Нетрадиционные идеологии (фундаментализм, антиглобализм, феминизм, идеология «зеленых»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:17, реферат

Описание работы

Политические партии — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Фундаментализм……………………………………………………………...4
§ 2. Антиглобализм………………………………………………………………..8
§ 3. Феминизм……………………………………………………………………12
§ 4. Идеология «зеленых»……………………………………………………….16
§ 5. Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

— 133.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Набережночелнинский филиал

Институт экономики, управления и права  (г. Казань)

 

 

Экономический факультет

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Политология»

по теме:  «Нетрадиционные идеологии (фундаментализм, антиглобализм, феминизм, идеология «зеленых»)»

 

 

 

Работу выполнил: студент 1 курса ДО Гусихина Е. С.

Группа 111с

Работу проверил: Гибадуллина Н. Н.

 

 

Набережные Челны 2011г. - 2012 г.


Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………...3

§ 1. Фундаментализм……………………………………………………………...4

§ 2. Антиглобализм………………………………………………………………..8

§ 3. Феминизм……………………………………………………………………12

§ 4. Идеология «зеленых»……………………………………………………….16

§ 5. Заключение…………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………………...20

 


Введение

Политические партии — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.

Рассмотрим некоторые более влиятельные из них.

Фундаментализм (от лат. Fundamentum — основание) — собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из вариантов данного течения является фундаментализм религиозный.

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

«зелёная партия» (с маленькой буквы) — современное политическое течение, которое рождается из обеспокоенности в связи с разрушением экосистем.


§ 1. Фундаментализм

Фундаментализм (от лат. Fundamentum — основание) — собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из вариантов данного течения является фундаментализм религиозный.

В качестве одной из основных своих задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе. Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов.

История термина

Термин изначально использовался для обозначения узконаправленных религиозных убеждений, развившихся в протестантское движение в США в начале XX века, и имеющих свои истоки в фундаменталистско-модернистских противоречиях, широко известных в тот период. Он был связан с публикацией серии произведений под заголовком «The Fundamentals. A Testimony to the Truth». Наиболее активно фундаменталистское течение проявляется в исламе, христианстве, иудаизме и индуизме, тем не менее, направления, имеющие признаки фундаменталистских, выявляются специалистами и в иных религиях.

Протестантский фундаментализм

Широкую популярность религиозный протестантский фундаментализм получил в южных штатах США, среди групп пресвитериан, баптистов и методистов в 1910-12-е годы Идеологами движения отвергались любые попытки критики и модернистского истолковывания Священного писания (сравн. либеральная теология). В 20-е годы XX века фундаменталисты провели ряд выступлений, критикующих победившие, к тому времени, эволюционистские основы в науке, а в южных штатах (например, штатах Теннеси, Арканзас, Миссисипи и др.) в 1921-29 гг. были приняты законы, запрещающие преподавание в государственных школах теории Дарвина о происхождении человека (см. Обезьяний процесс). В 1973 году в штате Теннеси была принята поправка к закону, позволяющая преподавать дарвиновское учение в качестве гипотезы наряду с креационистской библейской версией. В России в феврале 2006 г. был подан в Петербургский суд иск против комитета образования Санкт-Петербурга и Министерства образования, с требованием запретить в средних школах преподавание эволюционной теории Чарльза Дарвина, которая, по-мнению истцов, оскорбляет религиозные чувства. Иск поддержали представители РПЦ и других конфессий. С 1919 года существует Всемирная ассоциация фундаменталистов, которая в 1948 году была переименована в Международный совет христианских церквей (англ. International council of Christian churches), в который входило 140 протестантских организаций.

Католический фундаментализм

Менее радикальны чем протестанты, но весьма влиятельны в христианском мире католические фундаменталисты. К ним относят, в частности, «Священническое братство св. Пия Х», основанное в 1970 году архиепископом Марселем Лефевром. Конфликт Лефевра с официальным Ватиканом привёл к отлучению архиепископа от церкви. Не менее известна организация «Opus Dei» («Божье дело»), основанная испанцем Эскривой де Балагером в 1928 году и оказавшая большое влияние на ряд правых политических режимов XX века в Европе и Латинской Америке. Известны также «Militas Dei» («Воины Божьи») или «Лига католической контр-реформации» (Франция).

Католические фундаменталисты выступают против модернизма, экуменизма и реформированного богослужения, принятого II Ватиканским собором.

Православный фундаментализм

Зарождение православного фундаментализма в России относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом — созданием «Союза русского народа». Среди теоретиков того времени можно назвать А. И. Дубровина, В. А. Грингмута, о. Иоанна Восторгова, Н. Е. Маркова, В. М. Пуришкевича, архим. Макария (Гневушева), архиеп. Андроника (Никольского) и др.

Значительное влияние на рост православно-фундаменталистских настроений в российском обществе играет позиция РПЦ. Уже к середине 1990-х годов иерархи Православной церкви участвовали в лоббировании ужесточения религиозного законодательства по отношению к другим конфессиям, прежде всего «нетрадиционным». Начиная с 1998 года тенденция самостоятельной выработки консервативно-антилиберальных идей проявляется в выступлениях ряда церковных иерархов (в частности, митр. Кирилла (Гундяева), митр. Иоанна (Снычёва), еп. Серафима (Соболева)). Фундаменталистские круги объединялись вокруг широко известных проправославных СМИ (газета «Русь православная» и «Русь державная», «Радонеж», телепередача «Русский Дом»). Вместе с тем, в целом сторонники радикального фундаментализма в православии в настоящее время составляют маргинальное меньшинство верующих.

Общими основами современного православного фундаментализма являются: бескомпромиссный антиэкуменизм (особенно антисектантство и антикатолицизм); антилиберализм, антииндивидуализм, критика западной культуры; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Святое Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства и «Народ и Родина».[1]

Социальной базой православного фундаментализма в России являются женщины старшего поколения, интеллигенция (особенно гуманитарная). Во многих случаях фундаментализм представляет собой это маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования.

Исламский фундаментализм

              В настоящее время, в условиях постколониализма, в исламе наблюдается «исламский фундаментализм» — течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также «освобождения мусульманских земель от колонизаторов».

Теория и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием, данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направления ислама. В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности, в Исламской Республике Иран. В ряде других фундаменталистские движения действуют в качестве оппозиции существующим светским или традиционным государственным институтам, в качестве метода борьбы с которыми отдельными группировками фундаменталистов используются методы терроризма. Идеи исламского фундаментализма лежат в основе политического ислама (исламизма).

Исламофашизм

              Категорическое отрицание ряда ценностей Запада и склонность к радикальным методам борьбы против того, что Усама бин Ладен и другие исламисты называют «вторжением неверных» и «оккупацией арабских земель»[2], дали основание ряду учёных, публицистов и политиков ввести в оборот термин «исламофашизм», которое впервые использовал французский писатель и публицист Максим Роденсон, обозначивший им режим революционной исламской диктатуры в Иране после событий 1979 года Некоторые источники утверждают, что автором термина была итальянская писательница Ориана Фаллачи.

              Известный философ Френсис Фукуяма в 2002 году утверждал, что сегодняшний «конфликт цивилизаций» — это не просто борьба с терроризмом и не борьба с исламом как религией или цивилизацией, а скорее «борьба с исламофашизмом», то есть с радикально нетерпимой и антисовременной доктриной, отрицающей ценности западной цивилизации, которая недавно получила распространение во многих частях исламского мира.[3]

Иудейский фундаментализм

              Иудейский фундаментализм проявляется в деятельности ряда организаций и политических партий Израиля, выступающих за организацию всей жизни в государстве в соответствии с религиозными законами иудаизма. Некоторые группы ортодоксальных иудеев (так называемых харедим) часто конфликтуют с представителями светского населения Израиля в связи с несоблюдением последними строгих религиозных ограничений. Данные группы часто вступают в прямые столкновения с полицией.

Существует также ультрарадикальная иудейская организация «Неторей карто», вовсе не признающая Израиль как государство в связи с тем, что оно основано до прихода Мессии.

Индуистский фундаментализм

              В Индии действует несколько влиятельных и многочисленных фундаменталистских организаций, основанных на индуистской религии. В частности, «Раштрия Сваямсевак Сангх» («Союз добровольных служителей нации» — РСС) насчитывает около 4 млн членов. РСС имеет свои военизированные подразделения и профсоюзы. Кроме РСС известна также такая радикальная индуистская организация как «Шив сена» («Армия Шивы»). и радикальная молодёжная организация «Баджранг Дал» (Отряд сильных).


§ 2. Антиглобализм

              Антиглобализм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты — на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе.

              Более точное название программных целей и идеологии движения, называемого антиглобализмом — альтермондиализм. Годом рождения альтермондиализма считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО. Окончательно движение оформилось с началом проведения собственных оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в бразильском Порту-Алегри.

Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.

История движения

              Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, её сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать «новых левых» 1960-х — 1970-х годов.

В 1994 году произошло восстание индейцев штата Чьяпас под руководством Субкоманданте Маркоса. Субкоманданте Маркос обратился ко всем известным людям планеты, говоря о смерти ТНК и грядущей четвёртой мировой войне. Была создана Сапатистская армия национального освобождения, и в апреле 2001 года Субкоманданте Маркос возглавил поход на Мехико. К этому походу присоединились Габриэль Гарсия Маркес, Оливер Стоун, редактор «Монд Дипломатик» Игнасио Рамоне, ряд депутатов Европарламента.

Информация о работе Нетрадиционные идеологии (фундаментализм, антиглобализм, феминизм, идеология «зеленых»)