Проблемы политической элиты в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации проблема формирования политической элиты усложнена наличием властных структур на федеральном и региональном уровнях. Механизм отбора и назначения в узкий круг руководителей страны, численный состав которого постоянно колеблется.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы политической элиты в России ………………………………...5
1.1 Понятие «политическая элита» …………………………………………………5
1.2 Теории элит ………………………………………………………………………8
1.3 Структура политической элиты ……………………………………………….11
1.4 Политическая элита в современной России ………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………….19
Список литературы …………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

готовая контр работа по политологии.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

1.      президентом;

2.      премьер-министром, членами правительства;

3.      депутатами Федерального собрания;

4.      судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов;

5.      администрацией президента;

6.      членами Совета безопасности;

7.      полномочиями представителями президента в федеральных округах;

8.      главными властных структур в субъектах РФ;

9.      высшим дипломатическим и военным корпусом;

10. руководителями политических партий и крупных общественных объединений.

По количеству это достаточно ограниченный круг людей, принимающих значимые для всего государства решения, его численность не является постоянной. Высшая номенклатура ЦК КПСС включала в себя примерно 900 человек, высшая правящая элита Российской Федерации составляет в настоящее время около 1200 человек. Правящая политическая элита – это полноценная социальная группа, имеющая сложную структуру. Различные части единой правящей элиты обычно называют субэлитами. Они могут быть:

1.      отраслевыми (политическая, экономическая),

2.      функциональными (администраторы, идеологи, силовики),

3.      иерархическими (субэлитные слои),

4.      рекрутационными (назначенцы, избранники).

В данном контексте правящую политическую элиту можно охарактеризовать как относительно немногочисленный слой людей, профессионально занимающихся деятельностью в сфере власти и управления государством. Они составляют лишь определенную часть более широких элитарных слоев общества в целом, в которое входят наиболее авторитетные и видные представители социально-экономической, политической и культурно-духовной сфер жизни. В зависимости от условий, в которых действуют правящие круги, во власти образуются различные типы политических элит, обладающие большей или меньшей закрытостью или  открытостью, наличием гегемонистских или демократических, автократических или олигархических черт, той или иной степенью внутригрупповой солидарности или конфронтационности.

Строение элитарного слоя граждан демократических государств – явление чрезвычайно сложное. Известные категории элиты и контрэлиты уже недостаточно для понимания механизма формирования государственной политики. Известный польский политолог В. Милановский предложил рассматривать структуру элитарных кругов в зависимости от выполнения их внутренними группировками своеобразных функций в сфере политического управления обществом.

В элите выступают потенциальные элиты, представляющие собой разрозненные элитарные группировки, еще только стремящиеся к власти, готовящиеся к выборам. Те из них, которые проиграли выборы, но остались в публичной политике, составляют самодеятельные элиты. Авторитетные в обществе представители этих кругов могут лишь косвенно влиять на принимаемые в государстве решения. В этом же сегменте два основных элитарных образования – оппозиция и сторонники правительственных сил.

Победившая на выборах элита приобретает статус правящей политической элиты. Эта группировка также разделяется на ряд составляющих. В нее входят представители центральных и региональных властей, представители высшей, средней и низшей элиты. Наряду с избираемыми политиками непременным участником этого круга является и определенные слои государственной бюрократии. Особым структурным элементом политической элиты является элиты в политике, которые представляют собой разновидность не избираемой элиты. Она состоит из наиболее авторитетных представителей технической и гуманитарной интеллигенции, видных писателей, ученых и т.д. способных помочь не только выиграть выборы тем или иным партиям, но и поддержать их политические требования в условиях кризисов или рутинного течения политических процессов. Но самой мощной и одновременно таинственной элитарной группировкой является связанная группа, которая представляет собой неформальное объединение политиков, оказывающее решающее влияние на принятие решений.

Политическая элита обычно делиться на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. В ней часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200-400 человек. К политической элите, непосредственно участвующей в принятии стратегических политических решений, примыкает элита административная. Она предназначена для исполнительной деятельности, однако на деле обладает большим влиянием на политику.

К средней элите Российской Федерации, выделяющейся одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию, относят примерно 5% граждан страны. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум критерием, относятся к маргинальной элите. Как отмечал К. Дойч, в целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5% взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны. Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новый «субэлитных» слоев – высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов – в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.8    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________

8.  О.В. Крыштановская Анатомия российской элиты. М., 2005г.

 

1.4. Политическая элита в современной России.

Проблемы формирования новой элиты является едва ли не краеугольным камнем социально-политической модернизации и формирование гражданского общества современной России. При всей противоречности переходных процессах, рядовые граждане достойна восприняли новые реалии: они изыскивают дополнительные источники заработка, пробуют себя предпринимательской деятельности. Именно элита поняла свободу как свободу воровать. Появление большого числа публикации авторов, незнающих ни К.Маркса, ни М.Вебера и объясняющих, что воровство и взяточничество – неизбежные синонимы первоначального накопление капитала, отражает мнение худшей части номенклатурной элиты, пополненной криминалитетом.

Формирование новой элиты – это долгий процесс выращивание в недрах гражданского общества новых ответственных и профессиональных лидеров. «Сейчас ясно – писал Г.К. Ашин, - что для того, чтобы руководить тяжелейшим процессом выхода страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, спасения и развития ее культуры, нужны поистине не заурядные люди. Они должны обладать, поменьше мере, такими качествами, как честность и компетентность, благоразумие и дальновидность».9

Новая (молодая) элита страны должна стать элитой заслуг (меритократией), элита ответственности, а не привилегий. Необходимо избежать при этом не критического снисходительного отношения к правящей элите, так как это обычно таит в себе большую опасность. Чтобы общество предохраниться от перерождения его элиты в деспотическую или недееспособную, его развитие должны соответствовать целому ряду условий:

1.      доминации в обществе полной гласности – свободы слова и отсутствия монополии любой социальной группы на средства массовой информации;

__________________________

9. Г.К. Ашин. Правящая элита и общество. 2000г.

2.      наличия сильной оппозиции – контрэлиты, политического плюрализма, свободной конкуренции потенциальных элит под контролем электората;

3.      разделение власти, обеспечивающего определенное равновесие, компромисс, баланс различных социальных сил и препятствующего опасному для общества бесконтрольному сосредоточению власти в одних руках, в одном органе, в одном центре;

4.      максимальной открытости элит на всех уровней, постоянного пополнения их профессионально подготовленными и функционально состоятельными людьми;

5.      вовлечение систему новых государственных структур  лидеров политической оппозиции;

6.      наличия постоянного демократического контроля деятельности властных структур общественностью, средствами массовой информации партиями и общественными движениями;

7.      строго соблюдение законности, демократических норм и процедур, необходимых и обязательных для нормального функционирования правового государства и гражданского общества.

Именно на пути реализации данных требований в России может быть сформирована эффективная элита, которая будет способна не только удерживать в своих руках власть и реализовывать собственные интересы, но и способствовать демоническому динамичному развитию и процветанию народа, общества и государства.

Можно сделать вывод, что у российской политической элиты для эффективного решения проблем в обществе осталось в запасе 2-3 года, пока еще высок кредит доверия населения. Если за этот период ситуация не изменится к лучшему, страну ждут два варианта развития: либо возврат к ситуации 1990-х гг., т.е. резкое ухудшение положения населения, ослабление государства и его институтов, еще большая коррумпированность и криминализация власти, усиление борьбы между отдельными элитными группами, в том числе с применением силы, либо создание авторитарного государства. Немецкие ученые В.Меркель и А.Круассан считают, что при  строительстве демократий западного (либерального) образца за последние три десятилетия в мире образовалось немало так называемых «дефектных» демократий: либеральную демократию невозможно создать в любом, каком угодно обществе.10

Российское общество из этого ряда: в нем невозможна либеральная демократия. У отечественной политической элиты для прогрессивного (особенно ускоренного) развития страны, а тем самым упрочнения своего положения, остается один вариант действий – строить авторитарную демократию. То есть ту политическую систему, которая максимально учитывала бы национально-исторические особенности и современную ситуацию в стране.

С приходом к власти В.Путина правящая элита предприняла немало шагов по преобразованию и политической системы, и политической элиты страны в авторитарно-демократическую. Под свой контроль новый глава государства поставил Федеральное собрание, основные политические партии, бизнес-элиту, большинство региональных лидеров, основные электронные средства массовой информации.

Перспективы развития ситуации в России полностью зависят от политики правящей элиты, и в первую очередь, ее главы – Президента страны.11

 

 

 

 

_______________________

10. В. Меркель, А. Круассан. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях. 2002г. №1

11. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию, РГИУ, 2000г.

 

Заключение.

Так что же все такие есть «элита?» Кто же все-таки входит в политическую элиту и из кого же она состоит?

Во-первых, элита - это лучшее, что служит высшим интересам общества, без скидок, без оговорок, без сомнений.

Во-вторых, элита демонстрирует преданное, подлинно патриотическое служение обществу во всем – большом и малом, заметном и скрытном. Иначе говоря, это постоянное проявление гражданственности.

В-третьих, элита это соблюдение требований нравственности. Постоянное проявление ответственности и, как говорил М. Вебер, обладание «этикой убеждения», «этикой общественности», наличие качеств «политика по призванию». 

В состав политических элит входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенство), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом.

Но в состав элит входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но и наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и в реализации политики. В состав политической элиты входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений, они играют роль так называемых «серых кардиналов».

Роль элиты в обществе, в управлении, экономики отражают ее функции:

1) элиты играют важнейшую роль в определении политической воли социальной группы, всего класса и в разработке механизмов реализации этой воли;

2) элиты призваны формировать политические цели своей группы, класса;

3) элиты регулируют деятельность по политическому представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее;

4) элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром набора и расстановки руководителей на различные участки политического и государственного управления.


Список литературы.

1.      М.А. Василика. Политология. – М., 2001г.

2.      В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию. – РГИУ, 2001г.

3.      Политология. Издательство «Центр». – М., 2000г.

Информация о работе Проблемы политической элиты в России