Система конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Работа содержит описание системы конституционного права, его институтов, принципов и норм

Работа содержит 1 файл

diplomnaya.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

В системе конституционного права принято выделять следующие  институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

•  ВЛАСТЬ НАРОДА

         •  ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА

•  ОСНОВНЫЕ ПРАВА И  СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

          •  ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

•  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

•  ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

•  СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

•  НАХИЧЕВАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

•  МУНИЦИПАЛИТЕТЫ

•  СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

         • ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ  АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

• ДОПОЛНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИЮ  АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его  предмет. Очевидна и специфичность  каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений  предопределяют систему конституционного права, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут  быть лишь факторы, свойственные самой  правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового  воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые  присущи нормам именно данного института  и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Анализ системы отрасли  конституционного права предполагает не только выявление ее составных  частей, ее главных элементов, но и  обоснование их соотношения и  места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода  к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом  регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение  может рассматриваться лишь как  первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что  она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что  между конституционно-правовыми  институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой  нормы одного института создают  предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который  власть народа, основы государства, занимают первое место в системе закрепляет данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте  стоит институт, устанавливающий  основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы  и обязанности. Место этого института  обусловлено тем, что человек, его  права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и  обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют, исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть, Нахчиванская Автономная Республика создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти.

На следующем месте  стоит институт  местного самоуправления. В этом институте закреплены основы организации местного самоуправления на местах, организация их работы, полномочия и т.д.

Последний институт является институтом система законодательства, изменения в Конституции Азербайджанской  Республики, дополнения в конституции  азербайджанской республики. Они  относятся к более широкому институту  Право и закон.

 

 

 

 

2. Общие принципы, институты  и нормы

2.1 Институты конституционного  права АР

Первичное и самое общее  деление правовых норм на институты  устанавливает Конституция. Ее разделы  – это первооснова для создания системы конституционного права.

Так как главным критерием  разделения конституционного права  на институты является существование  в ее рамках относительно обособленных групп общественных отношений –  объектов конституционно-правового  регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом (Приложение А):

1. Институт основ конституционного  строя. Данный институт является  центральным в системе конституционного  права, базой для всей отрасли.  Нормы данного института занимают  первое место в системе конституционного  права. В свою очередь, институт  основ конституционного строя  делится на подинституты:

а) основные принципы отношений  человека и государства; б) основные принципы устройства государства и  организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование  концептуальных отношений между  обществом и государством, своеобразного  их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места  в нем личности. В институте  основ конституционного строя преобладают  общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ1.

2. Институт конституционных  основ прав, свобод и обязанностей  человека и гражданина. Это самый  крупный институт конституционного  права, закрепленный в большом  количестве источников: Всеобщей  декларации прав человека 1948 г., Международном  пакте о гражданских и политических  правах, Международном пакте об  экономических, социальных и культурных  правах 1966 г., Европейской конвенции  о защите прав человека и  основных свобод 1950 г.

Нормы этого института  также носят общий характер, как  и возникающие правоотношения. Составные  части института прав и свобод человека:

а) гражданство; б) права, свободы  и обязанности личности и механизмы  их реализации; в) пределы ограничения  прав и свобод в условиях чрезвычайного  положения; г) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного  устройства. Нормы данного института  закрепляют федеративные отношения,  лежащие в основе построения  российского государства. В основном, нормы данного института отражены  в Конституции РФ (гл. 2), а также  в конституционно-правовых договорах  (Федеративном договоре, договорах  о разграничении предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами).

Круг субъектов-адресатов  норм института федеративного устройства состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

Нормы этого института  включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства2.

4. Институт системы органов  государственной власти и системы  местного самоуправления. Структура  института включает следующие  части:

а) Президент; б) Федеральное  Собрание; в) Правительство; г) конституционно-правовые основы организации судебной власти; д) конституционно-правовые основы организации  органов государственной власти субъектов; е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления; ж) избирательная система.

На основе данных норм возникают  как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной  власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения  о местном самоуправлении, которые  развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

5. Институт Конституции.  Конституция – самостоятельный  объект конституционно-правового  регулирования, точнее, саморегулирования,  так как именно в ней установлены  положения о ее верховенстве (Конституция  Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на  всей территории Российской Федерации), непосредственном действии, о порядке  изменения положений Конституции.  Необходимость выделения этого  института обоснована важностью  для конституционного права такого  объекта регулирования, как Конституция.  Ее нормы во многом являются  служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции2. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации  института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений  широко регулируется также гражданским  правом.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его  предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуются особыми, имеющими правовую природу чертами, которые  присущи нормам именно данного института  и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общие принципы конституционного  права

 

Общие принципы конституционного права – это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе  единую направленность.

М.В. Баглай, крупный ученый в области конституционного права, пишет по данному вопросу следующее: «Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права»1.

Итак, общими принципами конституционного права являются:

1. Суверенитет народа. Волеизъявление  народа порождает государственную  власть. Государство как официальный  представитель народа выражает  волю своих граждан, обеспечивает  их права и интересы в полном  объеме. Носителем суверенитета  и единственным источником власти  в Азербайджанской Республике  является ее многонациональный  народ2.

2. Естественное право. К естественным правам обычно относят право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы. Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитие правотворческой деятельности азербайджанского государства.

3. Приоритет охраны прав и свобод. Примечательной новеллой Конституции АР, одним из ее принципиально важных положений является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью1.

Человек должен быть поставлен  в такие юридические и фактические  условия, при которых он может  реализовать свои права. Создание подобных условий зависит, прежде всего, от государственной  власти, на которую Конституцией РФ возложена обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Разделение властей.  По Конституции АР  государственная  власть в Азербайджанской Республике  осуществляется на основе разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную . Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.

5. Независимое правосудие. В Конституции АР закреплены  важные положения: правосудие  в Азербайджанской Республике  осуществляется только судом.  Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства1. Разделение единой государственной власти на три ветви выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

6. Правовое государство.  Правовое государство – это  государство, власть которого  ограничена определенными пределами,  указанными в законах.  . Главное в идее правового государства – связанность, ограничение государства правом, обязанность государства и всех его органов подчиняться праву. Таким образом, главная характеристика правового государства состоит в том, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения1.

Информация о работе Система конституционного права