабая проработанность  программных документов;

- нерешенность вопроса  выбора союзников;

- незавершенность формирования  политического спектра.

В настоящее время  намечается ряд тенденций, которые, по-видимому, будут определяющими  в становлении многопартийности в ближайшем будущем.

 

Заключение

 

В заключении следует  отметить, что политические партии на протяжении многих десятилетий занимают важное место в развитии государств всего мира. С развитием институтов демократии политические партии стали главными движущими силами и необходимыми пружинами государственной жизни и необходимым элементом правового общества, в связи с чем самоцелью любого государства должно стать обеспечение их эффективного функционирования. Для того чтобы роль политических партий действительно стала главной в формировании российского гражданского общества, необходимо не только законодательно закрепить положение политических партий в российской правовой системе но и постоянно совершенствовать его путем внесения изменений и дополнений, основанных на анализе правоприменительной практики.

Государство и политические партии представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый из этих политических институтов как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействия с общественной средой в целях удовлетворении и индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Политическое пространство России (в части зарегистрированных министерством юстиции организаций) сократилось до семи политических партий.

Из государственного реестра исключены самораспустившиеся партии «Союз правых сил», «Партия социальной справедливости» и «Гражданская сила», из осколков которых было создано «Правое дело». Таким образом, на сегодняшний день в России официально зарегистрированны Минюстом следующие политические партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Яблоко» и «Правое дело».

Региональные отделения всех этих семи политических партий зарегистрированны и работают на территории Челябинской области.

Необходимость совершенствования основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти в настоящее время одна из первоочередных задач государственного строительства. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.

Неблагополучное состояние  российского местного самоуправления давно очевидно, и столь же очевидна неотложность решения назревших  в этой сфере проблем. Причины  этих проблем нуждаются в специальном  анализе – только так можно будет выработать адекватные и эффективные практические меры для их разрешения. Право населения страны на местное самоуправление создает ответственность государства за обеспечение возможности его реализации. Этот подход предполагает совершенствование законодательства, оптимизацию территориальной организации, рациональное распределение полномочий для максимального удовлетворения интересов граждан.

политическая  партия выборы местное самоуправление

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ // Российская газета. № 133. 14.07.2001
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в послед. ред. Федеральных законов от 10.05.2007 № 69-ФЗ) // Российская газета. № 202, 08.10.2003.

2. Монографии, брошюры, статьи, выступления

  1. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Проспект, 2010. 592с.
  2. Воронин А.Г., Глоба Н.И. Местное самоуправление в России. Пушкино: Импэкс, 2009. 473с.
  3. Государственное и муниципальное управление / Под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. М.: Прогресс, 2009. 520с.
  4. Гильченко Л. Местное самоуправление: Долгое возвращение. Становление местного самоуправления в России. М.: МОНФ, 2007. 388с.
  5. Дмитриев Ю.А., Толмаков В.Н. Россия: становление многопартийности. М.: Издательство МГУ, 2010. 375с.
  6. Муниципальный менеджмент / Под ред. Морозовой. Т.Г. М.: Издательство МГУ, 2011. 496с.
  7. История политических партий России. / Под редакцией профессора Зевелева А.И. М.: Высшая школа, 2007. 460с.
  8. История политических и правовых учений. / Под ред. Нерсесянца B.C. М.: Силуэт, 2008. 413с.
  9. Основы местного самоуправления. / Под ред. Вобленко С.В. М.: Прогресс, 2007. 278с.
  10. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М.: Норма, 2009. 346с.
  11. Олещук В.А., Павленко ВоБ. Политическая Россия: партия, блоки, лидеры. М.: Экспо, 2007. 281с.
  12. Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления / Под ред. Воронина А.Г. М.: ИНФРА-М, 2011. 371с.
  13. Пикулькин А.И. Система государственного управления. М.: Прогресс, 2007. 244с.

Информация о работе Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления