Бюджетная система стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать бюджетные системы стран СНГ.
Задачи:
1) Рассмотреть бюджетную систему как инструмент государственного регулирования экономики;
2) Изучить налогово-бюджетную политику стран Содружества;
3) Исследовать бюджетные системы стран СНГ на примере Украины, Республик Казахстана и Беларуси.
Объектом исследования является процесс формирования и функционирования бюджетных систем стран СНГ.
Предмет – структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Правовое регулирование бюджетного процесса в странах СНГ................5
1.1.Бюджетная система как инструмент государственного регулирования экономики...............................................................................................................5
1.2. Налогово-бюджетная политика стран СНГ..............................................8
2. Структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ........................13
2.1. Бюджетная система Украины........................................................................13
2.2. Бюджетная система Республики Казахстан...............................................17
2.3. Бюджетная система Республики Беларусь................................................21
Заключение............................................................................................................26
Приложения........................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Реферат по ЭГиМС печать.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

       Министерство  образования и науки Российской Федерации

       Пензенский  государственный университет

       Факультет экономики и управления

       Кафедра «Государственное управление и социология региона» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Реферат

         по экономике государственного  и муниципального сектора

         на тему:

       «Бюджетная система стран СНГ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

       студентка группы 09ЭГ1

       Миропольцева  Е. Д.

       Проверил:

       к. с. н. , доцент Алехин Э.В. 
 
 

Пенза 2011 г. 

Содержание

Введение...........................................................................................................3

1. Правовое регулирование бюджетного процесса в странах СНГ................5

1.1.Бюджетная  система как инструмент государственного регулирования экономики...............................................................................................................5

1.2. Налогово-бюджетная  политика стран СНГ..............................................8

2. Структура  бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ........................13

2.1. Бюджетная  система Украины........................................................................13

2.2. Бюджетная  система Республики Казахстан...............................................17

2.3. Бюджетная  система Республики Беларусь................................................21

Заключение............................................................................................................26

Приложения........................................................................................................31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Финансовые системы стран Содружества Независимых Государств (СНГ) формировались на общем постсоветском пространстве, что оказало существенное влияние на содержание бюджетных отношений в этих странах. В процессе исследования выделяются как общие, так и отличительные черты, характерные для отдельных стран и территорий. Одной из важных проблем современного этапа развития финансовых отношений в странах СНГ является совершенствование формирования доходов территориальных бюджетов. Упорядочение процесса обеспечения финансовыми ресурсами полномочий органов власти и управления выступает важнейшим условием укрепления государственности на основе принципа финансовой самостоятельности. Таким образом, тема реферата актуальна, так как от уровня обеспеченности доходами бюджетов территорий во многом зависит социально-экономическое положение граждан.

     Вопросы теории и методологии формирования доходов бюджетов территорий нашли отражение в работах отечественных и зарубежных экономистов. Здесь следует отметить таких авторов, как В.В. Азерная, A.M. Бабич, О.А. Бойтуш, А.Г. Грязнова, А.З.

     Дадашев, Л.А. Дробозина, А.А. Замотаев, Н.А. Истомина, А.Ю. Казак, Т.М. Ковалева, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, Ю.Н. Петров, Г.Б. Поляк, Л.И. Пронина, В.М. Родионова, М.В. Романовский, В.А. Рыжков, Б.М. Сабанти, А.И. Татаркин, В.Б. Христенко, Н.А. Ширкевич и др. Однако в отечественной и зарубежной литературе многие вопросы теории и практики формирования доходов бюджетов территории разработаны недостаточно полно. Отсутствует методика оценки эффективности формирования бюджетных систем.

     Цель работы: исследовать бюджетные системы стран СНГ.

         Задачи:

  1. Рассмотреть бюджетную  систему как инструмент государственного регулирования экономики;
  2. Изучить налогово-бюджетную политику стран Содружества;
  3. Исследовать бюджетные системы стран СНГ на примере Украины, Республик Казахстана и Беларуси.

    Объектом исследования является процесс формирования и функционирования бюджетных систем стран СНГ.

    Предмет –  структура бюджетов и бюджетный процесс в странах СНГ. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Правовое регулирование  бюджетного процесса  в странах СНГ

1.1.Бюджетная  система как инструмент государственного регулирования экономики

     Бюджетные системы являются важным инструментом государственного регулирования, реформирования и устойчивого  развития экономики  каждой из стран СНГ.

     Характеристика  возможности интеграционных процессов  в странах СНГ  предполагает рассмотрение как проблем формирования доходов бюджетов, так и приоритетных направлений расходования средств. Учитывая, что налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджетов, кратко рассмотрим развитие налоговых систем стран СНГ – бывших республик Советского Союза которые были сформированы в условиях планово-директивной экономики, когда преобладали государственные предприятия. В условиях либерализации цен и растущей доли частной собственности налоговые системы нуждались в реформировании в соответствии с требованиями рыночной экономики. Преобразования начались в первую очередь с налогов являющихся основным источником доходов бюджетов – налогом на добавленную стоимость, налога на прибыль ,налога на доходы физических лиц, акцизов. Значительные изменения в налоговые системы стран СНГ были внесены в период 1990-2001 г.

     При проведении налоговых реформ страны СНГ на первоначальном этапе широко использовали опыт России, но в дальнейшем направления реформ стали существенно различаться. Отметим что основные виды взимаемых в государствах – участниках СНГ налогов соответствуют наиболее распространенным в мировой практике налоговым платежам. В частности это налог на прибыль юридических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог с определенными модификациями и др.[2] В то же время налоговая система каждой страны имеет свои особенности, обусловленные целым рядом обстоятельств. Общая проблема – высокая налоговая нагрузка на предприятия, одно из следствий – сложности при формировании доходной части государственных бюджетов во всех странах – участницах СНГ. Как показывает мировая практика, причинами реформирования налоговой системы любой страны являются состояние экономики и государственного бюджета.

     В последние годы принимаются решения  по гармонизации налоговых систем в  рамках СНГ, которые оказывают прямое влияние на состояние доходной части  бюджетов, что требует внесение изменений  в налоговое и бюджетное законодательство. В частности, с июля 2001 года косвенные налоги при торговле хозяйствующих субъектов рамках СНГ, а в рамках Союзного государства Беларуси и России также при реализации нефти и нефтепродуктов с 2005 года взимаются по принципу «страны назначения» , т. е. облагаются импортируемые и не облагаются экспортируемые товары. В результате из-за превышения экспорта над импортом товаров уменьшились поступления в федеральный бюджет России. Соответственно  с января 2005 года в целях повышения доходной части федерального бюджета РФ были увеличены ставки налога на добычу полезных ископаемых. С августа 2003 года введены новые условия применения таможенных пошлин при торговле в рамках Таможенного союза. Если сделка совершается между резидентами Таможенного союза, то таможенная пошлина, как и раньше не взимается. Такие изменения были связаны с тем, что значительная доля товаров переформировывалась и другие поставки вывозились за пределы Таможенного союза.

     Несмотря  на длительный период реформирования национальных экономик, бюджетных и налоговых систем, финансовое положение в государствах Содружества остается достаточно сложным.[1] В этих условиях особую значимость приобретает эффективность бюджетной политики, так как состояние государственных финансов оказывает, как правило, решающее воздействие: на реальный сектор экономики государств – участников. Наиболее важной проблемой бюджетных систем ряда государств Содружества ещё остается несбалансированность ресурсов и обязательств ,не всегда и не в полном объёме органами власти исполняются принятые на себя обязательства, прежде всего в части социальных гарантий, предусмотренных национальными доходами. Бюджетная несбалансированность осложняется также недостаточно четким разграничением полномочий органов власти различных уровней, отсутствует полноценный анализ эффективности осуществляемых расходов, что приводит к недостаточной концентрации ресурсов на решение стратегических задач.

     Большая и растущая часть бюджетных средств  в государствах СНГ используется на финансирование социальной сферы и государственного управления. Меньшая – на развитие экономики. Общей характеристикой инвестиционных процессов являются децентрализация капитальных вложений, уменьшение удельного веса капитальных вложений, финансируемых за счёт бюджетных средств. Изменилась отраслевая структура капитальных вложений: инвестиции направляются преимущественно в топливную промышленность, электроэнергетику, в гораздо меньших объёмах – аграрному сектору экономики, машиностроения, легкой промышленности.

     В последнее время наметилась тенденция стабилизации финансового положения в экономике государств- участников СНГ. Примером тому служит снижение бюджетного дефицита в Казахстане, Украине, Кыргызстане, Молдове. Положительно следует оценивать разработку и введение бюджетных кодексов, создание основ системы исполнения государственных бюджетов. Производится сокращение нерациональных затрат, что положительно сказывается на реструктуризации бюджетных расходов большинства государств Содружества.[5] Дальнейшее расширение внешнеэкономических связей внутри СНГ является одним из условий структурной реорганизации экономики и повышения её эффективности. При этом важнейшей задачей интеграционного сотрудничества является создание единого и экономического и правового пространства. Основные направления сближения национальных законодательств государств- участников СНГ предусматривает разработку общих принципов налогового, бюджетного регулирования, общих условий порядка перемещения финансовых средств, товаров, взаимных расчетов. 

1.2. Налогово-бюджетная политика стран СНГ

     С целью гармонизации и унификации налогово-бюджетного законодательства Межпарламентской ассамблеей СНГ приняты: общая часть: отдельные главы  специальной части  Модельного налогового кодекса, касающиеся порядка начисления и уплаты отдельных налогов – налога на добавленную стоимость, акцизы, подоходного налога с физических лиц, применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Модельный закон «О бюджетной классификации»: Декларация о принципах местного самоуправления; в 2008 году планировалось принятия Модельного бюджетного кодекса.

     Анализ  бюджетных систем стран СНГ позволяет  констатировать актуальность повышения  эффективности бюджетной политики в следующих направлениях:

  1. Принятие гармонизированных налоговых законов:
  2. Снижение налоговой нагрузки с целью стимулирования развития экономики;
  3. Оценки структурных бюджетных расходов с целью их минимизации в том числе сокращения обязательств государств, которые в данный момент не могут быть профинансированы, сокращение внешнего долга, который требует значительных затрат на обслуживание;
  4. Концентрация ресурсов консолидированных бюджетов на решение стратегических задач;
  5. Завершение формирования казначейских систем исполнения бюджетов;
  6. Обеспечение прозрачности расходования средств бюджетов путем раскрытия финансовой информации и повышения контроля в бюджетной сфере;
  7. Совершенствование методики прогнозирования доходной и расходной части бюджетов исходя из реальных условий развития экономики конкретной страны;
  8. Разработка бюджетной стратегии на среднесрочную и долгосрочную перспективу и др.

Информация о работе Бюджетная система стран СНГ