Нетрадиционные идеологии (фундаментализм, антиглобализм, феминизм, идеология «зеленых»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:17, реферат

Описание работы

Политические партии — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Фундаментализм……………………………………………………………...4
§ 2. Антиглобализм………………………………………………………………..8
§ 3. Феминизм……………………………………………………………………12
§ 4. Идеология «зеленых»……………………………………………………….16
§ 5. Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Тем не менее, принято считать, что антиглобализм зародился во Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция» (ATTAC — Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens). Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина» (налога, предложенного в 1972 году нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином). Его суть состоит в том, что 0,1 % от всех финансовых операций направляется на борьбу с бедностью и поднятие экономики стран третьего мира. Кроме того, организация выступает за списание долгов развивающимся странам.

Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «битва в Сиэтле» в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по-настоящему большой резонанс в обществе и спровоцировала демонстрации в таких странах как Франция, Германия, Канада и т. д. С этого момента по всему миру начинают формироваться антиглобалистские движения и организации.

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зелёные», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодёжных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

Неоднородность антиглобалистского движения вызывает внутренние споры и конфликты.

Важные даты:

Июнь 1999 г. — в Кёльне состоялась первая манифестация антиглобалистов.

2000 год — организована информационная сеть антиглобалистов IndyMedia.

2001 год — Генуя — сорвать встречу лидеров «Большой восьмерки» приехало 200 000 антиглобалистов. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погиб анархист Карло Джулиани и один полицейский, более 300 человек с обеих сторон получили ранения.

Январь 2001 г. — Всемирный социальный форум в бразильском городе Порту-Алегри. Всемирный социальный форум собрал в Порту-Алегри более 11 тысяч делегатов из 122 стран мира.

Конец января 2006 г. — Всемирный Социальный Форум в Каракасе.

Антиглобализм в России

              В 2001 г. прошло несколько конференций в Санкт-Петербурге, направленных против «капиталистического глобализма», проведенных силами так называемых «патриотических» организаций (КПРФ, Петровская академия), а в апреле 2002 г. в Москве прошёл форум «Векторы антиглобализма», где была провозглашена «декларация сопротивления новому мировому порядку», приглашавшая к сотрудничеству различные силы — как политические, так и общественные, культурные, религиозные, считавшие своим врагом глобализацию в том виде, в каком её понимаю антиглобалисты: монополярный мир, ТНК, массовая культура, деградация нравственности, манипулируемость масс. На этой основе возникла Ассоциация общественных и общественно-политических организаций «Антиглобалистское сопротивление»[4], связанная с антиглобалистами Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Северного Кавказа, Поволжья, Центральной России, Сибири, а также с единомышленниками на Украине, в Азербайджане, Сербии, Армении, Польше, США (группа Линдона Ларуша), Австрии — Германии, Ирака, Сирии и др. регионов.

«Антиглобалистское сопротивление» провело три всероссийских форума, на которых были приняты программы, по которым ведется работа, и ряд программных документов.

Российские альтерглобалисты, изначально представленные движением «Альтернативы», Институтом «Коллективное действие» (ИКД) и Институтом проблем глобализации (ИПРОГ), довольно скептически относятся к деятельности «Антиглобалистского сопротивления» и не сотрудничают с политическими партиями. Основой кооперации альтерглобалистов является всемирное движение Социальных форумов. Традиция их проведения в России начинается с 2003 года, когда в Барнауле прошел первый Сибирский социальный форум. Также прошли местные социальные форумы в Воронеже, Москве, Новосибирске, Томске, Ижевске. Делегации российских активистов, координируемые ИПРОГ, ИКД и «Альтернативами», принимают активное участие во Всемирных, Европейских и локальных социальных форумах с 2001 года.

Первый Российский Социальный Форум прошел в Москве 16-17 апреля 2005 года после массовых выступлений против монетизации льгот по всей стране. I РСФ дал старт двум координационным структурам — Союзу Координационных Советов (СКС), объединившему разнообразные социальные группы в российских регионах, и Левому фронту — коалиции левых движений, политизированных профсоюзов и социальных групп. Второй Российский социальный форум прошел с 11 по 16 июля 2006 года во время саммита G8 в Санкт-Петербурге, став самым масштабным общероссийским мероприятием социальных движений.

Антиглобалистские организации

              Кроме вышеупомянутой организации АТТАК, могут быть названы следующие:

1. «Глобальное действие». Призывает к протестной деятельности как на улицах мегаполисов, так и в сельских районах (протестные движения фермеров в Европе и коммунальных сельхозкооперативов в Латинской Америке и Малой Азии), к теоретической критике корпораций и независимому анализу характера и последствий их деятельности.

2. «Блэк Блок» («Black Bloc»). Специализируется на погромах дорогих магазинов и офисов, столкновениях с полицией. Стоит на позициях анархизма. Выступает против капитализма, государства и войны.

3. «Третья позиция» («The Third Position»). Организация возникла в Лондоне. Идеологическая основа — причудливое сочетание крайне левых и крайне правых взглядов, предполагающих использование агрессивных методов протеста.

4. «Ya Basta». Итальянская организация, выступающая в поддержку движения Чьяпаса и против неолиберализма.

5. «Хактивист». Объединение хакеров-активистов, действующих по политическим мотивам.

6. Радикальные экологи (лидеры Ральф Найдер и теоретик Мюррей Букчин) считают, что избежать тотальной экологической катастрофы, неизбежно ждущей «общество растущего потребления», можно только при помощи антирыночной революции.

Тезисы

              Основной тезис антиглобалистов — нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала и ведёт за собой:

- Растущий разрыв в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира».

- Недопустимые условия для работников низкой квалификации транснациональных корпораций.

- Доминирование массовой поп-культуры, подавление свободного творчества, «стандартизация умов»

- Потребительское и хищническое отношение к природе, попытка «обхода» экологических проблем, вывоз грязных производств в страны «третьего мира»

- Господство идеологии неолиберализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, формирования из стран-неучастников «золотого миллиарда» сырьевых придатков т. н. «развитых стран» и т. д.

Этой модели глобализации противопоставляется иная — глобальное социальное творчество, совместное решение глобальных проблем, интернационализация, «сетевые структуры» по всему миру и т. д.

С 2001 года ежегодно проводится Всемирный социальный форум (в 2001 году в нём приняли участие представители 122 стран), который является альтернативой ежегодному Всемирному экономическому форуму, проходящему в швейцарском Давосе.


§ 3. Феминизм

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

О трёх «волнах» феминизма

Феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.

Зарождение и предтечи феминизма

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века. Среди активисток этого времени — София де Кондорсе.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792). Эта работа — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к феминистским произведениям.

Социалистический и марксистский феминизм

              Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту[5]. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

              Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что когда классовое угнетение будет уничтожено, исчезнет и половое неравенство. Эти мысли развиваются, в частности, в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Энгельс связывает подчинение женщины мужчине с формированием частной собственности, классового общества и изменением характера разделения труда в семье. По мнению марксистов, угнетение женщин полностью исчезнет только с окончательной ликвидацией общественного разделения труда и классового разделения. В частности, Александра Коллонтай подчеркивала, что «история борьбы работниц за лучшие условия труда, за более сносную жизнь есть история борьбы пролетариата за свое освобождение».

Радикальный феминизм

              Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

              Сепаратистский феминизм — это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику.

Информация о работе Нетрадиционные идеологии (фундаментализм, антиглобализм, феминизм, идеология «зеленых»)