Страхование и перестрахование космических рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности.
Страхование ракетно-космических рисков - новая, развивающаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 154.50 Кб (Скачать)
  1. Страхование космических рисков
    1. Космическое страхование
 

      Космическое страхование (или страхование космических  рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности.

      Страхование ракетно-космических рисков - новая, развивающаяся отрасль  страхования, история которой началась в 1965 г., когда был заключен первый   договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков,  причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.

        Особенностью первых договоров  по страхованию космических рисков  была оговорка о франшизе, т.е.  непокрываемой части ущерба по  первому  страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка  называлась привилегией на один запуск. С этим условием были застрахованы  две серии из пяти запусков аппаратов типа Intelset. В каждой серии только  один запуск оказался неудачным, и благодаря оговорке страховые выплаты не  были произведены.

        С 1975 г. страховая практика  изменилась: договоры на запуск  стали  оформляться без привилегий, покрытие было расширено за  счет включения  рисков, связанных  с производством космических  объектов и их  функционированием на рабочей орбите.

        В настоящее время уже накоплен  опыт по страхованию ракетно-  космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплуатации, однако  этот вид страхования продолжает оставаться сложным из-за специфических  особенностей космической индустрии. 

      Напомним, что страхование космических  рисков представляет собой относительно новую сферу страхового бизнеса, особенности которой напрямую обусловлены высокотехнологичным и высокорисковым  характером космической отрасли.

      Поэтому страхование космических проектов и программ непрерывно развивается и модифицируется в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства.

      Роль  страхования в обеспечении страховой защиты космической деятельности проявляется, во-первых, в полноте и своевременности возмещения ущерба, возникающего в ходе реализации космического проекта, которые способствуют значительному улучшению финансирования воспроизводственных процессов в отрасли. Во-вторых, в достигаемом за счет этого значительном сокращении объема государственных расходов на осуществление космической деятельности при обеспечении соответствующего уровня комплексной страховой защиты. В-третьих, в определенном макроэкономическом эффекте стабильности, обусловленном инвестированием страховыми компаниями средств их резервов.

      Как и в других областях страховой  деятельности, в этой сфере существует много возможностей обеспечить страховую защиту участников рынка космических услуг, включая как традиционное страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий космической промышленности, транспортировкой изделий ракетно-космической техники, компенсациями избытков разнообразного характера и др., так и специфические страховые услуги (страхование процессов выведения космических аппаратов на рабочую орбиту и их эксплуатации).

      Достаточно  интенсивное развитие страхования  космических рисков связано с ростом инвестиций в космическую отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космических систем, обусловленных глобальной информатизацией. В отношении страхования космическая отрасль может быть сравнена (и часто сравнивается в специальной литературе) с авиационной, поскольку в обоих случаях речь идет о сложной с технической точки зрения технике, о возможности катастрофических с точки зрения возможных убытков последствий и высокой степени риска; с другой стороны - о  высоких возможностях получения значительной прибыли; наконец, об ограниченном числе участников рынка (как страхователей, так и страховщиков, выступающих его постоянными субъектами на регулярной основе).

      В связи с этим космические риски  первоначально размещались на рынке  авиационного страхования, однако их специфика  способствовала выделению в отдельный вид.

      Основными особенностями космического страхования  является то, что:

  1. объект его - высокотехнологичная, наукоемкая продукция, для оценки страховых рисков и страховых взносов по которой отсутствуют общепринятые методы;
  2. единичное и мелкосерийное производство изделий ракетно-космической техники, приводящее к тому, что каждое последующее изделие (даже одной серии, одного разработчика и аналогичного назначения) подвергается ряду модификаций с целью улучшения технико-экономических показателей, в результате чего собранная статистическая информация быстро устаревает и требуется сбор новых данных;
  3. вследствие незначительного общего количества страхуемых объектов и больших страховых сумм (несколько сотен миллионов долларов), осуществление космического страхования требует объединения усилий большого числа страховых компаний;
  4. специфика взаимоотношений между  страхователем и страховщиком, обусловлена тем, что страхователь обладает исключительными правами и страхует последовательность своих действий, которые зависят только от него и за которыми он осуществляет контроль. Как следствие этого, понятие риска в космическом страховании тоже имеет специфическое значение, поскольку страховой случай почти всегда происходит вследствие ошибочных проектно-конструкторских и технологических решений, недостаточности стендовой отработки или применения страхователем недостаточно проверенных технологий.

      Космический проект по своей природе является венчурным и характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска.

      Как показывает практика зарубежного страхования  космических рисков, еще на этапе  бизнес - планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты.

      Субъектами  страхового космического рынка являются все участники страхования космической  деятельности, которые по характеру  взаимоотношений могут быть представлены тремя группами юридических и физических лиц.

      Первую  группу составляют собственно субъекты страховой деятельности: страхователи и страховщики космической деятельности.

      Вторую  группу составляют третьи лица, выгодоприобретатели  по договорам страхования, интересы которых защищаются через договора страхования ответственности перед юридическими и физическими лицами в случае нанесения им ущерба в процессе обеспечения и проведения космической деятельности.

      Третья  группа включает потребителей услуг  и продукции космической деятельности. Юридические и физические лица, составляющие данную группу, не являются субъектами системы страхования. Однако именно они покупают услуги и продукцию, оплачивают риски и компенсируют ущербы, связанные с космической деятельностью.

      Страхователем может быть физическое или юридическое  лицо, заключившее договор страхования и уплатившее страховую премию.

      В качестве страхователей на рынке  выступают все основные участники  космической деятельности:

      1. владельцы космических систем и комплексов, осуществляющие заказ и финансирование разработки и создания новых образцов космической техники и организацию их дальнейшего коммерческого использования;

      2. поставщики (производители) космической техники, в качестве которых выступают, как правило, головные организации промышленности (генподрядчики) по разработке и производству космической техники;

      3.организации, владеющие средствами выведения и наземной космической инфраструктуры (эксплуатирующие организации, пусковые агентства) и осуществляющие подготовку и проведение пусков ракет-носителей, а также управление космическими аппаратами на орбите;

      4. национальные космические агентства, которые могут выступать в роли заказчиков космических проектов, а также владельцев объектов и средств наземной космической инфраструктуры.

      Важно отметить, что, несмотря на высокий  уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.

      Страхование космической деятельности, в свою очередь, следует рассматривать как один из существенных факторов, поддерживающих развитие, поскольку страхование обеспечивает финансовые гарантии возмещения случайного ущерба и способствует непрерывности производственного цикла. По разным оценкам, расходы на страхование могут доходить до 20-30% всего бюджета проекта.

      Вместе  с тем космические риски относятся  к особой группе рисков в силу своей  относительной сложности с точки зрения андеррайтинга, технической комплексности и высокой страховой стоимости объектов страхования, необходимости построения перестраховочной защиты с использованием устойчивых в финансовом отношении компаний.

      В настоящее время, как показывают статистические данные, наблюдается интенсивный количественный и качественный рост совокупных экономических показателей, характеризующих систему космического страхования за рубежом и в России. Суммарная емкость рынка составляет на сегодняшний день уже порядка $1 млрд. при постоянном увеличении уровня охвата страхового поля и заметном расширении ассортимента и качества страховых продуктов. Непрекращающееся вовлечение в страховой процесс новых страхователей, обусловленное ростом инвестиций в космическую отрасль, дает основание прогнозировать динамичное развитие рынка космического страхования в будущем.

      Таким образом, на сегодняшний день рынок  страхования космических рисков является одним из наиболее технически сложных рынков с точки зрения оценки рисков и организации страховой защиты, но вместе с тем – и одним из важнейших сегментов современной экономики. 
 

      
    1.  Условия  космического страхования
 

      Под условиями имущественного страхования (в том числе страхования ответственности) понимаются существенные с точки зрения гражданского законодательства (установленные в Гражданском кодексе) условия и дополнительные условия, отражающие специфику взаимоотношений сторон при выполнении договорных обязательств.

      Перечень  существенных условий страхования  включает:

      1) Объекты страхования – имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением, пользованием:

      При страховании имущества объектами  страхования являются:

      - на этапе транспортирования и наземной подготовки – имущественные интересы страхователя, связанные с элементами РКН и РКН, объектами наземной инфраструктуры;

      - на этапе пуска РКН - имущественные интересы страхователя, связанные с РКН, объектами наземной инфраструктуры;

      - на этапе ввода в летную эксплуатацию - имущественные интересы страхователя, связанные с КА;

      - на этапе летной эксплуатации - имущественные интересы страхователя, связанные с КА. 

      При страховании ответственности объектами страхования являются:

      - на этапе транспортирования и наземной подготовки: имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, в процессе транспортирования изделий РКТ и их наземной подготовки;

      - на этапе пуска РКН: имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, в процессе пуска, а также до истечения определенного срока с момента подачи команды на пуск РКН или до истечения определенного срока с момента подачи команды на отделение КА;

      - на этапе ввода в летную эксплуатацию (летных испытаний): имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, до истечения определенного срока с момента выдачи команды на отделение КА.

      - на этапе летной эксплуатации: имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, до истечения определенного срока с момента ввода в летную эксплуатацию КА или до  истечения  гарантийного срока летной эксплуатации КА.

      2) Периоды страхования (время действия страхового покрытия)

Информация о работе Страхование и перестрахование космических рисков