М.М. Сперанский – политический реформатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, ещё в 11 веке. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества.
Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры.

Содержание

Введение 3
1. М.М. Сперанский – политический реформатор
1.1. Две формы рабства
1.2. Система разделения власти
1.3. Манифест о создании Государственного совета.
5
9
11
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

      Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому  Сперанский считал, что нужно создать  учреждение, которое будет заботиться о плановом сотрудничестве между  отдельными органами власти и будет  являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его  замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет. Одновременно этот орган должен был  выступать блюстителем исполнения законодательства.

      1.3 Манифест о создании Государственного совета. 

      1 января 1810 года был объявлен манифест о создании Государственного совета, заменившего Непременный совет. М. М. Сперанский получил в этом органе должность государственного секретаря. В его ведении оказалась вся проходившая через Государственный совет документация. Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. Отныне все законопроекты должны были проходить через Государственный Совет. Общее собрание составлялось из членов четырёх департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел (до 1854 года), 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нём сам государь. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1751_1826). Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (новая должность)4.

      Сперанский  не только разработал, но и заложил  определённую систему сдержек и  противовесов в деятельности высших государственных органов при  верховенстве власти императора. Он утверждал, что уже на основе этого задается само направление реформ. Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. В докладной  записке Александру I он возлагает  надежды на то, что «если Бог  благословит все начинания, то к 1811-му году… Россия воспримет новое  бытие и совершенно во всех частях преобразится». Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом — возникновение в России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной власти». Но верховная власть в лице императора разделяла не все пункты программы Сперанского. Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Александр I был готов принять все это. Но между тем испытывал на себе и сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных преобразований в России.

      Также одной из идей было совершенствование  «чиновничьей армии» для будущих  реформ. 3 апреля 1809 г был издан указ о придворных званиях. Он менял порядок получения званий и определённых привилегий. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии же получали только те, кто нес государственную службу. Указ, реформировавший порядок получения придворных чинов, был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его действительным автором. В течение долгих десятилетий отпрыски знатнейших фамилий (буквально с колыбели) получали придворные чины камер-юнкера (соответственно — 5 класса), через некоторое время — камергера (4 класса). При вступлении по достижении определённого возраста в гражданскую или военную службу они, никогда и нигде не служившие, автоматически занимали «высшие места». Указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев приискать себе род деятельности (иначе — отставка).

      Второй  мерой был опубликованный 6 августа  1809 г указа о новых правилах производства в чины по гражданской службе, в тайне подготовленный Сперанским. В записке к государю под весьма непритязательным названием коренился революционный план коренного изменения порядка производства в чины, установления прямой связи получения чина с образовательным цензом. Это было смелым покушением на систему чинопроизводства, действующую с эпохи Петра I. Можно лишь представить, сколько недоброжелателей и врагов появилось у Михаила Михайловича благодаря одному этому указу. Сперанский протестует против чудовищной несправедливости, когда выпускник юридического факультета получает чины позже коллеги, нигде и никогда толком не учившегося. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или выдержавшим экзамены по специальной программе. В конце записки Сперанский прямо говорит о вредоносности существующей системы чинов по петровской «Табели о рангах», предлагая либо отменить их, либо регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Данная программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8-му классу «Табели о рангах». Начиная с этого класса и выше, чиновники имели большие привилегии и высокие оклады. Несложно догадаться, что желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило, немолодых, было просто не под силу. Ненависть к новому реформатору начинала возрастать. Император, защитив верного товарища своей эгидой, поднимал его по служебной лестнице.

      Элементы  рыночных отношений в экономике России были тоже освещены в проектах М. М. Сперанского. Он разделял идеи экономиста Адама Смита. Сперанский связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. В первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объём финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог — «подоходный прогрессивный». Меры эти дали положительный результат и как отмечал в дальнейшем сам Сперанский :"переменив систему финансов… мы спасли государство от банкротства". Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

      Летом 1810 г по инициативе Сперанского началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 г. За это время было ликвидировано министерство коммерции, были выделены дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Сами министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров — комитет министров для обсуждения дел административного и исполнительного характера.

      Над головой реформатора начинают сгущаться  тучи. Сперанский вопреки инстинкту  самосохранения продолжает самозабвенно трудиться. В отчете, представленном императору 11 февраля 1811 г, Сперанский докладывает: «/…/ исполнены следующие главные предметы: I. Учрежден Государственный совет. II. Окончены две части гражданского уложения. III. Сделано новое разделение министерств, составлен общий им устав и начертаны проекты уставов частных. IV. Составлена и принята постоянная система к уплате государственных долгов: 1) прекращением выпуска ассигнаций; 2) продажею имуществ; 3) установлением комиссии погашения. V. Составлена система монетная. VI. Составлено коммерческое уложение на 1811 год5.

      Никогда, может быть, в России в течение  одного года не было сделано столько  общих государственных постановлений, как в минувшем. /…/ Из сего следует, что для успешного довершения того плана, который Ваше Величество предначертать себе изволит, необходимо усилить способы его исполнения. /…/ следующие предметы в плане  сем представляются совершенно необходимыми: I. Окончить уложение гражданское. II. Составить  два уложения весьма нужные: 1) судебное, 2) уголовное. III. Окончить устройство сената судебного. IV. Составить устройство сената правительствующего. V. Управление губерний в порядке судном и исполнительном. VI. Рассмотреть и усилить способы  к погашению долгов. VII. Основать государственные ежегодные доходы: 1) Введением новой переписи людей. 2) Образованием поземельного сбора. 3) Новым устройством винного дохода. 4) Лучшим устройством дохода с казенных имуществ. /…/ Можно с достоверностью утверждать, что /…/ совершением их /…/ империя поставлена будет в  положение столь твердое и  надежное, что век Вашего Величества всегда будет именоваться веком  благословенным». Увы, грандиозные  планы на будущее, очерченные во второй части отчета остались неосуществленными (прежде всего сенатская реформа).

      К началу 1811 года Сперанский предложил  и новый проект преобразования Сената. Суть проекта в значительной мере отличалась первоначальной. Предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть — от короны, другая выбиралась дворянством. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришёл к выводу, что проект нужно отсрочить. Отметим ещё, что в 1810 году по плану Сперанского, был учрежден Царскосельский лицей. 

            заключение 

      Такой была в общих чертах политическая реформа. Крепостное состояние, суд, администрация, законодательство — все нашло  в себе место и разрешение в  этой грандиозной работе, оставшейся памятником политических дарований, далеко выходящих за уровень даже высокоталантливых  людей. Некоторые упрекают Сперанского  в том, что он мало уделял внимания крестьянской реформе. У Сперанского  мы читаем: «Отношения, в которые  поставлены оба эти класса (крестьяне  и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы  крестьяне были ему полностью  подчинены; интерес крестьянства состоит  в том чтобы дворяне были также  подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е  крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. «Таким образом, Россия разделенная на различные  классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между  собой, и оставляет правительству  весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом — то есть на разделении враждебных классов  — если оно и будет иметь  то или другое внешнее устройство, — те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и  столько же парламентов, — есть государство  деспотическое, и пока оно будет  состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет  быть государством монархическим». Сознание необходимости, в интересах самой  политической реформы, упразднить крепостное право, а равно и сознание необходимости, чтобы перераспределение власти соответствовало перераспределению  политической силы, явствует из рассуждения. 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Ключевский  В. О. «Исторические портреты. Деятели  исторической мысли». — М.: Правда. 1991 — 622 С.
  2. Луковская Д.И, Гречишкин С. С., Морозов В. И. Научная библиотека: Михаил Михайлович Сперанский (материалы к биографии). — М.: электронный экземпляр, 2001. – 320 С.
  3. Томсинов В. А. Судьба реформатора, или Жизнь Сперанского. - М.: Норма, 2003 – 542С.

Информация о работе М.М. Сперанский – политический реформатор