Особенности культуры древней Месопотамии

Автор: Лиля Петрова, 02 Июня 2010 в 17:30, реферат

Описание работы

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания.
Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Реферат: Особенности культуры древней Месопотамии.

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда  населявших эту обширную часть земного  шара, оставалась почти совсем неизвестной  человечеству. Сведения, почерпнутые  из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания. 
 
Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья, был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.

  Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, вопреки  разрушительным усилиям времени, людей  и природных стихий, продолжали и  продолжают поныне горделиво выситься над земной поверхностью. А не менее  громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и поглотили их останки.

  И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то, что  сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.

  Расшифровка учеными клинописных знаков была не менее важной вехой в истории. Она дала возможность не только понять законы жизни государств Передней Азии, но и проникнуть в волшебный мир древней поэзии, мифических сказаний о богах — владыках над стихиями и покровителях плодородных равнин, о героях — победителях зла в облике чудовищ.

  Впервые люди с изумлением осознали насколько богатой и разнообразной была духовная культура разных этапов (от 4-го до 1-го тысячелетия до н. э.) и разных народов древней Передней Азии. С середины XX века археологи проникли еще дальше в глубь веков, открыв доисторическую культуру Древнего Востока, восходящую к 8 — 5-му тыс. до н. э. Так перед человечеством постепенно, хотя далеко не полностью, вырисовывалась картина жизни великих древних народов, чьи опыт и мудрость положили начало многим нашим современным познаниям. научным и художественным представлениям, которые, естественно, не могли не отразиться на научных работах, что подтверждает работа Льва Любимова «Искусство древнего мира», где автор в живой и увлекательной форме рассказывает об истории первобытного искусства и искусства древнего мира (Египет, Ассиро-Вавилония, Греция, Рим) во все многообразии различных художественных памятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, резчиками по камню, ювелирами. В тонких анализах произведений искусства раскрывается непреходящая художественная ценность культурного наследия далеких эпох.

  Передняя  Азия не случайно именуется колыбелью  человеческой цивилизации. Действительно, многое из того, что окружает нас  сейчас и чем мы пользуемся в повседневной жизни существовало уже более  трех и четырех тысячелетий тому назад. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятичная система счета, установилось деление часового циферблата на 12 частей. Изучение небесных светил превратилось там в точную науку. Вавилонские жрецы, например, умели вычислять с большой точностью движ%ние пла-ет, время обращения Луны вокруг Земли. Шумерские и Вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни, строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии перенятые древними римлянами.

  Передняя  Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности обширные пространства земли от Персидского залива между  Средиземным, Черным и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства. как Шумер, Аккад и Вавилон. В северной части сформировалась Ассирия, расположенная по среднему течению Тигра. На восточном побережье Средиземного моря существовали Финикия и Палестина. В Малой Азии и Северной Сирии располагалась горная страна Хеттов и хурритское государство Митанни. В горных районах к северо-востоку от Тигра Находились Урарту и Иракское государство. Эти земли ныне принадлежат разным странам: северная часть Двуречья — Сирии, остальная ее часть — Ираку, а области Закавказья входили в бывший СССР.

  Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждал снабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до нас литературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей — «наместников богов на земле». Поскольку эти библиотеки содержали космологические и богословские трактаты, гимны богам, псалмы, собрания заклинаний и предсказаний, эпические поэмы, которые жрецы также относили к религиозной литературе, то многие ассириологи считали, что все сочинения древнего южного Междуречья имеют лишь богословский характер.

  Однако, крупнейший исследователь в области  шумерской литературы и письменности американский профессор Крамер не придерживается этой точки зрения, о чем ясно говорит его занимательный труд «История начинается в Шумере». Он находит в изучаемой литературе так же и темы земные. Этот подход к литературному наследию Шумера в значительной степени увеличивает ценность книги Крамера. Следует обратить внимание на то, что автор очень удачно сопоставляет отдельные элементы творчества шумеров с современной культурой. У автора можно увидеть интереснейшие наблюдения о поразительном сходстве индоевропейских сказаний. Он приходит к весьма интересному выводу: «Поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно предположить, что родиной эпической поэзии было Двуречье». [4. Стр. 223]. Этот труд знакомит нас со многими жанрами шумерской письменности и литературы, кроме лирики, т. к. лирические произведения шумеров пока еще не известны.

  Разноплеменная  культура Передней Азии, конечно, не могла  быть однородной. Сменявшие друг друга  народы, стремившиеся к захвату плодородных земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого и порой оказывались у него в плену. В труде И. Дьяконова «Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья» автор отмечает, что в государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского. Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены.

  Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в  Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика — резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой, выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы Передней Азии достигли высочайшего совершенства.

  Долгую  историю Древнего Двуречья принято  условно расчленять на отрезки по наименованиям городищ и мест первых находок, типичных для каждого периода. Самые ранние среди них, восходящие к эпохе неолита, — это период Халаф, относимый к концу 6—5 тыс. до н. э., и период Убайд (4—3 тыс. до. н. э.). Время распада первобытнообщинного строя приходится на период Урук (3500-3000 г. г. до н. э.) и Джемдет-Наср (3000 — 2850 г. г. до н. э.).

  Последующую историю ранних рабовладельческих  городов-государств, их расцвет и  упадок можно классифицировать как  предлагает А. Оппенхейм в труде  «Древняя Месопотамия». В 3 тыс. до н. э. поочередно возвышаются шумерские города-государства Южного Двуречья Ур, Урук, Лагаш (2850-2400 г. г. до н. э.), затем (24-22 вв. до н. э.) власть переходит к семитскому городу северной части Древнего Двуречья Аккаду, после чего происходит новое усиление шумерских городов Лагаша и Ура (2200-1997 г. г. до н. э.). Еще позднее (20-17 вв. до н. э.) большая часть Месопотамии объединяется под властью Вавилона. В 16-15 вв. до н. э. наивысшего расцвета достигло государство Митанни, образовавшееся в 17 в. до н. э. в Северном Двуречье. В свою очередь оно было разрушено в 1400 г. до н. э. Хеттской армией. Государство хеттов просуществовало 17 по 12 вв. до н. э. К 14 в. до н. э. усиливается мощь Ассирии, которая одержав верх над Вавилоном, постепенно превратилось в крупную военную державу. После гибели Ассирии, в конце 7 в. до н. э., под натиском вавилонских войск, происходит новое возвышение Вавилона и образуется Нововавилонское или Халдейское царство. Однако в конце 6 в. до н. э. и оно попадает под власть Ахеменидского Ирана, который превратился в обширнейшее государство, включившее в себя, помимо самого Ирана, всю Переднюю Азию.

  В заключение уместно сказать несколько  слов о задачах и целях данной работы. Основная задача и цель данной работы заключается в исследовании культуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры. Непосредственной целью является стремление к пополнению знаний в области истории культуры, постараться как можно ближе познакомиться с забытым миром, которому мы так многим обязаны.

  Глава I. ДРЕВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ ИСКУССТВА  ДВУРЕЧЬЯ. КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ 4 — 3-го тыс. до н. э.

  Памятники нового каменного века, сохранившиеся  на территории Передней Азии, весьма многочисленны  и разнообразны. Это культовые  статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях [3. Стр.90]. Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина [3. Стр.90]. Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях — охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления [6. Стр.90].

  Во  в. п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных  равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства — скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

  Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи [4. Стр.100]. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне [4. Стр.100]. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий [5. Стр.56].

  Каждый  город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук — богиню плодородия Инанну (Иннин) — олицетворение планеты  Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата  — солнечного бога Уту [5. Стр.56]. Жители Ниппура почитали отца бога Луны — бога воздуха Энлиля — создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства [5. Стр.56]. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

  В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, «Белый храм» и «Красное здание» в Уруке [3. Стр.92]. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании — мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков «зигатти», шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

Информация о работе Особенности культуры древней Месопотамии