Теория политических институтов и политических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена трансформацией политического процесса и институциональной структуры политической сферы на современном этапе в условиях глобализации мира.
Одним из наиболее активно изучаемых аспектов развития общества в последние годы является влияние политических процессов на изменение социальной структуры постреформенного российского общества.
В последние годы возрастает степень институционализации политической и социальной жизни в России и растет интерес к выявлению взаимосвязи политических и социальных факторов, детерминирующих изменения в социальной структуре общества. При этом, на наш взгляд, перспективной целью анализа может явиться генерирование государством институтов и механизмов оптимизации социальной структуры в соответствии с продекларированными задачами социального развития России, формирования гражданского общества и правового государства.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3

РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ 6
1.1. Государство как институт политической системы 6
1.2. Политические партии и партийные системы 14
РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 22
2.1. Политические отношения 22
2.2. Субъекты и объекты политических отношений 25
2.3. Политические интересы 27

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Теория политических институтов и политических отношений.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

       Нарастающая дифференциация интересов различных групп буржуазного общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности превратило политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, которые находятся в сложных отношениях соперничества и союза. Все три этапа процесса формирования партий, указанные М. Вебером, прошли лишь английские партии - виги (либеральная) и тори (консервативная). История политических партий в других странах значительно короче. 

       2. Типология партий. Мир политических партий чрезвычайно разнообразен, поэтому попытки типологизировать их достаточно условны. Однако они имеют целью более глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

       Общепризнанной  и наиболее удачной считается  ныне классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Он выделял кадровые и массовые партии.

       Кадровые  партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах.

       Для этого они стремились не к увеличению численности своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.

       Основной  структурный элемент кадровых партий - комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, его численность, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение - проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов обычно имеет «сезонный» характер: резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост.

       Массовые  партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентирующиеся на политическое воспитание масс и формирование элит, вышедших из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счет членских взносов. Увеличение численности партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникла сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

       Произошедшие  изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием американскому политологу Дж. Сар-торри дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и т. д.

       Помимо  представленной классификации М. Дюверже и Дж. Сарторри, существует и другая, согласно которой партии по отношению к правящему режиму подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии - это партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Возможна одна такая партия или коалиция партий. Через своих представителей (премьера и министров правительства) партия осуществляет собственный политический курс.8

       К оппозиционным партиям  относятся те партии, которые по результатам выборов лишены возможности осуществлять правительственные функции. Оппозиционные партии не стремятся изменить конституционный строй, разрушить существующую политическую систему.

       С точки зрения функций оппозиция, по определению английского лорда Г. Болинброка (XVIII в.), должна:

       1) систематически критиковать деятельность  правительства, указывая на его ошибки и недостатки;

       2) предлагать альтернативные варианты  решения возникающих проблем;

       3) контролировать действия властей  с точки зрения их соответствия  Конституции, предвыборным обещаниям;

       4) сменять существующее правительство  на следующих выборах.

       Оппозиционные партии не следует путать с авангардными, стремящимися к революционному изменению существующего общественного строя. Их отличает наличие строгой партийной дисциплины, демократический централизм, беспрекословное подчинение нижестоящих органов руководству партии, отождествление партии с ее лидером (вождем). Примерами такого типа партий являются коммунистические партии, фашистские и неофашистские партии.

       Партии  могут различаться по характеру их идеологических доктрин. В них формируется облик желаемого общества, принципы его функционирования, способы изменения в нем. Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе. Реформистские партии предпочитают осуществлять изменения в обществе эволюционно. Консервативные партии стремятся сохранить существующие порядки, оградить общество от решительных преобразований, полагаясь на естественный ход событий. 

       3. Партийные системы. Политические партии, как уже ясно, возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень его социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем выше уровень экономического, социального, культурного расслоения общества, тем больше партий существует в нем, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определенной социальной группы. Некоторые партии, как, например, КПСС, претендовали на то, чтобы выражать интересы всего общества.

       Совокупность  политических партий и связи между  ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям.

       По  количеству партий, существующих в обществе, выделяют:

       1) монопартийную  (или однопартийную) систему, где единственная партия монополизирует государственную власть. Обычно подобная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако однопартийная система страдает и рядом серьезных недостатков. Отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс;

       2) двухпартийную систему,  состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных.

       Классическим  примером двухпартийной системы  является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, хотя в стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая партии, и национальные партии Шотландии, Уэльса, однако их влияние на общество очень ограниченно. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками, социальной базой.

       Консервативная  партия представляет интересы наиболее состоятельных слоев общества, тех, кто привержен традиционным ценностям (порядок, стабильность, сильное государство, собственность, неравенство). Лейбористская партия, напротив, акцентирует внимание на осуществлении принципов социальной справедливости, обеспечения социальной защищенности трудящихся, интересы которых она представляет. В решении этих вопросов важная роль отводится государству, его налоговой политике, через которую происходит перераспределение доходов богатых в пользу бедных. Социальная ориентация государства проявляется в проведении политики национализации ряда отраслей (транспорт, сталелитейная, угледобывающая и т. д.), строительстве бесплатного жилья, расширении системы медицинского обслуживания и т. д.

       Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии;

       3) многопартийную систему,  которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием.9

       Пример  многопартийности являют собой страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные и идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - 12, в Швеции, Дании, Норвегии - более пяти и т. д.

       Партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь неодинаковы. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех элементов (переменных): а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются степенью влияния на процесс принятия политических решений. 
 
 

 

РАЗДЕЛ  II.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ОТНОШЕНИЯ 

2.1. Политические отношения 

       Политические  отношения представляют собой одну из форм общественных отношений наряду с отношениями экономическими, социальными и культурными. Их специфика состоит в том, что складываются они в процессе политической деятельности людей, к которой побуждают их собственные политические интересы и потребности, связанные главным образом с решением важнейших задач государственной власти.

       Политические  отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства государства, система многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики.

       Политические  отношения охватывают все сферы  жизни общества, причем особенно зримо и многообразно они проявляются в социально-экономической области, где решаются проблемы, затрагивающие интересы и потребности людей, их нужды, которые в конечном итоге выступают в качестве социальных причин и стимуляторов политических действий. Политические отношения обусловлены движением экономических процессов. Но экономические интересы лишь служат социальной причиной политических движений.10

       Политические  отношения включают: систему общепризнанных или юридически установленных норм и ценностей, определяющих статус и  роль различных общностей и индивидов (социально-политические организации общества), различных социальных институтов общества (экономических, религиозных, политических и др.), а также их отношения друг с другом; деятельность организаций (социальных институтов и учреждений), контролирующих социально-политические и правовые нормы и обладающих необходимой властью, авторитетом, материальными средствами, социальные связи между общностями и индивидами, непосредственно касающиеся социальных институтов государства и его властных структур, учреждений и объединений.

Информация о работе Теория политических институтов и политических отношений