Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Целью рефарата является: раскрытие сущности и особенностей глобализации, глобальных проблем человечества и их влияние на современное общество.
Задачи:
- Рассмотреть основные подходы к анализу процесса глобализации.
- Раскрыть основные черты процесса глобализации.
- Выявить последствия развития процессов глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………3
1.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА………………………………………….......................................5
1.1 КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.....……...……………………..5
1.2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ………………………………..9
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА……………….17
2.1 ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ………………………..17
2.2 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

GJKBNJKJUBZ.docx

— 64.39 Кб (Скачать)

     Например, для решения проблем сохранения биологического разнообразия Международным  союзом биологических наук (International Union of biological sciences — IUBS) еще в 1988 году инициируется программа исследований, координирующая исследования в этой области ради сохранения всего существующего на Земле. Решение этих задач в рамках традиционного разделения наук невозможно; требуется привлечение усилий ученых, чьи специальности находятся на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. В.И. Вернадский одним из первых отметил характерную черту развития научного знания в XX столетии, подчеркивая, что «мы все больше специализируемся не по науками, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой — расширять охват его со всех точек зрения» [11, c. 143].

     Данная  особенность развития научного знания необходимо ведет к повышению  интегративного статуса философского знания и методологической функции  философии в рамках единства культурологии  и естествознания, на стыке которых  и обретает особую актуальность проблема устойчивого развития и проблема сохранения.

     Все это свидетельствует о том, что  потребности развития современной  цивилизации выдвигают на передний план, разработку казалось бы отвлеченной  философской проблемы — сохранения, практическое воплощение которой связано с методологическим осмыслением изучения закономерностей устойчивого функционирования и развития самых различных систем. Разработка и поиски общей теории устойчивого развития, интегрирует, стягивает в себя самые различные, на первый взгляд, отрасли человеческой деятельности, позволяя отыскать общее в них, направить интеллектуальные усилия человечества на поиски ответов и решений тех граней бытия, которые связаны с самым главным — что необходимо делать, чтобы просто быть в вечном хаосе изменений. Человечество на всех этапах своего развития стремилось осмыслить порядок в универсуме, упорядочить стихию своей социальной жизни, выдвигая с этой целью самые различные варианты мифологического мировоззрения, обосновывая и регламентируя жизнь родовой общины исходя из объективно существующего стремления сохранить целостность первобытных форм социума. Многие фрагменты наследия Гераклита Эфесского отражают роль и значение Логоса как источника, причины гармоничного, упорядоченного, устойчиво развивающегося Космоса. Религиозное учение, относящееся к другому региону — учение Кришны проповедует, что главная обязанность человека содействовать гармонии человека с окружающим миром, «целокупности мира» [11, c. 144].

     К основным глобальным проблемам можно  отнести следующие :

     Опасность термоядерной войны. Эта опасность значительно уменьшилась после окончания «холодной» войны между США и СССР, когда из-за гонки вооружений в СССР произошёл экономический крах, распад СССР, экономические и политические реформы в России. Сегодня Россия вышла из экономического кризиса и, в ответ на наступление НАТО к нашим границам, начинает развивать свои вооружённые силы. В «ядерный клуб» первоначально входили только пять стран – США, СССР, Британия, Франция и Китай, которые препятствовали попыткам других стран овладеть технологией производства атомной или термоядерной бомбы. Но несколько лет назад испытания ядерного оружия провели Индия и Пакистан, отношения между которыми являются очень напряжёнными из-за спорных территорий на границе. Работу по созданию ядерного оружия ведёт коммунистический режим в Северной Корее, действия которого могут быть совершенно непредсказуемыми. Кардинальным решением этой проблемы в США считали создание космического оружия, когда с помощью орбитальных лазеров можно будет сбивать ракеты противника на взлёте над чужой территорией, но этот проект оказался слишком дорогостоящим [10, c.240].

     Опасность глобального терроризма. США подверглись атаке со стороны международных террористов. С помощью пассажирских самолётов были полностью разрушены два небоскрёба всемирного торгового центра в Нью-Йорке и повреждено здание Пентагона. В ответ США провели военные операции в Афганистане и Ираке. В Афганистане американцы свергли фундаменталистский режим движения «Талибан», разгромили тренировочные базы террористов, пытались найти и арестовать их лидеров, но им так и не удалось арестовать лидера организации «Аль Каида» Усаму Бен Ладена и лидера движения «Талибан» муллу Омара. В Ираке американцы с небольшими потерями в живой силе сумели свергнуть режим Саддама Хусейна, но сегодня они имеют большие потери в живой силе в результате партизанской войны и бесчисленных террористических актов в этой стране [10, c. 245].

     Опасность новых эпидемий, таких как СПИД, атипичная пневмония и т.д. Опасность  таких «болезней цивилизации, как  рак, аллергия и инфаркт. Ведётся  работа по поиску новых лекарств и  способов лечения. Профилактика «болезней  цивилизации» осуществляется с помощью  развития спорта, улучшения экологии, борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией  и абортами.

     Опасность исчерпания природных ресурсов: нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов и т.д. Существует два способа решения  проблемы с ресурсами:

а) экономное  расходование этих дефицитных ресурсов,

б) поиск заменителей  этим ресурсам. Например, можно делать мебель не из древесины, а из металла  или пластика.

Существуют способы  опреснения солёной морской воды, но эти способы требуют значительных затрат энергии. Кражи проводов из алюминия в России в некоторых случаях  заставили заменить их проводами  из стали.

     Опасность энергетического кризиса. Растут цены на энергоносители, что заставляет экономить энергию, создавать более экономичные двигатели внутреннего сгорания. Чернобыльская авария показала, что атомные станции являются опасными объектами, что заставило разработать проекты более безопасных реакторов. Расширилось использование альтернативных источников энергии, которые используют энергию Солнца, ветра, приливов, подземных источников горячей воды, но все эти генераторы являются маломощными и зависят от климата. Кардинальным решением этой проблемы могло бы стать создание термоядерных станций, которые могут иметь неисчерпаемый источник энергии, но проекты подобных станций очень далеки от завершения [10, c.247].

     Опасность голода и перенаселения в развивающихся  странах на фоне обострения проблем  с ожирением и снижением рождаемости  в цивилизованных странах. Это вызвало поток миграции из развивающихся стран в цивилизованные страны, необходимость продовольственной помощи развивающимся странам и рост в них иждивенческих настроений. Проблему голода должна решить «зелёная» революция – применение орошения, новой сельскохозяйственной техники, высокоурожайных сортов растений и дающих высокую отдачу пород скота. Необходимо, чтобы фермерские хозяйства вытеснили примитивные формы организации труда крестьян. Проблему высокой рождаемости можно решить с помощью средств ограничения рождаемости. С этой целью в Китае применили высокие налоги на второго и последующего детей, но иногда эти меры приводят к появлению «подпольных» детей [10, c. 247].

     Опасность некомпетентности людей, которая приводит к разрыву между всё возрастающей сложностью окружающего мира и возможностью человека ориентироваться в новом  мире. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать систему образования. Но система платного образования  ставит непреодолимые барьеры для  бедных студентов.

     Вывод состоит в том, что все глобальные проблемы сегодня находятся в  стадии частичного разрешения. Человечеству рано или поздно удаётся решить любую  проблему, после чего начинают возникать  новые проблемы. Вся история человечества представляет собой бесконечную  цепь возникновения и разрешения всё новых и новых проблем. 
 
 
 
 
 

             Заключение 

     Итак,  глобализация — это процесс перехода от экономик отдельных стран к  экономике международного масштаба. Существует много самых разных мнений относительно приносимого ей пользы или вреда. Главный довод в  пользу глобализации — либерализм. Аргументы против — увеличение роли капитала в политике и жизни. Взаимозависимость  увеличивает уязвимость мировой  системы от локальных нестабильностей. Последствия глобализации двояки. Кому-то глобализация может принести огромную пользу, а другим она  принесет вред. 

     Очевидно, что глобализация серьезно изменит  не только ландшафт мировой экономики  и политики, но и качество жизни  человеческого сообщества. Под понятием глобализации скрываются серьезные  техно- и культурогенные факторы, потенциал которых только начинает раскрываться. Все это несет с собой как новые шансы, так и новые угрозы человеческому существованию, о которых сегодня много говорят, но которые пока с трудом поддаются глубокому философскому осмыслению. На новые, глобальные вызовы невозможно отвечать старым языком, бессмысленно предлагать опробованные решения. В этой связи резко возрастает потребность в новых подходах и новых теоретических парадигмах для социальной науки и этики.

     Глобализация  уже давно перестала быть академической  концепцией. Это объективная тенденция. Впрочем, процесс глобализации –  не есть нечто новое. Экономическая  история человечества – это история  поиска форм наиболее эффективного разделения труда. И глобализация, в этом смысле, лишь новая страница длинной летописи.

     Глобальное  общество – это современное общество на всём земном шаре, когда вместо множества  изолированных локальных цивилизаций  возникла единая земная цивилизация. Этот процесс начался в новое время в эпоху великих географических открытий, когда начались контакты между различными цивилизациями. Затем европейские страны разделили весь остальной мир на колониальные империи и начали вводить европейские изобретения по европейскому образцу. Сегодня сложился глобальное общество во главе с глобальным «парламентом» – Организацией Объединённых Наций, где построены глобальная информационная сеть связи – Интернет, система глобальной миграции населения и глобального туризма, система глобального разделения труда между Севером и Югом, система глобальной телевизионной службой новостей, система глобальной киноиндустрии. Английский язык стал языком международного общения в этом глобальном обществе. Идёт процесс стирания национальных границ. Но появились и глобальные проблемы, которые не могут быть решены усилиями только одной страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1.«Глобализация  как реальность современного  мира» -http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/Politologia/65480.doc.html

2.История создания ООH как системы [Электронный ресурс] - http://calendar.best-party.ru/oon/articles/199. Дата доступа [22.11.2011, 20:44:45].

3.«Организация Объединенных Наций: история создания и задачи» [Электронный ресурс] - http://www.rian.ru/spravka/20100425/225397629.html,

дата доступа: [22.11.2011, 21:23:15].

4.«Европейский союз в ХХ – ХХI веках» [Электронный рeсурс] - http://pena.do.am/publ/istorija/vsemirnaja_istorija/evropejskij_sojuz_v_konce_xx_nachale_xxi_veka/31-1-0-47, дата доступа: [22.11.2011, 22:34:45].

5.Биография И.Валлерстайна [Электронный ресурс] - www.politnauka. org/person/wallerstein.php, дата доступа: [22.05.2011, 13:51:05].

6.Добреньков В.И. Глобализация и Россия: Социологический анализ. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 447 с.

7.Зиновьева Т.В. Основные социологические термины: Учебное пособие. – Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 66 с.

8.Биография У.Бека [Электронный ресурс] - http://www.univer.omsk.su/omsk/ socstuds/ubek/ bio.html, дата доступа: [22.05.2011,  16:46:14].

9.Бек,  У. Что такое глобализация? /Пер.  с нем. А.Григорьева и В.Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция,2001.-304 с.

10.В.Стариков – «Глобальные проблемы современности. Интересное обществознание.» - Березники, 2009г. – 263 c.

11.Е.Н. Ростошинский – «Культурология и глобальные проблемы современности». - Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество. Серия “Symposium”. Выпуск 11. СПб. 2001. С.140-144

12.Нижников С.А. – «Философия: курс лекций:учебное пособие для вузов.». М.: Изд-во "Экзамен". 2006. 383 С.


Информация о работе Глобальные проблемы современности