Теория политических институтов и политических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена трансформацией политического процесса и институциональной структуры политической сферы на современном этапе в условиях глобализации мира.
Одним из наиболее активно изучаемых аспектов развития общества в последние годы является влияние политических процессов на изменение социальной структуры постреформенного российского общества.
В последние годы возрастает степень институционализации политической и социальной жизни в России и растет интерес к выявлению взаимосвязи политических и социальных факторов, детерминирующих изменения в социальной структуре общества. При этом, на наш взгляд, перспективной целью анализа может явиться генерирование государством институтов и механизмов оптимизации социальной структуры в соответствии с продекларированными задачами социального развития России, формирования гражданского общества и правового государства.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3

РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 6
1.1. Государство как институт политической системы 6
1.2. Политические партии и партийные системы 14
РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 22
2.1. Политические отношения 22
2.2. Субъекты и объекты политических отношений 25
2.3. Политические интересы 27

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Теория политических институтов и политических отношений.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

       В зависимости от субъектов политических отношений они делятся на три группы. Первую группу политических отношений представляют отношения между индивидами, социальными общностями, организациями, движениями, нациями, государствами. Вторую - отношения, складывающиеся по вертикали в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на общественные процессы. К третьей группе относятся отношения, складывающиеся по горизонтали между политическими организациями и учреждениями.

       Политические отношения, как и другие виды общественных отношений, объединяют людей в функциональные группы - правящие и управляемые, а также группы, слои, объединенные сходными убеждениями, общими целями и интересами и сближают или разобщают социальные общности, слои и т.п. В системе общественных отношений политические отношения выполняют функцию управления и контроля за социальным поведением индивидов и общностей. Политическое устройство государства, политический режим в стране, особенности культурно-исторического развития определяют господствующий характер политических отношений - либо конфликтных, либо спокойных, консенсусных, либо остро непримиримых, взрывоопасных, нестабильных и т.п.

       Политические  отношения не только объединяют и  сближают стороны таких отношений, но и дифференцируют их. В зависимости от оснований такой дифференциации политические отношения могут проявляться в таких наиболее общих видах, как политическое сотрудничество или, наоборот, политическое соперничество. В первом случае субъекты политических отношений являются партнерами, во втором - соперниками. Политические отношения могут иметь отношения господства и подчинения, для которых характерны превосходство одного субъекта политических отношений над другим. Между субъектами политических отношений, выступающими с позиции силы и являющимися противниками, могут возникать отношения конфронтации. К видам политических отношений можно отнести отношения нейтралитета, которые строятся на невмешательстве в борьбу между двумя сторонами, отношения взаимозависимости, когда в силу специфических условий субъекты политических отношений становятся союзниками.11

       Политические  отношения являются фактором объединяющим, скрепляющим все структурные элементы политической системы общества. В то же время они имеют разную социальную направленность. С одной стороны, они работают на укрепление и развитие существующей политической системы, с другой - на интересы оппозиции, направленные на конфронтацию с этой системой.

       Политические  отношения существуют в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями. Для их изменения требуется соответствующее действие, ведь они далеко выходят за рамки субъективного мира человека, его сознания и в этом смысле являются объективными. Для субъекта они выступают как уже сложившаяся данность и развиваются часто независимо от него по своей собственной логике. Деятельный активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования.

       Специфика законов политики - в существовании  множества агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие выступают в качестве ее объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. 

 

2.2. Субъекты и  объекты политических  отношений 

       Субъекты  политики - действующие в сфере политики лица, социальные группы и общности, организации, движения, институты, государство, народ, общество в целом. Состав субъектов политики, формы, методы и средства их взаимодействия, цели, задачи определяются спецификой политики, а также экономическими, социальными, духовно-идеологическими условиями. Между субъектами политики существует динамичная система отношений взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

       Объекты политики - общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Поскольку объектно-субъектная взаимосвязь в сфере политической жизни представляет собой органическое единство, постольку сами субъекты политики являются и ее объектами: так, человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения, политические силы также выступают одновременно и как объекты политики, и как ее субъекты. Но правомерно говорить об объектах политики как относительно самостоятельных явлениях. Так, важнейшими объектами политики являются власть, вся политическая система общества. Наиболее общим объектом политики является общество в целом, все его ключевые социально-экономические процессы, а политика приобретает функцию координации, регулирования всех главных сторон социальной жизни.12

       Субъектами  политических отношений выступают  отдельные индивиды, группы, слои, общности и общество в целом, а также их организации и институты. Но по своей роли в политике они Далеко не равнозначны. С этим связаны многоуровневость, сложность и взаимозависимость политических отношений. На личностно-групповом уровне они зависят в первую очередь от социально-психологических черт, интересов, предпочтений и ценностей, статуса и роли в политической и социально-экономической структурах субъектов этих отношений. По мере повышения уровня политических отношений все более значительными становятся особенности национальной политической культуры, общественно-экономической системы.

       В любом случае субъект политики имеет  такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы и нации. Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.13

       Следует иметь в виду, что в политике все участники политических отношений в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, скажем, в целях его модернизации или побуждения к вмешательству в решение той или иной проблемы, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например, в предвыборной борьбе и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.

       Реальная  множественность субъектов и  объектов политических отношений неизбежно отражается на их структуре, которая может строиться на двух основных принципах: тоталитарной и плюралистической модели. При тоталитарной модели построения политических отношений круг субъектов политических отношений сужается и в конечном счете их количество доводится до единицы. При плюралистической модели нормой является признание множественности интересов и способов их выражения в политике. В рамках тоталитарной модели проблема взаимодействия между субъектами политических отношений переносится из политической в юридическую или просто уголовную сферу, когда иные субъекты политики, кроме единственно установленного и признаваемого, преследуются или уничтожаются.

       Содержание политических отношений отличается большим разнообразием и определяется как объективными факторами, так и субъективным смыслом, который вкладывают в эти отношения их носители. Выделяют политические отношения компромисса, консенсуса, солидарности, соперничества, конфликта, вражды и тд. В политической науке различают также симметричные и асимметричные, горизонтальные и вертикальные, эгалитарные и иерархические. Рамки и формы политических отношений задаются не только политическими традицией и культурой, политико-государственными институтами, но и нормативной системой, прежде всего политико-правовыми нормами (конституциями и другими законодательными актами, нормами, уставами, правилами).14 

2.3. Политические интересы 

       Политические  интересы - осознание социальными субъектами (индивидами, группами, слоями, классами) своих объективных возможностей участия в политической жизни общества; идеальные стремления этих субъектов к политико-управленческой деятельности с целью стабилизации или улучшения своего положения. Интересы наряду с потребностями - важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений.

       В политических интересах находят  наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

       Сложившийся политический интерес выступает как определенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политической борьбы. Он возникает на базе экономического интереса, но не сводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость (потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Иначе говоря, политический интерес - это тот источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

       Объектом  политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

       Предметом политического интереса выступает  вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.15

       Содержанием политических интересов является вся  совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил). 

 

З А К Л Ю Ч  Е Н И Е 

       Политика - важнейшая сфера жизнедеятельности  общества, государства и каждого гражданина. Она буквально пронизывает все сферы (работу, быт, досуг, духовный мир, участие во власти и т.д.) социальной жизни отдельных людей и их групп, классов, наций. Участвуя в выборах, обсуждая политические проблемы, становясь членами политических организаций, движений, принимая на себя обязанности гражданина, депутата или посла, человек вступает и действует в мире политики, в той или иной форме воздействуя на механизм ее осуществления.

       Политика - особый вид регуляции социальной жизни, возникающий на той ступени развития, когда формирование и регулирование жизнедеятельности индивидов на основе норм морали, обычаев, привычек оказывается недостаточным и для сохранения целостности общества требуются более жесткие нормативные регуляторы, функционирование которых поддерживается уже не всеобщим осуждением, порицанием, а силой, принуждением, осуществляемым особыми средствами. Без наличия властных отношений невозможно координирование социальных связей, достижение взаимоприемлемых компромиссов между различными социальными общностями, слоями и индивидами, поддержка целостности и стабильности общества. Поэтому содержание политики состоит в согласовании интересов различных общностей, слоев, групп, выработке правил и норм, обязательных для всех членов общества.

       Следует отметить, что конфликт и консенсус  составляют две важнейшие характеристики любой политической системы. В сущности политика начинается там, где существуют конфликты. Политика призвана найти пути и средства разрешения возникающих в человеческом сообществе конфликтов. Одним словом, конфликт и политика самым тесным образом связаны между собой. Поэтому на государстве лежит обязанность гасить конфликты между враждующими сторонами, следить за тем, чтобы они не достигли взрывоопасной точки, обеспечивать условия для достижения консенсуса по основополагающим вопросам общественно-политического устройства. Отсюда следует, что политика - отношение, включающее согласие, подчинение, господство, конфликт и состязание между социальными общностями - классами, слоями, группами, объединениями, государствами.

Информация о работе Теория политических институтов и политических отношений