Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе

Содержание

Введение
Глава 1. Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления
1.1 Понятие политической партии
1.2 Формы участия политических партий в выборах
Глава 2. Роль и место политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти
2.1 Участие политических партий в избирательном процессе
2.2 Роль и место политических партий в формировании избирательных комиссий
Глава 3. Место политических партий и их роль в выборах органов местного самоуправления, на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района
3.1 Формирование Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района
3.2 Сравнительный анализ места политических партий в Собрании депутатов Аргаяшского муниципального района
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

646209.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Завершая рассмотрение вопроса о деятельности партий в  избирательном процессе, необходимо указать на такие проблемные моменты, как отсутствие исчерпывающего перечня  оснований для отзыва кандидатов, выдвинутых партией, что является уязвимым звеном действующей системы правового регулирования деятельности партий и необходимость усиления правовых гарантий общественного контроля за проведением выборов, подсчетом голосов избирателей, установлением итогов голосования. Кроме того, необходимо предпринять дополнительные меры по ограничению использования участниками избирательных кампаний преимуществ должностного положения, причем не только лицами, замещающими государственные должности, но и иными руководителями, в том числе коммерческих организаций. Должно быть обращено внимание на реализацию гарантий справедливого и сбалансированного освещения в средствах массовой информации деятельности различных политических партий.

2.2 Роль и место политических партий в формировании избирательных комиссий

 

В соответствии с Федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ, закона «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ с изменениями на 26 апреля 2007 г. и «О политических партиях» политические партии имеют право на участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов. В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ «О выборах Президента РФ» на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, каждого зарегистрированного кандидата, или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы избирательными документами. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб или заявлений вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату и результаты выборов Президента Российской Федерации.

С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в  дни досрочного голосования и  до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать представители от политических партий.

Наблюдателей  вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Это направление может быть предъявлено избирательную комиссию с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей. Политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии. Установление иных ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Наблюдатель от политической партии вправе:

1) знакомиться  со списками избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений или обращений о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться  в помещении для голосования  соответствующего избирательного участка в любое время в период выборов;

3) наблюдать  за выдачей избирательных бюллетеней  избирателям;

4) присутствовать  при голосовании избирателей  вне помещения для голосования;

5) наблюдать  за подсчетом числа избирателей,  внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования;

6) обращаться  с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

7) знакомиться  с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель,  и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) обжаловать  решения и действия либо бездействие  избирательной комиссии, в которую  он направлен, в непосредственно  вышестоящую избирательную комиссию  или в суд;

9) присутствовать  при повторном подсчете голосов  избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Но есть у  наблюдателя и ограничения его  прав – он не вправе:

1) выдавать избирателям  избирательные бюллетени;

2) расписываться  за избирателя, в том числе  по его просьбе, в получении  избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать  действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать  непосредственное участие в проводимом  членами избирательной комиссии  с правом решающего голоса  подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать  действия, препятствующие работе  избирательной комиссии;

7) вести предвыборную  агитацию среди избирателей;

8) участвовать  в принятии решений соответствующей  избирательной комиссией.

Наблюдатели от политических партий, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества, либо фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата или наименование политической партии, направившей наблюдателя в избирательную комиссию. Формы нагрудных знаков членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

 

 

Глава 3. Место политических партий и их роль в выборах органов местного самоуправления, на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района

3.1 Формирование Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района

 

Собрание депутатов  Аргаяшского муниципального района четвертого созыва

Население: 42 тыс. человек

Численность избирателей: 32 425

Количество избирательных  участков: 56

Представительный орган - Собрание депутатов - 17 человек

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

Орган муниципального образования  должен либо избираться населением непосредственно, либо образовываться представительным органом муниципального образования. При этом обязательное формирование непосредственно населением установлено  для представительного органа поселения и городского округа, который должен избираться на муниципальных выборах (часть 2 статьи 35 Федерального закона). Представительный орган муниципального района может формироваться в ином порядке: в его состав могут входить главы поселений района и депутаты представительных органов поселений, входящих в муниципальный район. Иные органы муниципального образования могут формироваться только представительным органом муниципального образования.

Важной особенностью в формировании органов местного самоуправления является установление наименования органов муниципального образования. Наименования органов муниципального образования должны определяться законом субъекта Российской Федерации с учетом местных традиций. Например, в Аргаяшском районе наименование представительного органа муниципального образования определено как Совет депутатов.10 Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Собрания депутатов муниципального района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов Собрания депутатов осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

Муниципальные выборы назначаются  Собранием депутатов Аргаяшского  муниципального района. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального района или судом. Решение Собрания депутатов о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона “Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации” и Устава субъекта Российской Федерации представительные органы местного самоуправления являются субъектами права законодательной инициативы на территории субъекта РФ. Право законодательной инициативы органов местного самоуправления реализуется путем внесения таблиц поправок к проектам законов субъекта Российской Федерации или иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. В соответствии с указанными положениями проект закона субъекта Российской Федерации о продлении сроков полномочий органов местного самоуправления должен был быть направлен в представительные органы местного самоуправления для получения отзывов, заключений и поправок, с целью учета интересов местного самоуправления и реализации ими права законодательной инициативы. Органы местного самоуправления могут воспользоваться правом законодательной инициативы с целью внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации, если данный закон, по их мнению, не учитывает их интересы или оспорить данный закон в суде, если имеются основания считать его несоответствующим Конституции Российской Федерации и федеральным законам либо считать его принятым с нарушением законодательной процедуры.

Федеральный закон “Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” регулирует порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления. Под выборами “в органы местного самоуправления” подразумеваются как выборы в представительные органы местного самоуправления, так и выборы должностных лиц местного самоуправления (в том числе глав муниципальных образований), поскольку выборные должностные лица возглавляют органы местного самоуправления. Следовательно, нормы, регулирующие совмещение дня голосования на выборах в органы местного самоуправления, а также продление и сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления распространяются как на представительные органы местного самоуправления, так на выборные должностные лица местного самоуправления. Выборы депутатов назначаются представительным органом муниципального образования не позднее, чем за 70 дней, и не ранее, чем за 80 дней до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования действующего созыва. Параллельно с назначением выборов определяется схема избирательных округов. Она утверждается представительным органом не позднее, чем за 20 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы.11

Информация о работе Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления