Глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Целью рефарата является: раскрытие сущности и особенностей глобализации, глобальных проблем человечества и их влияние на современное общество.
Задачи:
- Рассмотреть основные подходы к анализу процесса глобализации.
- Раскрыть основные черты процесса глобализации.
- Выявить последствия развития процессов глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………3
1.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА………………………………………….......................................5
1.1 КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.....……...……………………..5
1.2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ………………………………..9
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА……………….17
2.1 ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ………………………..17
2.2 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

GJKBNJKJUBZ.docx

— 64.39 Кб (Скачать)

 Характеризуя  различные концепции глобализации, Бек выделяет 2 основных подхода.  Некоторые исследователи стремятся  выявить одну доминирующую логику  глобализации. В качестве таковой  чаще всего рассматривается развитие  мировой капиталистической системы  (например, концепция Валлерстайна), хотя центральная роль может отводится политическим либо культурным процессам (например, концепция Робертсона). С другой стороны, существует точка зрения, которую разделяет и сам Бек, что глобализация определяется несколькими различными факторами. Бек пишет: "рядом друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей" [9, с. 26].

      Резюмируя выводы изложенных концепций, можно  сказать, что глобализация подразумевает  следующие изменения:

- кризис национального  государства; 

- формирование  сетевого общества (без центра), где  социальные связиосуществляются неиерархически;

  - различные "ответы" культур на "американизацию";

  - формирование транснациональных социальных связей;

  - осознание людьми единства мира;

  - манипулирование символами и значениями для достижения социально значимых целей.

     Кроме того, как отмечает Бек, существует международное неравенство в  распределении риска. Экономически развитые страны Запада все в большей  степени переводят наиболее опасные  промышленные производства в бедные развивающиеся страны. Но, как полагает Бек, в условиях мировой экономической  интеграции возникает так называемый эффект бумеранга, то есть страны Запада оказываются не в состоянии полностью  оградить себя от последствий экологических  катастроф в других регионах мира [9, c. 58].

       И в конечном итоге, как утверждает  Бек, общество риска не признает  национальных границ, оно становится  действительно всемирным, глобальным. Решение экологических проблем  возможно лишь в результате  международных переговоров и  соглашений. Но с точки зрения  Бека, в мире еще не сложились  политические условия, которые  способствовали бы преодолению  экологической угрозы. И основные  надежды Бек связывает с формированием  новой политической культуры, ростом  активности и политического влияния  новых социальных движений. 
 

1.2 Глобализация в  политике 

     Глобальная  политика меняет традиционные представления  о различиях между внутренней и внешней, внутригосударственной  и международной, территориальной  и не территориальной политикой. Политические решения и действия в одной части мира быстро отражаются во всем остальном мире. Центры политического  действия и принятия решений могут, благодаря современным средствам  коммуникации, превращаться в сложные  системы совместного принятия решений  и политического взаимодействия.[1]

     Глобализация  политических рынков выражается прежде всего в расширении круга экономических  субъектов, на запросы которых вынуждены  реагировать как национальные правительства, так и международные организации. Применительно к национальным государствам уже не приходится говорить об исключительной “национальной” или “территориальной”  принадлежности экономических субъектов, интересы которых принимают во внимание правительства. В широком смысле речь идет о том, что круг источников политической поддержки правительства (а значит, и субъектов, в чьих интересах формируется экономическая  политика) выходит за рамки территориально-государственных  границ. Применительно же к международным  экономическим организациям политическая глобализация означает появление многочисленных новых “игроков” мирохозяйственной  системы (в первую очередь ТНК  и неправительственных организаций), влияние которых по ряду параметров сравнимо с влиянием национальных правительств.[1]

     Конкуренция за власть в межгосударственной системе  не требует особого культурного  консенсуса между странами. Соответственно возник такой феномен, как “глобальное  правление” (“global governance”). Он означает развитие специализированных международных организаций. Примерами таких организаций являются[1] : ООН и Европейский союз.

     Система Организации Объединенных Наций (далее  ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились  первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций  было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в  результате буржуазно-демократических  революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими  тенденцию к взаимозависимости  и взаимосвязанности государств [2].

     Как известно, лозунг неотъемлемости и  незыблемости суверенитета народа и  государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических  революций во многих европейских  странах. Новый правящий класс стремился  закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В  то же время развитие рыночных отношений  стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере  орудий производства.

     Научно-технический  прогресс, в свою очередь, привел к  тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание  развиваться в рамках суверенного  государства и невозможность  делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой  формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации [2].

     Вначале, главной целью межгосударственного  сотрудничества в рамках международных  организаций можно было считать  контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными  организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать  интеграционные тенденции с целью  вовлечения государств-членов. Обычная  сфера сотрудничества  - связь, транспорт, отношения с колониями.

     Вопрос  о возникновении первой международной  организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную  комиссию судоходства по Рейну, возникшую  в 1815 году. Кроме европейских и  американских комиссий по международным  рекам, характеризующихся строго специальной  компетенцией, в 19 веке создавались  так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы [2].

     Именно  административные союзы оказались  наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых  было сотрудничество государств в специальных  областях, межправительственные организации  развивались в течении целого века.

     Начало  двадцатого столетия ознаменовало конец  спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма  породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала  развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание  губительности мировых войн для  всей человеческой цивилизации оказало  воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.[2]

     Идея  создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

     Один  из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей  эффективным инструментом  политического  и международного сотрудничества.

     В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем  организации международного мира и  безопасности двигалась весьма медленно.

     Вторая  мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими  армиями, дала мощный толчок правительственной  и общественной инициативе по организации  мира и безопасности [2].

     На  правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

     Название  Объединенные Нации, предложенное президентом  Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда  во время Второй мировой войны  представители 26 государств обязались  от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского  блока [3].

25 апреля 1945 г.  представители 50 стран собрались  в Сан-Франциско на Конференции  Объединенных Наций по созданию  международной организации, чтобы  разработать Устав ООН [3].

     На  повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями  Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

25 июня 1945 г. Устав  из 111 статей был единогласно принят.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала  его позднее, и стала 51-м государством-основателем [3].

     ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был  ратифицирован Китаем, Францией, Советским  Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших  его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации  Объединенных Наций.

     В преамбуле Устава говорится о  решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения  от бедствий войны".

     Целями  ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и  безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов  агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались  действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными  средствами; отказ в международных  отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной  неприкосновенности или политической независимости любого государства [3].

     В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское  объединение угля и стали (ECSC —  European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган [4].

     Формирование  Европейского союза происходило  в несколько этапов:

В 1951 году подписан Парижский договор (вступил в  силу в 1952 г.). Создается Европейское  объединение угля и стали. Инициаторами являлись французы. Таким образом  они пытались поставить под контроль тяжелую промышленность Германии, чтобы  с одной стороны, интегрировать  ее в европейское сообщество, а  с другой не допустить угрозы с  ее стороны. В рамках этой системы  создается система руководящих  органов в Европе. Применяется  система сдержек и противовесов, чтобы удержать баланс между европейскими и национальными интересами. Крупные Европейские государства воспринимают европейское сообщество как инструмент власти (особенно Франция), Германия воспринимает Европейский союз как средство политической интеграции. Мелкие государства ищут у Европейского союза поддержку. Одновременно делались попытки распространения интеграции и на военно-политическую сферу (например, попытка создания европейской армии в рамках НАТО). Проект об армии предложен в 1950 г. генералом Плевеном, но был отклонен. В результате создан лишь специальный корпус вооружения [4].

Информация о работе Глобальные проблемы современности