Законодательный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать основные этапы законодательного процесса в Российской Федерации.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать понятие законодательного процесса.
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой.
Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой.
Рассмотрение законов в согласительной комиссии.
Президент РФ в законодательном процессе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и участники законодательного процесса, его нормативная база 4
2. Стадии законодательного процесса 7
2.1. Подготовка проекта 8
2.2. Законодательная инициатива и порядок рассмотрения проекта федерального закона в Государственной Думе 10
2.3. Порядок одобрения закона в Совете Федерации 13
2.4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии 18
2.5. Порядок подписания и опубликования федерального закона Президентом РФ 19
3. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации 22
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс в Российской Федерации.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

     Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие палатой решения о включении вопроса о рассмотрении данного закона в повестку дня заседания Совета Федерации.

       По результатам обсуждения закона Совет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.

     По  результатам рассмотрения закона, подлежащего  обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

     В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации  вопроса о рассмотрении закона, подлежащего  обязательному рассмотрению, его  рассмотрение должно быть завершено  на очередном заседании Совета Федерации  принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона. Решение об одобрении или отклонении закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с Регламентом.

     Если  закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным законам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе. Постановление Совета Федерации об отклонении закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.

     Федеральный конституционный закон считается  принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и не менее двух третей голосов  от общего числа депутатов Государственной Думы.16

     Одобренный  Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

     В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.17

     В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.18

     Если  при повторном рассмотрении Государственной  Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

 

2.4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии

     Для преодоления возникших разногласий  по федеральному закону, принятому  Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Комиссия может быть создана как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатели от каждой палаты избираются палатами, и образуют их депутации в комиссии.

     Согласительная  комиссия рассматривает лишь те положения  закона, по которым возникли разногласия  между Советом Федерации и  Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Если согласительная комиссия добивается преодоления возникших разногласий, то решение об этом вносится на рассмотрение Государственной Думы. Если Дума после отклонения одного или нескольких  предложений согласительной комиссии предложит Совету Федерации продолжить ее работу, Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии, либо отказаться от участия в ее работе. Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы.

     В таких случаях Совет Федерации вправе отменить свое постановление об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона и одобрить его в ранее принятой редакции, изменить предложения по редакции отдельных положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей, изменить состав депутации в согласительной комиссии, отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

     Постановление о принятом решении не позднее  чем через пять дней направляется в Государственную Думу.

     Может возникнуть ситуация, когда Государственная Дума не соглашается с созданием согласительной комиссии либо отвергает внесенные ею поправки. В этом случае Государственная Дума повторно рассматривает закон в прежней редакции, и он считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Тем самым преодолевается вето Совета Федерации, и закон направляется Президенту для подписания и обнародования.

 

2.5. Порядок подписания и опубликования федерального закона Президентом РФ

     Принятый  Государственной Думой и Советом Федерации закон вместе с постановлением Совета Федерации в 5-дневный срок направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.19

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон может не рассматриваться Советом Федерации в течение 14-ти дней (кроме обязательного рассмотрения в соответствии со ст. 106), и на 15-й день со дня поступления федерального закона направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, о чем уведомляется Государственная Дума.

     Президент Российской Федерации в течение  четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Однако Президент обладает правом отлагательного вето, т.е. он может не подписать закон, в чем проявляется система «сдержек и противовесов» в разделении власти. Возвращенный в Государственную Думу закон подлежит повторному рассмотрению. При этом Государственная Дума может согласиться с замечаниями Президента, а может и не согласиться20. Для преодоления вето Президента необходимо 2/3 голосов в Государственной Думе (300 депутатов) и 2/3 голосов в Совете Федерации (120 членов Совета Федерации). Таким образом, если закон при повторном рассмотрении будет одобрен Государственной Думой и Советом Федерации в ранее принятой редакции, то он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию21.

     На  принятый федеральный конституционный  закон правом вето Президент не обладает, так как он одобряется не менее  чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (132 голоса) и не менее чем 2/3 голосов депутатов Государственной Думы (300 голосов), а это количество голосов, которое требуется для преодоления «вето» Президента.22

     Принятый  федеральный конституционный закон  в течение 14-ти дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию23.

     Обнародование означает сообщение в средствах  массовой информации о подписании закона и его содержании, а также его  официальное опубликование.

     Следует иметь в виду, что в Конституции  имеется определенный пробел в части обязательности подписания Президентом федерального конституционного закона. В 1997 г. принятый в июне федеральный конституционный закон Президентом Б.Н. Ельциным не подписывался в течение 6-ти месяцев без каких-либо объяснений. Очевидно, что ст. 108 Конституции РФ следует дополнить нормой об обнародовании и введении в действие такого закона Советом Федерации или Государственной Думой по истечении 14-дневного срока в случае, если Президент его не подпишет.24

     Обязательность  опубликования законов — одно из важнейших конституционных требований. Статья 15 часть 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

     Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную  регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Они вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

     Процедура опубликования регулируется Федеральным  законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»25. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, федерального конституционного закона — день одобрения его палатами в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Закон должен быть опубликован в течение 7 дней после дня его подписания в порядке, установленном Конституцией. Акты палат публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Законы и акты палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами не указан другой порядок. Источники официального опубликования — «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета».

     Порядок опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.

     Акты  Президента и Правительства официально публикуются в «Российской газете»  или «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после их подписания.

     Акты  Президента Российской Федерации, имеющие  нормативный характер, вступают в  силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента вступают в силу со дня их подписания.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ