Бюджетная система стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать бюджетные системы стран СНГ.
Задачи:
1) Рассмотреть бюджетную систему как инструмент государственного регулирования экономики;
2) Изучить налогово-бюджетную политику стран Содружества;
3) Исследовать бюджетные системы стран СНГ на примере Украины, Республик Казахстана и Беларуси.
Объектом исследования является процесс формирования и функционирования бюджетных систем стран СНГ.
Предмет – структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Правовое регулирование бюджетного процесса в странах СНГ................5
1.1.Бюджетная система как инструмент государственного регулирования экономики...............................................................................................................5
1.2. Налогово-бюджетная политика стран СНГ..............................................8
2. Структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ........................13
2.1. Бюджетная система Украины........................................................................13
2.2. Бюджетная система Республики Казахстан...............................................17
2.3. Бюджетная система Республики Беларусь................................................21
Заключение............................................................................................................26
Приложения........................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭГиМС печать.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     2.2. Бюджетная система  Республики Казахстан

     Казахстан – вторая после России по территории страна СНГ; один из лидеров по темпам экономического роста, уровню жизни  населения; доходы государства в  значительной степени формируются  за счет экспорта нефти и нефтепродуктов. Бюджетный кодекс Республики Казахстан устанавливает основные положения, принципы и механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, регулирует бюджетные и межбюджетные отношения в стране. Бюджетная система страны представляет собой совокупность бюджетов и Национального фонда республики. В Казахстане утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областные бюджеты, бюджеты городов республиканского значения; столицы; бюджеты районов(городов областного значения).

     Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах: 
1. принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в Республике Казахстан; 
2. принцип полноты - отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

3. принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров, стратегических планов государственных органов;

4. принцип транспарентности — обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации; 
5. принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;

6. принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов; 
7. принцип самостоятельности бюджета - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации; 
8. принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, основанное на прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов; 
9. принцип обоснованности — планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов;

10. принцип своевременности - зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке Республики Казахстан, принятие обязательств государственными учреждениями в соответствии с индивидуальными планами финансирования по обязательствам, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами; 
11. принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;

12. принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств; 
13. принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан; 
14. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - направление и использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ на достижение показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, с соблюдением законодательства Республики Казахстан.

     С 1997 года бюджетный процесс в Казахстане осуществляется на основе единой бюджетной классификации, разработанной в соответствии с международными стандартами. Введение бюджетной классификации позволило повысить прозрачность бюджетной системы. Следующим важным шагом в развитии бюджетной системы Республики Казахстан стало введение казначейской системы исполнения бюджета, что позволяет контролировать все доходы и расходы государственного бюджета.[3]

     С 2000 года наметилась тенденция снижения дефицита государственного бюджета  республики, основные причины которого:

  • Реформирование налоговой системы путем введения в действие Налогового кодекса, объединившего большое количество налоговых законов;
  • Перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные механизмы, что значительно снизило нагрузку на бюджет страны;
  • Досрочное погашение существенной части внешнего долга страны, позволило сократить расходы на его обслуживание;
  • Развитие реального сектора экономики, чему в определенной степени способствовало увеличение кредитования банками производственной сферы за счёт более широкого привлечения денежных средств населения в формировании ресурсной базы банковской системы путем введения системы страхования вкладов
  • Реформа пенсионного обеспечения.

     Анализируя  бюджетный процесс в Республике Казахстан, можно отметить целый  ряд положительных моментов в развитии его организации создание единой бюджетной классификации, введение казначейской системы исполнения бюджета; установление ответственности администраторов за реализацию бюджетных программ и контроль за ходом их исполнения; снижения дефицита государственного бюджета при одновременном увеличении объема доходов и расходов, оптимизации их структуры. 

     2.3. Бюджетная система  Республики Беларусь

     В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области). Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).[13] Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Бюджетная система организуется на основании следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной  информации о республиканском и  местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Полнота бюджетов достигается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных и платежей иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств. Реальность бюджетов означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.[14] Гласность бюджетов требует доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения И принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством.

     Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский  бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы п расходы, которыми распоряжаются соответствующие  государственные органы. Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсом между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

     Распределение доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  г. Минска утверждается Законом о  бюджете Республики Беларусь на очередной  финансовый (бюджетный) год.

     К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты  поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых па соответствующей территории.[15]

     Местные исполнительные и распорядительные органы. Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных  интересов п интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

     Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между  областными бюджетами и бюджетами  районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.

     Распределение части республиканских налогов  и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Бюджетная система стран СНГ