Избирательная система и избирательное право Республики Беларусь

Автор: a************@list.ru, 25 Ноября 2011 в 00:49, реферат

Описание работы

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.
Актуальность данной темы еще более очевидна сегодня, когда с легкостью нарушаются избирательные права человека. Когда выборы зачастую превращаются либо в покупку депутатского мандата, либо становятся назначением на должность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем……4
2.Избирательное право и избирательная система в Республике Беларусь…………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

реффератт.docx

— 36.15 Кб (Скачать)

     В Кодексе предусматривается обязательное опубликование решений об образовании  избирательных округов и участков для голосования, об образовании  избирательных комиссий и их составов, сообщений о регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты, в члены  Совета Республики, об итогах выборов, референдума и т.д. Отчеты о заседаниях Центральной комиссии, избирательных  комиссий, комиссий по референдуму  систематически публикуются в республиканских  и местных средствах массовой информации. Все это направлено на обеспечение гласности, открытости и прозрачности при проведении выборов, референдума. 
Избирательный кодекс обеспечивает соблюдение международных стандартов и при проведении голосования на выборах, референдуме. Для реализации гражданами права на участие в выборах, референдуме предусмотрены большие возможности.

     Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать  на участках для голосования, которые  образуются дипломатическими представительствами  Республики Беларусь. Граждане имеют  право проголосовать на участке  для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях  и воинских частях). Предусмотрено  также и досрочное, не ранее чем  за пять дней до выборов, голосование  и голосование по месту нахождения граждан. На всех участках для голосования  с момента опечатывания ящиков для  голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том  числе от иностранных государств и международных организаций, представители  средств массовой информации. Ящики  для голосования устанавливаются  таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно  проходили через кабины или комнаты  для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование  за других лиц не допускается. Сразу  же после подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.

     Процедура установления результатов выборов  четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования  считаются состоявшимися, если в  голосовании приняло участие  более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать  в выборах. Избранным считается  кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе  абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие  более 25 процентов избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

     Защита  избирательных прав участников избирательного процесса осуществляется путем обжалования  в вышестоящие избирательные  комиссии и суд. Сроки рассмотрения избирательных споров имеют унифицированный  характер и в равной степени обязательны  для соблюдения как судами, так  и избирательными комиссиями. По общему правилу решения по жалобам, поступившим  в ходе избирательной кампании, принимаются  в трехдневный срок, а в день голосования – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют  дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем  в десятидневный срок. Следует  отметить, что при обращении в  суд с жалобами на действия избирательных  комиссий гражданам не нужно уплачивать государственную пошлину. Надзор за соблюдением избирательного законодательства осуществляет прокуратура.

     Избирательный кодекс Республики Беларусь действует  уже четыре года. За этот период появилась  стабильная правоприменительная практика, повысилась правовая квалификация организаторов  выборов и постоянных участников избирательного процесса. На основании  этого документа проведены выборы Президента Республики Беларусь (2001 год), депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь второго и третьего созывов (2000 и 2004 годы), а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать четвертого созыва (2003 год). Очередной проверкой избирательной системы на прочность явилось одновременное проведение 17 октября 2004 года республиканского референдума и выборов в Палату представителей. Успешное их проведение стали убедительным свидетельством жизненности и демократичности избирательной системы Республики Беларусь.

 

      Заключение

     Итак, выборы – способ формирования с  помощью голосования органов  государства и органов местного самоуправления.

     Реализация  гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия  в управлении государством. Порядок  и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно–  правовых актах конкретных государств. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется  в их важнейших функциях. Свои функции  выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы тесно связаны с избирательным  правом.

     Максимальное  участие электората в выборах показатель политической активности граждан и уровня демократизации самой политической системы. Однако возможны ситуации абсентеизма. Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – уклонения избирателей от участия в политической жизни, в том числе от участия в голосовании.

     В широком смысле избирательная система  – это система общественных отношений, которые возникают в связи  с выборами и реализацией норм избирательного права.

     В узком – это закрепленные в  законодательном порядке способы  выдвижения кандидатов, образования  избирательных округов, подсчета голосов  и распределения депутатских  мест в парламенте.

     Наиболее  древней и простой является мажоритарная система. Согласно данным на 1997г. она  действовала в 83 из 153 демократических  государств. Свое название она получила от фран. слова «большинство».

     Второй  основной вид избирательной системы  – пропорциональная. Она призвана обеспечить соответствие уровня представительства  партии в органах власти той поддержке, которая ей оказана на выборах. Поэтому  места в парламенте распределяются между партиями и блоками пропорционально  числу голосов подданных за них.

     Для того, чтобы преодолеть недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, сохранить их преимущества в ряде государств используются смешанные  избирательные системы.

     Огромную  роль играет, прежде всего то, в чьих руках сосредотачивается управление страной. Но ведь нам предоставлена  возможность, каждому лично сделать  свой выбор относительно того, кто  станет Президентом страны, кто будет  представлять наши интересы в Верховном  Совете, кого мы увидим во  главе  своей страны. Именно мы выбираем депутатов  представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

     Рассмотрев  работу, я могу сделать следующие  выводы. Избирательное законодательство не стоит на месте. Принимаются избирательные  законы. Вносятся изменения в Избирательный кодекс Республики Беларусь.

     Я надеюсь, что изложенный выше материал все-таки является неким обзором  становления и развития избирательного права и законодательства Республики Беларусь. 

 

      Литература 

     
  1. Основы  идеологии современного государства: Учебное пособие для вузов / Под  общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 – 491 с.
  2. Политология: под ред. проф. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
  3. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.-1997.-№ 24.- Ст. 463.
  4. Избирательный кодекс Республики Беларусь .– Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2000.
  5. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004.

Информация о работе Избирательная система и избирательное право Республики Беларусь