Избирательная система и избирательное право Республики Беларусь

Автор: a************@list.ru, 25 Ноября 2011 в 00:49, реферат

Описание работы

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.
Актуальность данной темы еще более очевидна сегодня, когда с легкостью нарушаются избирательные права человека. Когда выборы зачастую превращаются либо в покупку депутатского мандата, либо становятся назначением на должность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем……4
2.Избирательное право и избирательная система в Республике Беларусь…………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

реффератт.docx

— 36.15 Кб (Скачать)

     Периодичность избирательных кампаний всех уровней, ограниченность по срокам занятия выборных должностей, напряженность борьбы на выборах, порой с применением  грязных приемов, немалые расходы  государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов подчас вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Мировой опыт, в том числе  российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть - это власть, в наибольшей степени  подверженная коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который  в условиях реальной состязательности кандидатов, партий свободно и сознательно  определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в  интересах общества и государства.

     Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а  также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное  волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов  и норм избирательного права и  права на участие в референдуме. 

    1. Избирательное право и избирательная  система в Республике Беларусь.
 

     В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней  и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

     Избирателями  являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах  не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения  свободы. В голосовании не принимают  участия лица, в отношении которых  в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

     Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин  Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано  не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается. С момента введения поста Президента в Республике Беларусь выборы Президента проходили дважды: в 1994 году и в 2001 году.

     Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит  из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит  из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может  стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

     Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит  из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных  Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой  же срок назначаются Президентом  Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший  на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

     Депутаты  местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов  может стать обладающий пассивным  избирательным правом гражданин  Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах  депутатов местных Советов депутатов  наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане Российской Федерации.

     В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами  в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты  граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном  аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

     Правовую  основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями), принятая на республиканском  референдуме 1996 года; Избирательный  кодекс Республики Беларусь; Закон  Республики Беларусь «О Центральной  комиссии Республики Беларусь по выборам  и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

     Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2000 году, объединил в себе правовые нормы, регулирующие четыре вида выборов, проведение референдумов и организацию  отзыва депутатов и членов Совета Республики. Кодекс состоит из двух частей - Общей и Особенной, 10 разделов, 29 глав, 156 статей.

     Подобная  унификация избирательного законодательства позволяет проводить по единым правилам все виды выборов и способствует созданию стабильной и единообразной  правоприменительной практики.

     Общая часть регулирует основные принципы избирательной системы, референдума, отзыва депутата, порядок образования  избирательных округов, участков для  голосования, составления списков  граждан, имеющих право участвовать  в выборах, референдуме, голосовании  об отзыве депутата. В ней содержатся полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов в  организации подготовки выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В Общей части определена система  комиссий по проведению выборов Президента, депутатов, референдума, голосования  об отзыве депутата, регламентируются порядок образования, полномочия и  организация работы комиссий.

     В Особенной части последовательно  изложены все процедуры, связанные  с выборами Президента, депутатов  Палаты представителей, местных Советов  депутатов, членов Совета Республики. В данной части содержатся разделы  о референдуме, отзыве депутата, члена  Совета Республики.

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные  комиссии. Избирательным кодексом определен  высокий статус избирательных комиссий, которые в пределах своих полномочий независимы от государственных органов  и органов территориального общественного  самоуправления. Предусмотрена возможность образования комиссий в плюралистическом составе. Возглавляет систему избирательных комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Порядок образования Центральной комиссии определен Конституцией Республики Беларусь. Центральная комиссия является независимым органом, который формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются совместными представлениями областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Члены Центральной комиссии, являющиеся членами политических партий, обязаны приостановить свое членство в партии и в период работы в комиссии не могут принимать участия в деятельности партии, а также выполнять ее поручения.

     Избирательные комиссии (в зависимости от вида выборов они имеют разную систему), комиссии по референдуму формируются  из представителей политических партий, других общественных объединений, представителей трудовых коллективов и граждан  путем подачи заявлений.

     Подготовку  и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные избирательные  комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а  также участковые избирательные  комиссии.

     Проведение  выборов депутатов Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные комиссии.

     Выборами  депутатов местных Советов депутатов  занимаются территориальные избирательные  комиссии – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные  комиссии по выборам в областные  Советы депутатов и территориальные, которые в городе Минске осуществляют функцию окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, и участковые избирательные комиссии.

     Окружные  и территориальные комиссии образуются по совместному решению президиумов  соответствующих местных Советов  депутатов и исполнительных комитетов. Участковые, а также городские (в  городах районного подчинения), поселковые, сельские территориальные избирательные  комиссии формируются исполнительными  органами.

     Избирательным кодексом предусмотрено сохранение полномочий территориальных избирательных  комиссий по выборам в местные  Советы до назначения выборов в местные  Советы нового созыва. Это позволяет  названным комиссиям проводить  выборы депутата вместо выбывшего, голосование  об отзыве депутата местного Совета и  дает возможность возлагать на эти  комиссии полномочия комиссий по выборам  Президента и комиссий по референдуму. Такой порядок обеспечивает преемственность  в работе комиссий и позволяет  сохранить кадровый потенциал организаторов  выборов.

     Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики.

     Кандидаты в депутаты могут выдвигаться  тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора  подписей избирателей. Самый простой  способ выдвижения – от партии. Закон  предоставляет право высшему  партийному органу одновременно выдвинуть  кандидатов во все 110 избирательных  округов по выборам депутатов  Парламента при условии, что партия зарегистрирована Министерством юстиции  не позднее, чем за шесть месяцев  до назначения выборов и имеет  на территории избирательных округов  нижестоящие структуры. Аналогичным  образом на местном уровне происходит выдвижение кандидатов в депутаты местных  Советов, при этом выдвижение осуществляют местные руководящие структуры  партий.

     При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов  – не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75, а городского (города районного  подчинения), поселкового, сельского  Совета – не менее 20 избирателей.

     Выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей могут избиратели в трудовых коллективах, насчитывающих не менее 300 работающих, а кандидатов в депутаты соответствующих  местных Советов – такое же количество избирателей, как и при  сборе подписей. Выборы проводятся по одномандатным избирательным  округам, образуемым соответствующими избирательными комиссиями с соблюдением  принципа равенства: разница между  числом избирателей в избирательных  округах не должна, как правило, превышать 10 процентов.

     В Избирательном кодексе содержатся нормы, обеспечивающие гарантии деятельности и права кандидатов, закрепляется равенство прав и обязанностей кандидатов, регулируются права кандидатов на пользование  средствами массовой информации, проведение предвыборной агитации, использование  помощи доверенных лиц.

     Всем  кандидатам в Президенты, в депутаты Палаты представителей предоставлено  право на бесплатные выступления  по государственному телевидению и  радиовещанию, а также на бесплатное опубликование в печати своей  предвыборной программы. Государство  берет на себя расходы по изготовлению информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения  для встреч с избирателями.

     В соответствии с избирательным законодательством  кандидат при выдвижении представляет в комиссию сведения биографического  характера, которые в определенном объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей.

     При проведении предвыборной агитации все  кандидаты на выборные должности  уравнены в своих финансовых расходах, так как выделенные из государственного бюджета на эти цели средства аккумулируются избирательными комиссиями и распределяются поровну между кандидатами для  того, чтобы они имели возможность  изготовить свои предвыборные плакаты.

     Особое  значение в Избирательном кодексе  придается открытости и прозрачности избирательного процесса, о чем свидетельствует  специально посвященная этому 13 статья Кодекса. Согласно этой статье избирательные  комиссии, представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют  граждан о своей работе и принимаемых  решениях по вопросам подготовки и  проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В целях обеспечения гласности  при проведении выборов и установления контроля за избирательным процессом  в Кодексе предусматривается, что  на заседаниях комиссий, при проведении досрочного голосования, голосования  по месту нахождения избирателя (участника  референдума), а в день проведения голосования – в помещениях для  голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания  подведения результатов голосования  вправе присутствовать депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, доверенные лица кандидатов, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, средств массовой информации, наблюдатели от иностранных  государств и международных организаций. Наблюдатели от иностранных государств и международных организаций  приглашаются в Республику Беларусь Президентом страны, Палатой представителей и Советом Республики Национального  собрания, Советом Министров, Министерством  иностранных дел, Центральной комиссией  Республики Беларусь по выборам и  проведению республиканских референдумов.

Информация о работе Избирательная система и избирательное право Республики Беларусь