Особенности налоговой системы Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией.

Работа содержит 1 файл

особенности налоговой системы Германии.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

Общие особенности налоговой  системы Германии. 
 
 

Федеративная  республика Германия как государство  прошла различные  стадии политического  и экономического устройства, не раз  поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла  в экономически мощное государство с  выраженной социальной ориентацией.  

  

При образовании в 1871 году Немецкой империи  установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в неё государств (нынешних земель). Империи  было передано право  устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.  

  

Регулярные  взносы отдельных  государств ставили империю в серьёзную зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В девяностые годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 году – налог с наследства, в 1913 году – налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 года Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 года Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0.5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной, собственности, что произошло только в шестидесятые годы.  

  

В декабре 1919 года с  утверждением Имперских  правил налогообложения, разработанных министром  финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Её главное значение в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.  

  

Огромные  финансовые трудности, возникшие в результате экономических и  социальных последствий  первой мировой войны, привели к усилению централизации в  области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано  единое финансовое управление, контролирующее поступление  всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Это  финансовое управление функционировало  вплоть до мая 1945 года.  

  

В послевоенной Германии было законодательно установлено, что  государственные  задачи должны распределяться между федерацией и землями, входящими  в её состав. Про  этом федерации и земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнении ими своих функций; федерации и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства. Наряду с федеральным государством и землями носителями определённых общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники формирует сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42.5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42.5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остаётся половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.  

  

Нужно отметить, что Германия одна из немногих стран, где применяется  не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, перечисляют  часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как  Саксония.  

  

В настоящий момент в Германии сложились  следующие принципы построения системы  налогообложения:  

  

1. Налоги по возможности  минимальны;  

2. Минимальны, или точнее  минимально необходимы  и затраты на  их взимание;  

3. Налоги не могут  препятствовать конкуренции,  изменять чьи-либо  шансы;  

4. Налоги соответствуют  структурной политике;  

5. Налоги нацелены  на более справедливое  распределение доходов;  

6. Система должна  строиться на уважении  к частной жизни  человека. В связи  с налогообложением  человек должен  по минимуму открывать  государству свою  частную жизнь.  Налоговый работник  не имеет права  никому дать каких-либо  сведений о налогоплательщике.  Соблюдение коммерческой  тайны гарантировано;  

7. Налоговая система  исключает двойное  налогообложение;  

8. Величина налогов  соответствует размеру  государственных  услуг, включая  защиту человека  и всё, что гражданин  может получить  от государства. 
 
 

В Германии принята  сложная и разветвленная  налоговая система. Обо всех налогах, которые должны выплачивать  граждане и не граждане Германии Вам будут  сообщать каждый месяц: на почту приходят письменные извещения  налоговых органов. Помощь специалистов при оплате налогов  — обычное дело в Германии. Новым  предпринимателям и  иностранным предпринимателям, а также тем, кто  получает дополнительные доходы, всегда рекомендуется  обратиться к экспертам  при заполнении первых налоговых деклараций (например, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным  ревизорам, аудиторам  и финансовым инспекторам).

Сводный, бюджет Германии разделяется  на три уровня: 

- Центральный (государственный)  бюджет (доходы и  расходы всей страны) — 48% всех налоговых  поступлений. 

- Бюджеты 16-ти федеральных  земель. Бюджеты разных  земель неодинаковы,  зависят от экономических  факторов регионов  — 34% всех налоговых  поступлений 

- Бюджеты городских  и сельских громад  — 13% всех налоговых  поступлений. 

  Дополнительно в  госбюджет входят  доходы немецкого  Центробанка и  госпредприятий. Бюджеты земель, изначально неравномерные, распределяются вертикально и горизонтально для финансовой «равности» - от высокодоходных регионов (авария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) в пользу «менее развитых экономически (Саксония, Шлезвиг-Голштейн) проходит перераспределение налоговых сборов, дополнительно финансово "слабые" земли получают государственные дотации.

 

  Общие правила  налогообложения  в Германии регулируются  Законом «Порядок  взимания налогов» - Abgabenordnung.

 

  Налоги в ФРГ  обеспечивают около  80 % бюджетных доходов.  Именно поэтому  они рассматриваются  правительством как  главное средство  воздействия государства  на развитие экономики.

 

  Основной принцип  немецкого налогообложения,  с момента зарождения  системы звучит  так: «налоги должны  соответствовать  величине услуг  оказываемых государством».

 

Всего в Германии 45 видов  налога,включая такие как налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие.

 

  В общем же, все  налоги Германии  можно разделить  на три основные  группы:

  налоги на доходы

  налоги на имущество

  налоги на сделки  и потребление

Основные  виды налога на доходы:

  подоходный налог  с физических лиц  - Einkommensteuer

  налог на прибыль  предприятий —  Körperschaftsteuer

  налог на хозяйственную  деятельность —  Gewerbesteuer

Основные  налоги на имущество:

  налог на землю  — Grundsteuer

  налоги на дарение  и наследство

Основные  налоги на сделки и  потребление:

  налог на приобретение  имущества

  НДС

  Если рассмотреть  некоторые налоги  подробнее:

 

Подоходный  налог с физических лиц. Основной источник государственных  доходов - он дает около 40% всех налоговых поступлений . Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в  том числе с  с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). В подоходный налог входит:

  налог на заработную  плату

  налог на доходы  с капитала 

  Подоходным налогом  также облагаются  все доходы промышленной  и сельскохозяйственной  деятельности, самостоятельного  и несамостоятельного  труда, владения  капиталом, сдачи  жилья, сдачи в  аренду какой-либо  собственности и  т. д., вплоть до  доходов со спекулятивных  соглашений. 

  Это прогрессивный  налог. Его минимальная  ставка - 19%, максимальная  — 53%. 

  Необлагаемый налогом  минимум составляет  в год 5616 евро (для  одиноких) и 11232 евро (для  семейных пар) 

  Для доходов, которые  не превышают для  одиноких 8153 евро  и 16307 евро для  семейных пар действует  пропорциональное  налогообложение  со ставкой 22,9%. Далее налог взимается  по прогрессивной  шкале до объёма  доходов в 120041 евро (для одиноких) и 240083 евро (для  семейных пар). Все  доходы выше облагаются  по максимальной  ставке 51%. 

  Действуют налоговые  льготы для детей,  возрастные льготы, льготы по чрезвычайным  обстоятельствам  (болезнь, несчастный  случай) и другие. 

2. Налог на добавленную  стоимость (НДС). 

  Налогом на добавленную  стоимость, в принципе  облагается любая  услуга, которую предприниматель  осуществляет за  плату в процессе  своей предпринимательской  деятельности. Объектом  налогообложения  является любая  услуга, не предназначенная  для личного потребления,  а также ввоз  предметов из стран,  не являющихся  членами ЕС. 

  Согласно Закону  о НДС в Германии  действуют две  налоговые ставки:

  общая налоговая  ставка, составляющая 19% и пониженная - 7%.

  Пониженная налоговая  ставка применяется  главным образом  при поставках,  личном пользовании  и ввозе большинства  продуктовых товаров  (за исключением  напитков) и в сфере  деятельности заведений  общественного питания.  Определенные льготы  предусмотрены и  для мелких предприятий.  НДС не взимается, например, с экспортных поставок и давальческой обработки предметов, предназначенных для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах. 

3. Налог с корпораций  уплачивают юридические  лица (акционерные  общества, различные  товарищества, а также  государственные  организации, в  том случае если  они занимаются  частной хозяйственной  деятельностью). Объектом  налогообложения  является их прибыль  в течение календарного  года. Если у корпорации  несколько собственников,  то ставка налога  составляет 30%. Если  владелец у корпорации  один, ставка - 45% прибыли. 

   
 
 
 
 
 

Важнейшие принципы налогообложения  в Германии

Информация о работе Особенности налоговой системы Германии